Урок русского языка на тему "Твердые и мягкие согласные звуки". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и деятельность учителя: Формировать представление о твёрдых и мягких согласных звуках;

Планируемые результаты:

  • Предметные: отличать твёрдый согласный звук  от мягкого согласного звука, объяснять различия.
  • Метапредметные:  оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической  формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

II. Минутка чистописания (под музыку)

III. Постановка темы урока

 Учитель.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.

– О  каком времени года говорится в стихотворении?

– Что происходит и меняется с наступлением весны?

– Какой сейчас месяц?

Учитель. Ребята, давайте подумаем и скажем, чем мы будем заниматься на уроке, а отгадку вы найдёте в словах:

Доска:

СОРОКА, КОРОВА, ПЧЕЛА, ВОРОНА.

(спиши эти слова)

– на какие группы можно разделить эти слова?

– дайте характеристику каждому слову;

– какое слово лишнее, почему?

– Сформулируйте тему урока.

Учитель.

– Какие буквы дают мягкость согласным звукам?

– Какие буквы дают твёрдость согласным звукам?

IV. Работа по учебнику

С. 81-82 (правило)

Слайд: Игра (Давайте поможем бегемотику наклеить наклейки к нужным словам и с нужными звуками)

Слайд: Весна (Поможем гномам починить домик)

V. Физкультминутка

Учитель.

VI. Продолжение работы по теме.

1. Работа по карточкам в паре:

Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели грачи и скворцы расцвели подснежники вспорхнула первая бабочка.

Учитель:

Давайте, вспомним все, что мы с вами уже знаем о предложении? Составьте предложения, озаглавьте тект.

Что же такое предложение? (Это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу)

Что выражает предложение? (Законченную мысль)

С какой буквы начинаем писать предложение?

Посчитайте, сколько предложений в тексте?

Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (интонацией, повышение голоса в начале предложения, понижение голоса в конце).

Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

– Спиши первое предложение, выдели главные члены.

– Подчеркните  твёрдые согласные.

Учитель.

Солнце елочки пригрело,
Сосны и валежники.
На поляну вышли смело
Первые подснежники.
На проталинке стоят,
На ветру качаются,
Словно звездочки горят,
Лесу улыбаются.

– С наступлением весны, солнышко все чаще стало согревать своим теплом землю. А вам Солнце подарило каждому маленькое солнышко, и хочет проверить вас как вы усвоили сегодняшний материал. Возьмите каждый свое солнышко и подчеркните мягкие согласные.

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.

VII. Итог урока

– Понравился вам урок?

– Какие звуки бывают?

– Какие буквы обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Кто сегодня работал на уроке лучше всех?