Задачи:
- закрепление словообразования притяжательных прилагательных;
- закрепление словообразования названий детенышей животных;
- закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения;
- работать над совершенствованием звуковой стороны речи, улучшением дикции;
- закреплять умение составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
Оборудование:
- предметные картинки (дикие животные, их детеныши, жилища животных);
- набор «Четвертый – лишний»;
- серии сюжетных картинок «Нашли ежа», «Зайка и морковка».
Ход занятия
1. Оргмомент.
Постановка цели.
2. Игра «Угадай».
Отгадывание загадок [1]:
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
|
М |
Е |
Д |
В |
Е |
Д |
Ь |
|
|
|
Л |
И |
С |
А |
|
|
В |
О |
Л |
К |
|
|
|
|
|
|
|
З |
А |
Я |
Ц |
|
|
|
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой? (Медведь)
За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала, –
Нет ни дома, ни пожара. (Лиса)
Серый, злой,
По лесам и полям рыщет,
В лесу зайцев,
А в деревне овец ищет. (Волк)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
Логопед: «Как одним словом назвать этих животных? Почему дикие? Почему лесные?»
3. Игра «Звери играют в прятки».
Дети отгадывают животных по ушам, хвостам, лапам, туловищу.
Чья лапа? (Заячья, беличья, медвежья, волчья, ежиная, лисья, барсучья и т.д.)
Чей хвост? (Заячий, беличий, …)
Чьи уши? (Заячьи, беличьи, …)
Чье туловище? (Заячье, беличье, …)
4. Игра «Найди семью».
Необходимо собрать семью и назвать ее членов.
Заячья семья: заяц, зайчиха, зайчата.
Ежиная семья: ёж, ежиха, ежата.
Лисья семья: лис, лиса, лисята.
Волчья семья: волк, волчица, волчата.
И т.д.
5. Игра «Чей домик?».
Необходимо найти и назвать жилища животных (волчье логово, лисья нора, медвежья берлога, беличье дупло, ежиная нора и т.д.).
6. Игра «Кто здесь лишний?».
Составление сложноподчиненных предложений на материале «Четвертый – лишний».
- лиса, медведь, малина, ёж.
(Лишняя – малина, потому что это ягода, а лиса, медведь и ёж – это дикие животные.)
- волк, барсук, белка, лисенок;
- заяц, лягушка, медведь, лиса;
- медвежонок, лисенок, белка, ежонок;
- берлога, изба, логово, нора.
7. Физминутка.
8. Игра «Собери и расскажи».
Необходимо разложить картинки в правильном порядке и составить рассказ.
Рассказы по картинкам «Нашли ежа», «Солнце и зайка» [2].
9. Скороговорки [3].
Правильно, четко и быстро произнести скороговорки:
– Змея шипит, а жук жужжит.
– У ежа – ежата, у ужа – ужата.
– Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
– Зоиного зайку зовут Зазнайка.
– У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.
11. Итог.
Литература:
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
- Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у дошкольников. М., «Просвещение», 1989.
- Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.