Логопедическое занятие в старшей группе "Жизнь животных"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Задачи:

  • закрепление словообразования притяжательных прилагательных;
  • закрепление словообразования названий детенышей животных;
  • закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения;
  • работать над совершенствованием звуковой стороны речи, улучшением дикции;
  • закреплять умение составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

Оборудование:

  • предметные картинки (дикие животные, их детеныши, жилища животных);
  • набор «Четвертый – лишний»;
  • серии сюжетных картинок «Нашли ежа», «Зайка и морковка».

Ход занятия

1. Оргмомент.

Постановка цели.

2. Игра «Угадай».

Отгадывание загадок [1]:

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

 

 

 

Л

И

С

А

 

 

В

О

Л

К

 

 

 

 

 

 

 

З

А

Я

Ц

 

 

 

Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой? (Медведь)

За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала, –
Нет ни дома, ни пожара. (Лиса)

Серый, злой,
По лесам и полям рыщет,
В лесу зайцев,
А в деревне овец ищет. (Волк)

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)

Логопед: «Как одним словом назвать этих животных? Почему дикие? Почему лесные?»

3. Игра «Звери играют в прятки».

Дети отгадывают животных по ушам, хвостам, лапам, туловищу.

Чья лапа? (Заячья, беличья, медвежья, волчья, ежиная, лисья, барсучья и т.д.)

Чей хвост? (Заячий, беличий, …)

Чьи уши? (Заячьи, беличьи, …)

Чье туловище? (Заячье, беличье, …)

4. Игра «Найди семью».

Необходимо собрать семью и назвать ее членов.

Заячья семья: заяц, зайчиха, зайчата.

Ежиная семья: ёж, ежиха, ежата.

Лисья семья: лис, лиса, лисята.

Волчья семья: волк, волчица, волчата.

И т.д.

5. Игра «Чей домик?».

Необходимо найти и назвать жилища животных (волчье логово, лисья нора, медвежья берлога, беличье дупло, ежиная нора и т.д.).

6. Игра «Кто здесь лишний?».

Составление сложноподчиненных предложений на материале «Четвертый – лишний».

  • лиса, медведь, малина, ёж.

(Лишняя – малина, потому что это ягода, а лиса, медведь и ёж – это дикие животные.)

  • волк, барсук, белка, лисенок;
  • заяц, лягушка, медведь, лиса;
  • медвежонок, лисенок, белка, ежонок;
  • берлога, изба, логово, нора.

7. Физминутка.

8. Игра «Собери и расскажи».

Необходимо разложить картинки в правильном порядке и составить рассказ.

Рассказы по картинкам «Нашли ежа», «Солнце и зайка» [2].

9. Скороговорки [3].

Правильно, четко и быстро произнести скороговорки:

– Змея шипит, а жук жужжит.

– У ежа – ежата, у ужа – ужата.

– Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

– Зоиного зайку зовут Зазнайка.

– У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.

11. Итог.

Литература:

  1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у дошкольников. М., «Просвещение», 1989.
  3. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.