"Алгоритмы". 9-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока:

  1. помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, свойства алгоритмов, виды алгоритмов.
  2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  3. развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Теоретическая часть.
  4. Обобщение изученного материала.
  5. Итог урока.

Ход урока

I. Орг. момент. Приветствие.

II. Актуализация знаний.

Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому пользователю необходимо обладать определенной компьютерной грамотностью. Данная тема очень важна, т.к. необходима при сдачи ГИА и ЕГЭ.

Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Однако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения:

  1. Достать ключ из кармана.
  2. Вставить ключ в замочную скважину.
  3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.
  4. Вынуть ключ.

III. Теоретическая часть.

(презентация)

План:

  1. Возникновение алгоритмов
  2. Понятие «алгоритм»
  3. Свойства алгоритмов
  4. Виды алгоритмов
  5. Способы представления

Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика.

Просмотрите видео, что можно сказать, какие действия выполняет человек?

Видео «чашка чая»

Так что же такое алгоритм? Каково его научное определение?

Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

(раздать опорный конспект) (приложение 1)

Мы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах деятельности человека (школа, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач...). Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Если мы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов которые мы с вами постоянно выполняем.

На каких предметах вы уже встречаете алгоритмы выполнения действий?

(примеры из школьных предметов)

Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм.

Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...

Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.

Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой.

Несмотря на то, что мир алгоритмов очень разнообразен, всегда удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.

(слайд) Свойства алгоритмов:

Попробуем раскрыть эти свойства (учебник стр. 149).

Но в учебнике нет некоторых свойств, каких?

  1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);
  2. Понятность (должен состоять из команд понятных исполнителю);
  3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);
  4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);
  5. Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).
  6. точность. Каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным

Для решения алгоритма необходимо его представить в какой-либо форме.

Алгоритм можно описать следующими способами:

  1. Словесный
  2. Символьный
  3. Графическийс помощью блок-схем. На уроках информатики, обычно, используется этот способ

В опорном конспекте вы видите, что для блок-схем существуют обозначения в виде геометрических фигур. (см. приложение 1)

С помощью этих блоков записываются различные алгоритмы.

Виды алгоритмов:

  1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);
  2. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)
  3. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);

IV. Практическая работа.

Работа в паре: придумать и записать алгоритм выполнения действия

Вопросы:

  1. Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов.
  2. Какие свойства алгоритмов вы знаете?
  3. Какие виды алгоритмов вы знаете?
  4. Какие способы записи алгоритмов вы знаете?
  5. Что такое исполнитель алгоритмов?
  6. Что такое программа?

V. Домашнее задание.

  1. Учить конспект, прочитать по учебнику.
  2. Написать по одному алгоритму на каждый вид.

VI. Подведение итогов урока.

Анализ и оценка успешности достижения цели занятия. Определение перспективы последующей работы.