ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познание.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.
ЦЕЛЬ: развитие интереса у дошкольников к миру взрослых людей через ознакомление со сферой трудовой деятельности лесника.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- формировать представления о профессии лесника, показать значимость этой профессии для общества и природы;
- познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность;
Развивающие:
- развивать зрительное восприятие и внимание, слуховую память; развивать быстроту мышления и зрительно-поисковую деятельность;
- развивать чувства цвета, колорита, композиции; поощрять проявление творчества;
- развивать умение выражать собственные эмоции и воображаемые образы через слова и движения.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;
- развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
- воспитывать любознательность;
- развивать самостоятельность в выполнении правил и норм поведения;
- способствовать овладению типичными формами взаимодействия (одновременные действия с другими, обмен функционально распределяемыми действиями внутри группы, соблюдение договора в процессе игры).
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер; слайдовая презентация; набор букв к слову «лесничий»; кедровая шишка, кедровые орехи; набор карточек с изображением диких животных, набор карточек с изображением мест обитания животных; карточки с ребусами животных (лось, кабан, косуля, заяц); прозрачные пластиковые стаканчики с кормом для животных (кора, картофель, сено, капуста); два пустых плаката, отдельно: названия «Берегите лес», «Лес – наше богатство», картинки для коллажа; удостоверения «Помощник лесника».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: заучивание наизусть загадок о диких животных, рассматривание иллюстраций по теме «дикие животные».
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
- www.rosleshoz.gov.ru – «Профессия лесничий»
- uroki-online.com – Профессия лесничий (видео инструкция)
- www.freevideoklip.ru – «Загадочная профессия лесничий»
- www.youtube.com – «Белка. Измайловский лес», «Лось»
Ход урока
– Сегодня я хочу вас познакомить с интересным человеком, у него очень редкая профессия, но чтобы узнать, кем он работает, нужно собрать «рассыпанное» слово (на столе буквы к слову «ЛЕСНИЧИЙ» – дети складывают его).
– Да, ребята, правильно, отлично справились! Это действительно лесничий.
– Вы знаете, кто такой лесничий?
Предлагаю послушать, что о своей профессии рассказывает сам лесничий.
СЛАЙД 2 (видео с лесничим)
– Как вы думаете, о чем еще не рассказал лесничий?
– Чем еще он занимается в лесу? (наблюдает за животными, организует подкормку зимой).
Предлагаю побыть помощниками лесника и отправиться в лес.
СЛАЙД 3
Посмотрите, как красиво в лесу! Идем тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц.
Психогимнастика «Дыхание леса»
Перешагиваем через поваленные деревья и пни, раздвигаем ветки.
СЛАЙД 4 (видео с белкой)
– Кого вы увидели?
Давайте понаблюдаем за белкой. Только не спугните ее (дети просматривают видео).
Белочка убежала и после себя оставила свое лакомство (видим на полу кедровую шишку с орешками и скорлупа от съеденных орехов).
– Почему белка не сгрызла все орехи, некоторые оставила в шишке? Мы же ее не напугали!
Я знаю один секрет, который мне рассказал знакомый лесник. Но нужно все проверить. Вы согласны узнать секрет и помочь его проверить?
ОПЫТ с кедровыми орешками
(На столе – кедровые орехи)
Я точно не знаю, как определяет белка, пустой орех или полный, но мы можем проверить так: у полного ореха есть сверху яркий глазок, а у пустого этот глазок тусклый. Предлагаю вам найти орешки с ярким и тусклым глазком, расщелкнуть их и проверить, правду ли мне сказал лесник.
(Проверяем и делаем вывод, что с ярким глазком орехи полные, а с тусклым – пустые).
Идем дальше. Интересно в лесу? Лесник должен быть внимательным. Смотрите, может кто-то еще встретится на нашем пути?
СЛАЙД 5 (видео с лосем)
Тихо. Остановитесь, не шевелитесь.
Обсуждение во время просмотра:
– Кто это? (лось)
– Какая у него шерсть? Какие ноги? Что делает? Что ест? Какие глаза, морда?
– Где рога? Почему он их сбрасывает?
Каждый год в конце осени, в ноябре, лось сбрасывает рога и ходит без них до апреля. У самок рогов нет.
– Вы знаете, как называют лося? (Сохатым из-за рогов, своей формой напоминающих соху).
Лесник должен много знать о животных и определять их повадки.
СЛАЙД 6
ИГРА «Чей?чья?чье?»
Инструкция: по определенной части тела, указанной на слайде, нужно определить животное.
Дети определяют животное.
– Кто еще как думает? Может кто-то думает по-другому?
Теперь я вам предлагаю проверить, правильно ли вы отгадали (на слайде щелчком мыши появляется лось). А знаете, какие звуки он издает? Слушайте! (голос лося).
Говорят, что лось трубит. Правда похоже, что неумелый музыкант дует в трубу?
– Чей хвост виден около дерева? (лисий) Какой голос у лисы? (щелчок мыши – лаяние лисы).
– Морда чья? (волчья). Какие звуки издает волк? (щелчок мыши – вой волка).
– Волк только воет? ((щелчок мыши – лай волка). Он умеет лаять, ведь волк – родственник собаки.
– Чьи уши? (заячьи)
– Чей хвост? (беличий)
Замечательно ребята! Вы такие сообразительные!
– Вы знаете, где живут эти и другие животные? Как называются их дома?
Лесник наблюдает, вернулись ли животные к своему жилью. Заботится, чтобы никто не разрушал и не разорял жилища животных и птиц.
ИГРА «Кто где живет?»
Инструкция: для выполнения этого задания нужно разделится на 2 группы, каждая получает набор карточек с изображением животных и карточек с изображением мест их обитания в природе. Необходимо правильно сгруппировать картинки, чтобы каждое животное было закрыто карточкой с изображением его места обитания.
От быстроты ваших действий зависит успешное выполнение задания.
А теперь проверяем! (СЛАЙД 7)
Хорошо поработали, как настоящие лесники, и успешно справились с заданием! Молодцы!
СЛАЙД 8
– Как вы думаете, куда мы пришли? Как можно назвать это место? (комплекс для подкормки животных).
Лесники организовывают такие комплексы в тех местах, где обитает большое количество животных. Предлагаю вам самим организовать такой комплекс.
ИГРА «Кто чем питается?»
Инструкция: детям предлагается разделиться на 4 команды. Каждой команде нужно отгадать ребус с загаданным животным и подобрать корм для этого животного. После выполнения детьми, проверяем на слайдах. После каждого слайда с ребусом – слайд с картинкой подкармливания этого животного.
Ребусы:
Молодцы! Справились с заданием. Надеюсь, что животные обязательно найдут здесь нужный им корм.
– Понравилось помогать лесничему?
Мы справились со всем, что повстречали на своем пути, узнали что-то новое, помогли животным.
Мы знаем, как вести себя в лесу. Предлагаю вам помочь лесничему сделать плакаты. Ведь лесничий не только следит за растениями, животными и птицами в лесу, но и ведет разъяснительную работу среди населения.
Детям предлагаются листы ватмана, 2 названия на выбор «Берегите лес», «Лес – наше богатство» и картинки для коллажа.
После изготовления плакатов зачитывается письмо от лесничего:
«Здравствуйте ребята! Лесники – важные для леса люди, они охраняют лес и следят за порядком. Они хорошо знают всех обитателей леса и стараются помочь животным в трудное время – зимой во время бескормицы, весной в половодье, борются с браконьерами. Заботятся о лесе – берегут его от пожара. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых.
Теперь вы настоящие защитники леса. Любите природу! А любить – это значит беречь и заботиться. Ведь забота о красоте окружающей природы – это дело каждого из нас!»
Вручение удостоверений «Помощник лесника» (СЛАЙД 17)