Цели:
- Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времен года.
- Развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать выводы.
- Воспитывать чувства взаимопомощи, уважения к окружающим, интерес к окружающему миру.
Оборудование: Иллюстрации с картинами природы в разное время года, текстовые задания для учащихся, презентация к уроку, фрагмент фильма “Смена времён года”, заставка “Смена времён года в 40 секунд”.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята проверим готовность к уроку. Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи на пути к новым открытиям.
II. Проверка домашнего задания.
- Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке.
- ночь наступает, так как на небе появляется Луна.
- планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона Всемирного тяготения.
- день и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнце. (Вывод с последнего урока)
- Все ли с этим согласны? (Да)
- Сегодня мы продолжим разговор о движении Земли.
III. Актуализация знаний и постановка проблемы. (Работа в группах)
А)
- Представитель от каждой группы подойдите ко мне. Возьмите каждый по полотенцу, намочите его и повесьте сушить. В конце урока мы узнаем, что с ними произошло.
Б)
- Возьмите карточки с заданиями и подготовьтесь к ответам.
Первая группа:
Желтый лист покачнулся и медленно упал на Землю. Почему? (Лист упал потому, что наступила осень, и еще на него действует притяжение Земли.)
Соберите пазл.
Вторя группа:
1) Была солнечная погода .Лодка отплыла от берега, и через некоторое время она превратилась в маленькую точку. Почему? (При удалении все предметы кажутся меньше)
2) Соберите пазл.
Третья группа:
И вот из-за леса появилось Солнце. В утренних лучах снег казался нежно розовым почему? (Причина появления Солнца- вращение Земли вокруг своей оси. )
Соберите пазл.
Четвертая группа:
Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появлялись первые листочки, а рядом буйно цвела вишня. Почему? ( Мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца, так как действует закон Всемирного тяготения. Но почему за окном опять распускались на тополе листочки, мы не можем сказать.)
Соберите пазл.
В)
- Внимательно посмотрите на картинки-пазлы. Представитель от каждой группы выходит к доске со своей картинкой, когда услышит загадку, которая подходит к изображению.
Обернулась в лед вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)Я соткано из зноя
Несу тепло собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!”- приглашаю. ( Лето)Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)
- О чем пойдет речь сегодня на уроке? (О временах года.)
- А что будем говорить о временах года расскажет нам видео ролик. (Видео, 40 сек.)
- Так какая тема урока? (Смена времен года)
- Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас?
IV. Совместное “открытие” знаний.
А)
- Представители от каждой группы подойдите ко мне.
- Представьте себе, что лампа это Солнце, а ваши руки это наша планета. Включим лампу (Учитель демонстрирует с начала сам, предупреждая о возможной опасности), поднесем руку на таком расстоянии от лампы, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? (Руке очень тепло.)
- Теперь, оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте её вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло)
- Может лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете? (Опять руке стало теплее.)
- Теперь так же медленно опускайте руку в низ. Тепло ли руке? Почему? (Опять не так тепло. Дети высказывают свои версии.)
- Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали. Обозначим так же лучи света исходящие от лампы. (В группах )
- Расскажите о том, как падают лучи в каждом случае? (в первом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем лучи падают наискосок.)
- Так почему же в первом положении руке было теплее? (Лучи были прямые, а значит ближе к источнику тепла.)
Б)
- Видео (фильм)
- Что несут солнечные лучи? (Свет и тепло)
В) Проверка опыта с полотенцами.
Г) Работа с учебником стр. 56-59
V. Самостоятельное применение знаний.
1)
- Работа в тетради стр. 18
2) Проверка опыта.
- Как вы думаете, какое полотенце успело высохнуть? Давайте проверим.
(Представитель от каждой группы идет за своим полотенцем и выходит к доске.)
- Почему первым высохло полотенце, которое было на батарее? (Тепло на всю поверхность полотенца действует, так же как и прямые лучи Солнца на Землю.)
- Там куда попадают прямые лучи от Солнца поверхность будет нагреваться больше, а ближе к полюсам меньше. Там лучи будут пологие (косые).
3) - Ребята сумели мы ответить на главный вопрос нашего урока: Какие изменения происходят на Земле во время её вращения вокруг Солнца? (Да, когда в Северном полушарии идет зима, то в Южном лето.)
VI. Домашнее задание.
- Урок №9, тетрадь стр.19
VII. Итог урока.
Выставление отметок