Электронные образовательные ресурсы на уроке физики по теме "Агрегатные состояния вещества. Три состояния вещества"

Разделы: Физика


Цель: изучение особенностей в строении агрегатного состояния веществ, повышение интерактивной грамотности учащихся.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать представления о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные тела состоят из молекул), о движении, о взаимодействии молекул, сформировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; развивать кругозор учащихся, познавательный интерес.
  • Воспитательные: показать объективность проявления законов физики, познаваемость явлений природы, могущество ума человека в познании природы.

Необходимое техническое оборудование: интернет, компьютер, экран, проектор.

Учебник А.В. Перышкин “Физика. 7 класс”

Урок включает в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.r

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 Постановка учебных проблем   Постановка целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. Воспринимают проблемы урока при постановке целей учителем.

Записывают тему урока в тетрадях.

1 мин.
2 Актуализация знаний ЭОР № 2 “Агрегатное состояние вещества” Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся:

Нас окружают различные тела. Тела состоят из различных веществ.

В. 1. Какое вещество вы видите на слайде?

(Ответ: вода) В. 2. Когда вода замерзает образуется… (лед)

В. 3. Лед, какое это состояние воды? (твердое)

Здесь одновременно существует два различных состояния воды – жидкое и твердое. В атмосфере вода содержится в невидимом глазу состоянии – пар. Когда пара становится много, в атмосфере образуются облака.

В. 4. В каких состояниях может находиться вода? (твердое, жидкое, газообразное)

Эти состояния вещества называются агрегатными. Это и будет темой сегодняшнего урока “Агрегатные состояния вещества”. (ЭОР № 2)

Итак, все вещества в природе находятся в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном. Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях, а также объясним эти свойства.

Форма подачи материала – рассказ с элементам беседы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. 4 мин.
3 Мотивационный этап ЭОР № 1 “Развитие представлений о строении вещества” Демонстрирует ЭОР № 1:

Историческая справка

Слушают и просматривают изображение на мониторе. 3 мин.
4 Изучение нового материала ЭОР № 3

“Три состояния вещества”;

ЭОР № 4 Анимация "Газообразное агрегатное состояние";

ЭОР № 5 Анимация "Жидкость";

ЭОР № 6 Анимация "Кристалл"

Демонстрирует ЭОР № 2;

ЭОР № 3;

ЭОР № 4;

ЭОР № 5;

ЭОР № 6:

Отвечает на вопросы учащихся, контролирует правильность работы с ЭОР.

Задает вопросы учащимся на основе демонстраций

"Газообразное агрегатное состояние";

"Жидкость";

"Кристалл", связанных с различием в молекулярном строении веществ в разных агрегатных состояниях

Самостоятельно изучают материал ЭОРа. Делают записи в тетрадях:

Газы. Расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Поэтому газы заполняют весь предоставленный объём, не имеют формы и легко сжимаются. Но если газы сильно сжать или охладить они переходят в жидкое состояние.

Жидкости. Молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место – “прыгают”. Поэтому жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно, так как при этом молекулы сближаются и между ними возникает отталкивание.

Твердые тела. Молекулы расположены в строгом порядке расстояние между молекулами сравнимо с размером молекул. Молекулы колеблются около определенной точки, не могут перемещаться далеко от неё. Поэтому твердые тела сохраняют форму и объем. Кристаллические тела.

Учащиеся делают вывод о том, что молекулы одного и того же вещества во всех состояниях одни и те же. Различаются состояния не молекулами, а их взаимодействием, расстоянием между ними и их расположением

20 мин.
5 Закрепление нового материала ЭОР № 7 Тренажер: “Свойства веществ в разных агрегатных состояниях”. Демонстрирует ЭОР №8:

Рассказывает правила выполнения тренажера в парах; объясняет дополнительно материал, используемый в заданиях для развития кругозора.

Выполняют тренажер. 7 мин.
6 Контрольный этап (проверка усвоения нового материала) ЭОР № 8

Тесты на закрепление и развитие кругозора учащихся

Демонстрирует ЭОР № 8:

Рассказывает правила выполнения теста; объясняет дополнительно материал, используемый в тестовых заданиях для развития кругозора.

Самостоятельновыполняют тестовые задания, производя необходимые расчеты. Производят самоконтроль, используя возможности автоматизированной системы проверки. 8 мин.
7 Итог урока. Домашнее задание.   Комментирует итог урока. Отмечает наиболее активных учеников.

Задает и комментирует домашнее задание:

Выучить параграфы 11, 12

Задание 3

Слушают учителя, участвуют в работе по подведению итога урока. Записывают домашнее задание в дневники. 2 мин.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР 

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 ЭОР № 1
Развитие представлений о строении вещества
Информационный Рисунки, озвученный текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6f7979d2-7a59-4456-a1f5-451f1b9db887/8_26.swf
2 ЭОР № 2
Агрегатные состояния вещества
Информационный Текст, звук http://fcior.edu.ru/card/14062/agregatnoe-sostoyanie-veshestva.html
3 ЭОР № 3
Три состояния вещества
Информационный, контроль-ный Анимация, текст, рисунки http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b55-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
4 ЭОР № 4
Газообразное агрегатное состояние
Информационный Анимированная иллюстрация газообразного состояния вещества http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab08344d-5eb4-4ee1-9044-a53f6d7c7dd1/8_31.swf
5 ЭОР № 5
Жидкость
Информационный Анимированная иллюстрация жидкого состояния вещества http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/405be6b8-217c-4629-98b7-ecd13903941a/8_38.swf
6 ЭОР № 6 Кристалл Информационный,  интерактивный Анимированная иллюстрация твердого кристаллического состояния вещества http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3deb1351-9cd3-4706-8570-fb54f19d6732/8_34.swf
7 ЭОР № 78 Тренажер: “Свойства веществ в разных агрегатных состояниях” Контрольный, практический Текст вопросов с интерактивной иллюстрацией, озвученный http://www.fcior.edu.ru/card/11242/trenazher-svoystva-veshestv-v-raznyh-agregatnyh-sostoyaniyah.html
8 ЭОР № 8
Тесты на закрепление и развитие кругозора учащихся
Информационный, контрольный, практический Тестовые озвученные вопросы с интерактивной иллюстрацией (мультимедиа ресурс) http://fcior.edu.ru/card/4412/testy-po-teme-agregatnoe-sostoyanie-veshestva.html