Цель: изучение особенностей в строении агрегатного состояния веществ, повышение интерактивной грамотности учащихся.
Задачи:
- Образовательные: сформировать представления о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные тела состоят из молекул), о движении, о взаимодействии молекул, сформировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; развивать кругозор учащихся, познавательный интерес.
- Воспитательные: показать объективность проявления законов физики, познаваемость явлений природы, могущество ума человека в познании природы.
Необходимое техническое оборудование: интернет, компьютер, экран, проектор.
Учебник А.В. Перышкин “Физика. 7 класс”
Урок включает в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.r
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Постановка учебных проблем | Постановка целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. | Воспринимают проблемы урока при
постановке целей учителем. Записывают тему урока в тетрадях. |
1 мин. | |
2 | Актуализация знаний | ЭОР № 2 “Агрегатное состояние вещества” | Систематизируются и воспроизводятся
наиболее существенные вопросы из ранее
пройденного материала, восполняются имеющиеся
пробелы в знаниях учащихся: Нас окружают различные тела. Тела состоят из различных веществ. В. 1. Какое вещество вы видите на слайде? (Ответ: вода) В. 2. Когда вода замерзает образуется… (лед) В. 3. Лед, какое это состояние воды? (твердое) Здесь одновременно существует два различных состояния воды – жидкое и твердое. В атмосфере вода содержится в невидимом глазу состоянии – пар. Когда пара становится много, в атмосфере образуются облака. В. 4. В каких состояниях может находиться вода? (твердое, жидкое, газообразное) Эти состояния вещества называются агрегатными. Это и будет темой сегодняшнего урока “Агрегатные состояния вещества”. (ЭОР № 2) Итак, все вещества в природе находятся в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном. Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях, а также объясним эти свойства. Форма подачи материала – рассказ с элементам беседы. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. | 4 мин. |
3 | Мотивационный этап | ЭОР № 1 “Развитие представлений о строении вещества” | Демонстрирует ЭОР № 1: Историческая справка |
Слушают и просматривают изображение на мониторе. | 3 мин. |
4 | Изучение нового материала | ЭОР № 3 “Три состояния вещества”; ЭОР № 4 Анимация "Газообразное агрегатное состояние"; ЭОР № 5 Анимация "Жидкость"; ЭОР № 6 Анимация "Кристалл" |
Демонстрирует ЭОР № 2; ЭОР № 3; ЭОР № 4; ЭОР № 5; ЭОР № 6: Отвечает на вопросы учащихся, контролирует правильность работы с ЭОР. Задает вопросы учащимся на основе демонстраций "Газообразное агрегатное состояние"; "Жидкость";"Кристалл", связанных с различием в молекулярном строении веществ в разных агрегатных состояниях |
Самостоятельно изучают материал ЭОРа.
Делают записи в тетрадях: Газы. Расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Поэтому газы заполняют весь предоставленный объём, не имеют формы и легко сжимаются. Но если газы сильно сжать или охладить они переходят в жидкое состояние. Жидкости. Молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место – “прыгают”. Поэтому жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно, так как при этом молекулы сближаются и между ними возникает отталкивание. Твердые тела. Молекулы расположены в строгом порядке расстояние между молекулами сравнимо с размером молекул. Молекулы колеблются около определенной точки, не могут перемещаться далеко от неё. Поэтому твердые тела сохраняют форму и объем. Кристаллические тела. Учащиеся делают вывод о том, что молекулы одного и того же вещества во всех состояниях одни и те же. Различаются состояния не молекулами, а их взаимодействием, расстоянием между ними и их расположением |
20 мин. |
5 | Закрепление нового материала | ЭОР № 7 Тренажер: “Свойства веществ в разных агрегатных состояниях”. | Демонстрирует ЭОР №8: Рассказывает правила выполнения тренажера в парах; объясняет дополнительно материал, используемый в заданиях для развития кругозора. |
Выполняют тренажер. | 7 мин. |
6 | Контрольный этап (проверка усвоения нового материала) | ЭОР № 8 Тесты на закрепление и развитие кругозора учащихся |
Демонстрирует ЭОР № 8: Рассказывает правила выполнения теста; объясняет дополнительно материал, используемый в тестовых заданиях для развития кругозора. |
Самостоятельновыполняют тестовые задания, производя необходимые расчеты. Производят самоконтроль, используя возможности автоматизированной системы проверки. | 8 мин. |
7 | Итог урока. Домашнее задание. | Комментирует итог урока. Отмечает
наиболее активных учеников. Задает и комментирует домашнее задание: Выучить параграфы 11, 12 Задание 3 |
Слушают учителя, участвуют в работе по подведению итога урока. Записывают домашнее задание в дневники. | 2 мин. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ЭОР № 1 Развитие представлений о строении вещества |
Информационный | Рисунки, озвученный текст | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6f7979d2-7a59-4456-a1f5-451f1b9db887/8_26.swf |
2 | ЭОР № 2 Агрегатные состояния вещества |
Информационный | Текст, звук | http://fcior.edu.ru/card/14062/agregatnoe-sostoyanie-veshestva.html |
3 | ЭОР № 3 Три состояния вещества |
Информационный, контроль-ный | Анимация, текст, рисунки | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b55-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf |
4 | ЭОР
№ 4 Газообразное агрегатное состояние |
Информационный | Анимированная иллюстрация газообразного состояния вещества | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab08344d-5eb4-4ee1-9044-a53f6d7c7dd1/8_31.swf |
5 | ЭОР
№ 5 Жидкость |
Информационный | Анимированная иллюстрация жидкого состояния вещества | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/405be6b8-217c-4629-98b7-ecd13903941a/8_38.swf |
6 | ЭОР № 6 Кристалл | Информационный, интерактивный | Анимированная иллюстрация твердого кристаллического состояния вещества | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3deb1351-9cd3-4706-8570-fb54f19d6732/8_34.swf |
7 | ЭОР № 78 Тренажер: “Свойства веществ в разных агрегатных состояниях” | Контрольный, практический | Текст вопросов с интерактивной иллюстрацией, озвученный | http://www.fcior.edu.ru/card/11242/trenazher-svoystva-veshestv-v-raznyh-agregatnyh-sostoyaniyah.html |
8 | ЭОР № 8 Тесты на закрепление и развитие кругозора учащихся |
Информационный, контрольный, практический | Тестовые озвученные вопросы с интерактивной иллюстрацией (мультимедиа ресурс) | http://fcior.edu.ru/card/4412/testy-po-teme-agregatnoe-sostoyanie-veshestva.html |