Программа направлена на развитие творческого мышления и воображения у старших дошкольников.
К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры. Игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка. В своих играх дети старшего дошкольного возраста учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.
Воображение старших дошкольников — это необходимая ступень в развитии творческого мышления. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий.
Программа разработана на основании Концепции модернизации Российского образования, положения теории Л.С. Выготского, научных идей С.Л.Рубинштейна, ТРИЗ, РТВ Г.С. Альтшуллера, концепции развития креативности Гилфорда, Торренса.
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.
Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.
Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.
В течение ряда лет в дошкольном учреждении имеется постоянный запрос от родителей на проведение таких развивающих занятий.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Образовательная цель курса: развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии.
Задачи:
- Развитие потребности познания окружающего мира, познавательной активности, любознательности.
- Развитие воображения и фантазии.
- Развитие качеств творческого мышления старших дошкольников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность.
Ожидаемые результаты: развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к жизни в динамично изменяющемся мире.
Концептуальные компоненты программы
С.Л. Рубинштейн писал о творчестве как о “строительстве человека”. Именно в творчестве находится источник для самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений и т.д.
Л.С.Выготский сформулировал три закона РТВ.
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством. РТВ разрешает все - быть всемогущим волшебником, пренебречь любым законом природы, создать новый закон, распрямить радугу - кроме безнравственного.
Изучению различных вопросов теории изобретательства посвящены исследования Г.С. Альтшуллера, И.М. ,Мурашковской, Ю.С. Мурашковсого, А.А.Нестеренко, М.С. Сидорчук, СВ., Н.Н. Хоменко и др Большие возможности открывает использование теории решения изобретательских задач, которая предоставляет для этого определенный инструментарий.
Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление.
Гилфорд предложил рассматривать три основные характеристики творческой личности — оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Торренс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию.. Креативные дети — фантазеры, любят юмор, проявляют его в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях.
Гилфорд различает дивергентное и конвергентное мышление:
- дивергентная продукция — поиск и генерирование новых информационных объектов;
- конвергентная продукция — поиск вполне определенных ответов на вполне определенные вопросы.
Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления.
В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.
При использовании творческих заданий важно учитывать следующие дидактические принципы:
1. Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
2. Принцип открытости.
Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения.
3. Принцип деятельности.
Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности.
4. Принцип обратной связи.
Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.
5. Принцип интеграции.
Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний.
6. Принцип личностной ориентации.
Каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности.
Формы, методы работы
Средством педагогического воздействия на развитие творческого мышления дошкольников является система творческих заданий. Позиция педагога-психолога – недириктивная, побуждающая детей к активности, свободе самовыражения.
Основные формы работы с воспитанниками: игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность, мозговой штурм. Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления игры, творческие задания, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым и наглядным наполнением. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.
Импровизации дают представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.
Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.
Творческая продуктивная деятельность позволяет не только развивать образное мышление, мелкую моторику, но является средством закрепления полученных знаний.
Критерии и показатели эффективности психолого-педагогических воздействий
В нашей программе мы опираемся на критерии, установленные в исследованиях Гилфорда.
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Формы, методы, сроки диагностики (Приложение 3)
Диагностика проводится два раза: входящая и итоговая. Процедура диагностики проходит в виде игровых упражнений.
Тесты проводятся в группе. Для того чтобы избежать беспокойства детей и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Эти занятия проводятся в игровой форме.
В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим детей предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.
Данная батарея тестов составлена на основе батареи, предложенной Е.Туник несколько сокращена для реализации данной программы. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 лет. С помощью данных субтестов изучается:
- вербальное творческое мышление (1, 2, 3)
- образное творческое мышление (5, 6, 7)
Организационно-педагогические условия
Программа реализуется в условиях дошкольного учреждения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 0,5 часа. Для проведения занятий должна быть создана необходимая материально-техническая база: отдельное помещение для группы детей 6-8 человек, методическое оборудование (игрушки, наглядные пособия и картинки, фланелеграф), принадлежности для творчества (цветная бумага, картон, краски, пластилин, клей, различные природные и бросовые материалы), шаблоны, картинки для раскрашивания, книги об окружающем мире, сказки
Программа рассчитана на весь учебный год, 68 часов.
Требования к квалификации педагога
Занятия может проводить педагог-психолог или педагог дополнительного образования, владеющий основными методиками ТРИЗ-педагогики, технологиями развития креативности, приемами развития фантазии и воображения.
- Учебно-тематическое планирование (Приложение 1)
- Содержание программы (Приложение 2)
- Пакет диагностических методик (Приложение 3)
Литература
1. Альтшуллер Г. С. Изобретатель и рационализатор. 1981. № 1, 3, 4, 5, 9.// Патентное бюро фантастики.
2. Альтшуллер Г. С. К истории курса по РТВ. 1982.
3. Альтов Г. И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 1989.
4. Амнуэль П. Р. Удивительный мир фантазии. Новосибирск, 1991.
5. Анастази А. Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982, т. 2.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
7. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию творческого мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998.
8. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.
9. Методика обучения составлению творческого рассказа по сюжетной картинке /Мурашковска И.Н. "Картинка без запинки" http://www.trizminsk.org/e/2312.htm;
10. Методика системного анализа сказочного сюжета / Методика Мурашковски И.Н. "Сказка, отворись" http://www.trizminsk.org/e/23207.htm;
11. Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.
12. Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс, 1991.
13. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории в кн. “Проблемы общей психологии”. М., Педагогика, 1973.
14. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. "Обучение составлению творческих рассказов по картине" http://www.trizminsk.org/e/prs/232016.htm
15. Сидорчук Т. А., Ардашева Н. И. Истории проЕ Пособие по РТВ для воспитателей и учителей начальных классов. Ульяновск, 1993.
16. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры "Да-Нет" http://www.trizminsk.org/e/23209.htm
17. Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.
18. Страунинг А .М. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари "Грамматика фантазии". Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.
19. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. Московский психологический журнал. №10.
20. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997.
21. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.
22. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.
Литература для воспитателей и родителей
1. Альтов Г. И тут появился изобретатель... - М, 2000 г.
2. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. - МН., Беларусь,1994 г.
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Петрозаводск, 2003г.
4. Альтшуллер Г.С. Справка "Триз-88" - апрель, 1988, г. Баку.
5. Амнуэль П.Р. РТВ - это очень просто! / Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих - http://www.trizminsk.org/e/rtv/index1.htm#02
6. Березина В. Г. Воспитание чудом - http://www.trizminsk.org/e/25021.htm
7. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель - СПб: Издательство Буковского, 1995 .
8. Сайфутдинов А.Ф. Открой в себе талант - http://www.trizminsk.org/e/2500700.htm
9. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ (краткая справка) http://www.trizminsk.org/intr.htm