Занятие по знакомству с окружающим миром в старшей группе "В гостях у сказки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

Образовательные:

  • обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения: пылесос, холодильник, стиральная машина, утюг и др. электрические приборы; глаголами: гладит, стирает, морозит, пылесосит и др.; прилагательными эмоционально - оценочного характера: прекрасная, очаровательная, трудолюбивая и др.;
  • продолжать знакомить со словообразованием, побуждать интересоваться смыслом слов: холодильник, пылесос, стиральная машина, Золушка;
  • закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с ними;
  • углублять представление о прямом и переносном значении слов: теплые слова, доброе сердце, золотые руки;
  • cовершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с прилагательными, глаголами.

Развивающие:

  • учить высказывать предположения и делать простейшие выводы;
  • развивать мыслительную активность, любознательность, коммуникативные умения при работе в парах;
  • мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к художественной литературе;
  • дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща трудиться;
  • формировать отзывчивость, сочувствие.

Словарная работа: электроприборы - холодильник, пылесос, стиральная машина и др.; Золушка, зола, “доброе сердце”, “золотые руки”, семена.

Методы и приемы: игровой, словесный, практический, игровая мотивация, проблемная ситуация, объяснение, указание, поощрение.

Предварительная работа: чтение сказки Шарля Перро “Золушка”, рассматривание иллюстраций, д.и. “Электроприборы”, “Добрые слова”, загадывание загадок.

Материал: иллюстрации к сказке “Золушка”, разрезные и предметные картинки по теме “Бытовые электрические приборы”, семена гороха, тыквы, фасоли, подсолнуха, фонарик с ленточками, магнитофон, волшебный предмет – обруч, шкатулка с орешками.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответ детей). Я сегодня хочу пригласить вас в сказку. У меня есть волшебный предмет, пройдя сквозь него, мы окажемся в сказке.

(Звучит волшебная музыка, дети проходят сквозь обруч и садятся на стульчики).

Воспитатель: Вот мы и в сказке! Я назову слова, а вы подумайте, в какой сказке мы оказались? Отец, мачеха, три дочери, принц, фея. Эту сказку написал французский сказочник Шарль Перро. Что это за сказка?

Дети: “Золушка”.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему у девочки такое необычное имя - Золушка?

(Дети рассуждают, объясняют происхождение слов: зола – Золушка. Выставляю иллюстрацию к сказке, где изображена Золушка).

Воспитатель: Ребята, Золушка очень грустная, как вы думаете, почему? Оказывается, Золушка хочет вовремя оказаться на балу, но мачеха поручила ей много всякой работы. Вспомните, какие поручения дала злая мачеха Золушке? (Ответы детей). Давайте поможем ей вовремя оказаться на балу. И я, кажется, уже догадалась, как это сделать.

В те далекие времена, когда жила Золушка, всю работу приходилось выполнять руками. В наше время у нас есть приборы, помогающие нам по хозяйству. Сделаем Золушке подарки, а какие - вы узнаете, собрав картинки.

(Дети проходят и садятся за столы)

Дидактическая игра “Собери картинку”

Воспитатель: Собирать надо внимательно, чтобы прибор исправно работал. А теперь расскажите, как называется прибор и какую работу он выполняет.

Это что? (Стиральная машина)

Она что делает? (Стирает белье)

Почему пылесос назвали таким словом? А холодильник? (Дети рассуждают)

Что помогает приборам работать? (Электричество) Как мы их назовем? (Электрические приборы) Какие еще электрические приборы вы знаете? (Микроволновая печь, фен, телевизор, вентилятор, миксер и др.)

Видите, ребята, как много электроприборов нас окружает. Они наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. Теперь у Золушки много приборов – помощников, но ими нужно правильно пользоваться. Электричество, при помощи которого работают электроприборы, опасно для жизни человека. Расскажите Золушке, какие правила необходимо соблюдать при обращении с электроприборами.

Правила пользования электрическими приборами:

1. Помни! Никогда не дотрагивайся до включенных электроприборов мокрыми руками! (Вода пропускает через себя ток.)

2. Не пользуйся водой вблизи включенных электроприборов (не поливай цветы, висящие над телевизором или другими электроприборами.)

3. Не дотрагивайся до включенных электроприборов металлическими предметами (отверткой, ножницами, иголками и др.)

4. Не трогай электрический провод.

5. Детям запрещается пользоваться розеткой самостоятельно, нужно попросить об этом взрослых.

6. Уходя из дома, выключайте все электроприборы (обязательно утюг, электроплиту.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Золушка очень благодарна за такие подарки. Теперь она быстро справится с поручениями мачехи.

Физкультминутка

Воспитатель: Но есть у Золушки еще одно задание – разобрать семена фасоли, гороха, тыквы, подсолнуха. Ребята, как вы думаете, какой электроприбор поможет нам в этом?

(Дети рассуждают)

Воспитатель: Нет такого прибора. Давайте мы поможем Золушке.

(Дети идут на ковер. На столах в тарелках смешаны семена фасоли, тыквы, гороха и стоят тарелочки, в которые дети будут собирать семена)

Воспитатель: Ребята, чтобы работа прошла быстро и слаженно, вам необходимо договориться, кто какие семена будет собирать. (В конце работы закрепляем названия семян)

Молодцы, ребята! А что же вам помогло выполнить работу быстро? (Ответы детей) Правильно, вот об этом даже есть народная пословица: “Вместе не трудно, а врозь – хоть брось”.

Воспитатель: С такими помощниками, как вы, ребята, Золушка непременно успеет на бал. А чтобы у нее было хорошее настроение, давайте скажем Золушке добрые, теплые слова.

Дидактическая игра “Теплые слова”

У меня есть волшебный фонарик. От него идут разноцветные ленточки. Выберите себе одну из них. Вы сейчас по очереди должны сказать Золушке теплые слова. И когда ваши добрые, теплые слова добегут до фонарика, то он зажжется.

(Дети называют слова, фонарик зажигается)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, Золушка опять у нас. Какая она стала нарядная, красивая. Вы узнали ее? Ребята, хотя вы и не волшебники, но дружба помогает вам делать настоящие чудеса! У вас добрые сердца и золотые руки. Золушка отправляется на бал. В благодарность вам она оставила шкатулку. Интересно, что же в ней? Орешки! Ребята, я думаю, что эти орешки не простые, в них обязательно спрятан какой то секрет. Об этом мы узнаем немного позже. Золушка отправилась на бал, а нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети возвращаются из сказки, проходя под музыку сквозь волшебный предмет - обруч)

Воспитатель:

В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них!