Урок по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • учить выполнять сложение и вычитание двузначных чисел в столбик;
  • закреплять навык счета без перехода через десяток;
  • содействовать развитию у учеников умения анализировать и делать выводы;
  • содействовать развитию у учеников умения осуществлять самоконтроль, самооценку; развивать у детей умения общаться; развивать интерес к математике, активность и внимание;
  • воспитывать чувство веры в свои силы, чувство взаимопомощи.

Тип урока: знакомство с новым материалом с первичным закреплением.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент Здравствуйте, дети. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Дети проверяют готовность к уроку.
2. Объявление темы урока На доске примеры:
  • 23+36=
  • 47+32=
  • 39-23=
  • 98-45=
  • 67-24=

- Вы можете решить такие выражения?

  • +23
    36
  • -98
    45

- А такие вы можете решить?

- Решением таких выражений мы с вами и займемся чуть позже. А сейчас разминка для ума.

 

- Да!

 

 

 

 

 

 

 

- Нет. ( Можем.)

3. Устный счет 1.  Вычислите:

7+7+6-8+22-11+?+60-50=

- В названии какой сказки встречается получившиеся число?

2.Работа по таблице “Сотенный квадрат сложения и вычитания”. Плакат висит несколько уроков подряд.

- Из каждого числа первого столбика вычтите 10 и результат увеличьте на 2.

- Из каждого числа второго столбика вычтите 8 и результат увеличьте на 10.

- Каждое число четвертого столбика увеличьте на 5.

3. На бумажной полоске сделали 5 разрезов. Сколько частей полоски получилось?

4. У Толи 5 яблок и 4 половинки. Сколько яблок у Толи?

 

Ответ:40.

- “Али-баба и 40 разбойников”.

 

 

 

 

6 частей

 

7 яблок

4. Работа по теме урока 1. Сложение и вычитание в столбик.

- А сейчас мы с вами вернемся к нашим равенствам.

Вычислим в строчку выражение:

23+36=

98-45=

Работают ученики (с объяснениями):

23+36=(20+30)+(3+6)

=50+9=59

98-45=(90-40)+(8-5)

=50+3=53

№ 192

- Рассмотрим выполнение действия сложения столбиком по алгоритму.

Проговаривает и выполняет действия учитель:

Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.

Складываю единицы...

Пишу под единицами.

Складываю десятки...

Пишу под десятками.

Читаю ответ: сумма равна 59.

 

 

 

+23
36
59

- Рассмотрим выполнение действия вычитания столбиком по алгоритму:

Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.

Вычитаю единицы...

Пишу под единицами.

Вычитаю десятки...

Пишу под десятками.

Читаю ответ: разность равна 53.

 

 

 

-98
45
53

- Рассмотрим выполнение действий столбиком:

- Обратим внимание на то:

- как расположены числа выражений;

- где стоят знаки действий;

- чем заменен знак =;

- где и как расположены значения выражений.

- Сравните новую запись с уже известными. Какая из них вам нравится больше? Почему?

- Найдите новым способом значения остальных выражений.

 

- Друг под другом.

- Слева, посередине.

- Чертой.

- Внизу, под чертой.

 

Ответы детей.

 

Желающие выполняют на доске.

2. Работа над задачей.

- Прослушайте задачи и сравните условия.

А) У Кати 8 кукол и 6 игрушечных зверюшек. Сколько всего игрушек у Кати?

Б) У Кати 8 кукол и 6 мягких игрушек. На сколько у нее больше кукол, чем мягких игрушечных зверюшек?

- Сравните вопрос задачи.

№ 195.

К. – 8 шт. } ? шт.

Зв. – 6 шт. }

К. – 8 шт. ) На ? >

Зв. – 6 шт. )

- Решите задачи.

- Сравните решения. В чем их различие?

- Подойдет ли к условию этих задач вопрос:

На сколько меньше у Кати мягких игрушечных зверюшек, чем кукол?

А) 8+6=14(шт.)- всего

Б) 8-6=2(шт.)-на столько кукол больше

- В первой задаче находим общее количество, а во второй – находим разницу.

- Подойдет. Тоже находим разницу.

- Реши новую задачу.

- Что вы заметили?

- Почему у двух задач одинаковые решения?

- От чего зависит способ решения задачи?

8-6=2(шт.)- на столько зверюшек меньше

- Решение одинаковое.

5. Физкультминутка - Доброе утро! – птицы запели.
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло, идет по делам!
Дети машут руками.

Показывают, как просыпаются, потягиваются.

Закрываются руками.

Шагают на месте.

6. Работа над пройденным материалом 1. Решите задачу:

Дети вашего класса разделились на три части. Одна часть пошла в лес, другая – на речку, а третья – пошла в бассейн. Валя не пошла ни в лес, ни на речку, ни в бассейн. Учится ли Валя в вашем классе?

 

- Нет.

2. Работа с равенствами.

- Запишите два равенства, которые соответствуют схеме

*+*=*

- Какие суммы и разности с двузначными числами можно вычислить с помощью этих равенств?

- Напиши их и найди значения.

 

№ 194.

Самостоятельно с взаимопроверкой.

Задание для сильных учеников - Те кто сделал, могут приступить к следующему заданию.

- Как найдите самый легкий мяч с помощью двухчашечных весов без гирь? Запиши, сколько раз ты использовал весы.

- Найти легкий мяч можно всего одним взвешиванием. Догадайся, как это сделать.

№ 193.
7. Итог урока - С какой новой записью мы познакомились?

- Какая запись вам понравилась больше? Почему?

- Какие типы задач сегодня решали?

- В столбик.
8. Домашнее задание № 196.

- Измерь длины отрезков в миллиметрах.

- На сколько каждый больший отрезок длиннее каждого меньшего? Запиши выражения и найди их значения.