Экологическое воспитание дошкольников на основе метода проектов

Разделы: Работа с дошкольниками


“Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения воспитания и развития ребенка, направленное на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, системе ценностных ориентаций” (Н.А. Рыжова).

Экология – наука комплексная. При отборе содержания экологического образования (обучения, воспитания, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.

Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого – с другой.

Экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, т.е. становлению личности в целом.

Нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно-следственных связей в природе.

Важно вовлекать детей в практическую деятельность во время экскурсий, во дворе детского сада и его помещениях, дома.

Проект “Кто такие черепахи?”

I этап. Подготовительный.

Образовательная область “Познание. Формирование целостной картины мира”.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) “Почему Мишка перепутал черепаху с камнем”.

Задачи:

  • Обучающие: обогащать представления детей о черепахе, как о живом существе (она чувствует, слышит, видит, передвигается, питается, дышит, умеет защищаться от врагов), имеющем характерные признаки внешнего вида и особенности в поведении (небольшое тело покрыто панцирем – выпуклым сверху и плоским снизу – в котором есть отверстия для головы, 4-х ног и хвоста, покрытых толстой кожей; черепаха тяжелая, медлительная и неповоротливая, прячется в панцирь).
  • Развивающие: развивать наблюдательную деятельность (умения последовательно решать познавательную задачу, используя исследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого), развивать аналитическое мышление и умение делать выводы; закреплять элементарные математические представления в счете до 4-х; развивать речь с использованием прилагательных для описания характерных признаков живой черепахи; обогащать словарный запас детей; развивать умение общаться с черепахой, не боясь ее; развивать творческие способности.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желание наблюдать за ней; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

1 часть. “Сюрпризный момент” - в гости к детям приходит персонаж – медвежонок Мишка.

Мишка: - Ребята, я такой интересный камень нашел (показывает черепаху). Принес вам показать (кладет черепаху на стол). Вот!

Воспитатель: - Кто это?

Ответы детей.

Мишка: - Какая же это черепаха – камень это!

Воспитатель: - Ребята, надо научить Мишку узнавать черепаху. Как можно это сделать?

Ответы детей.

2 часть. Дети рассаживаются на ковровую зону вокруг огороженного пространства для наблюдений за черепахой.

Воспитатель: - Мишка, давай посмотрим на твой камень.

Все рассматривают черепаху.

Воспитатель: - Ребята, как вы узнали, что это черепаха?

Ответы детей.

Воспитатель: - Что она делает?

Дети: - Ползает.

Воспитатель: - Что ей помогает ползать?

Дети: - Ноги.

Воспитатель: - Сколько ног? Какие они?

Ответы детей.

Воспитатель пускает черепаху по песку, все рассматривают ее следы.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему следы такой формы?

Дети: - От когтей.

Воспитатель: - Какие когти на ногах у черепахи? (показать детям)

Ответы детей.

Мишка: - Ребята, а почему черепаха не бегает, а ползает? (взвесить в руках черепаху и камень).

Дети делают вывод, что черепаха тяжелая, как камень, поэтому передвигается медленно.

Мишка: - А почему черепаха такая тяжелая? (дети обследуют панцирь черепахи).

Воспитатель: - Что есть на панцире? (щитки). Давайте узнаем, какой панцирь? Надавим. Слегка постучим пальчиком. Положим ладонь на панцирь сверху, проведем ладонью снизу. Итак, какой же панцирь на ощупь?

Мишка: - Теперь я все про панцирь понял, только забыл, зачем черепаха в камень вползла? Надо ее вытащить оттуда.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, зачем черепахе панцирь? Может ли черепаха быстро убежать? Почему? Что сделала черепаха, когда я взяла ее в руки? (втянула голову и ноги в панцирь – спряталась) Кто догадался, зачем черепахе панцирь? (так она прячется от врагов или, когда пугается)?

Воспитатель: - Давайте проверим, видит черепаха или нет? Как мы можем это проверить? (выслушиваются предположения детей).

Воспитатель: - Можно положить перед ней препятствие. Как поведет себя черепаха? (выслушать предположения детей, проделать их с черепахой и сделать выводы).

Воспитатель: - Давайте положим для нее корм и посмотрим на ее действия (пока черепаха ползет к корму, дети внимательно рассматривают, где глаза у черепахи, какая голова, какая кожа на голове и ногах).

Воспитатель: - Посмотрите, черепаха увидела корм и подползла к нему. Как она ест? С помощью чего? (ответы детей).

Мишка: - А что еще любит черепаха?

Воспитатель: - Любит погреться в тепле (включить лампу или обогреватель, почувствовать тепло рукой). Какой воздух возле лампы? (теплый, нагретый).

Воспитатель: - Посмотрим, что будет делать черепаха (начинает активно двигаться). Черепаха любит тепло и питается только в тепле.

Мишка: - Никак не могу понять, почему камень не ползет греться? (черепаха живая, а камень нет; черепаха чувствует тепло).

3 часть.

Мишка: - Я так хочу эту черепаху к себе в лес взять! Отдайте мне ее, пожалуйста!

Воспитатель: - Ребята, отдадим черепаху Мишке?

Дети: - Нет, ей в лесу не выжить!

Воспитатель: - А почему черепаха не может выжить в нашем сибирском лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, у меня ко всем вам есть просьба – узнайте дома у родителей, где живет черепаха в природе, чем она питается, как добывает пищу, как размножается? А ты, Мишка, не горюй, что мы не отдадим тебе черепашку. Мы с ребятами сделаем ее портрет для тебя, и ты больше никогда не спутаешь ее с камнем.

Дети самостоятельно рисуют портрет черепахи и дарят изображение Мишке.

II этап. Реализация проекта. Модель трех вопросов.

2.1.Что мы знаем? Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

- Черепаха – животное?

- Черепаха – дикое или домашнее животное?

- Какие части тела есть у черепахи?

- Для чего черепахе панцирь?

- Тепло или холод любит черепаха?

- Чем питаются черепахи?

2.2. Что мы хотим узнать?

- Какие виды черепах бывают.

- Почему черепахи не живут в Сибирских лесах.

- Чем питаются черепахи в дикой среде обитания.

- Как размножаются черепахи.

2.3.Что нужно сделать, чтобы узнать?

- Задать свои вопросы родителям.

- С воспитателем, родителями почитать книги о черепахах.

- Рассмотреть иллюстрации в энциклопедиях.

- Посмотреть фильм о жизни черепах.

- Рассказать друг другу о том, что узнали.

III этап. Обобщающий.

Оценка реализации проекта с детьми: беседа “Что мы хотим узнать, что мы узнали и для чего”. Презентация продуктов деятельности.

Модель реализации проекта