“Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения воспитания и развития ребенка, направленное на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, системе ценностных ориентаций” (Н.А. Рыжова).
Экология – наука комплексная. При отборе содержания экологического образования (обучения, воспитания, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.
Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого – с другой.
Экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, т.е. становлению личности в целом.
Нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно-следственных связей в природе.
Важно вовлекать детей в практическую деятельность во время экскурсий, во дворе детского сада и его помещениях, дома.
Проект “Кто такие черепахи?”
I этап. Подготовительный.
Образовательная область “Познание. Формирование целостной картины мира”.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) “Почему Мишка перепутал черепаху с камнем”.
Задачи:
- Обучающие: обогащать представления детей о черепахе, как о живом существе (она чувствует, слышит, видит, передвигается, питается, дышит, умеет защищаться от врагов), имеющем характерные признаки внешнего вида и особенности в поведении (небольшое тело покрыто панцирем – выпуклым сверху и плоским снизу – в котором есть отверстия для головы, 4-х ног и хвоста, покрытых толстой кожей; черепаха тяжелая, медлительная и неповоротливая, прячется в панцирь).
- Развивающие: развивать наблюдательную деятельность (умения последовательно решать познавательную задачу, используя исследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого), развивать аналитическое мышление и умение делать выводы; закреплять элементарные математические представления в счете до 4-х; развивать речь с использованием прилагательных для описания характерных признаков живой черепахи; обогащать словарный запас детей; развивать умение общаться с черепахой, не боясь ее; развивать творческие способности.
- Воспитывающие: воспитывать интерес дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желание наблюдать за ней; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
1 часть. “Сюрпризный момент” - в гости к детям приходит персонаж – медвежонок Мишка.
Мишка: - Ребята, я такой интересный камень нашел (показывает черепаху). Принес вам показать (кладет черепаху на стол). Вот!
Воспитатель: - Кто это?
Ответы детей.
Мишка: - Какая же это черепаха – камень это!
Воспитатель: - Ребята, надо научить Мишку узнавать черепаху. Как можно это сделать?
Ответы детей.
2 часть. Дети рассаживаются на ковровую зону вокруг огороженного пространства для наблюдений за черепахой.
Воспитатель: - Мишка, давай посмотрим на твой камень.
Все рассматривают черепаху.
Воспитатель: - Ребята, как вы узнали, что это черепаха?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что она делает?
Дети: - Ползает.
Воспитатель: - Что ей помогает ползать?
Дети: - Ноги.
Воспитатель: - Сколько ног? Какие они?
Ответы детей.
Воспитатель пускает черепаху по песку, все рассматривают ее следы.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему следы такой формы?
Дети: - От когтей.
Воспитатель: - Какие когти на ногах у черепахи? (показать детям)
Ответы детей.
Мишка: - Ребята, а почему черепаха не бегает, а ползает? (взвесить в руках черепаху и камень).
Дети делают вывод, что черепаха тяжелая, как камень, поэтому передвигается медленно.
Мишка: - А почему черепаха такая тяжелая? (дети обследуют панцирь черепахи).
Воспитатель: - Что есть на панцире? (щитки). Давайте узнаем, какой панцирь? Надавим. Слегка постучим пальчиком. Положим ладонь на панцирь сверху, проведем ладонью снизу. Итак, какой же панцирь на ощупь?
Мишка: - Теперь я все про панцирь понял, только забыл, зачем черепаха в камень вползла? Надо ее вытащить оттуда.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, зачем черепахе панцирь? Может ли черепаха быстро убежать? Почему? Что сделала черепаха, когда я взяла ее в руки? (втянула голову и ноги в панцирь – спряталась) Кто догадался, зачем черепахе панцирь? (так она прячется от врагов или, когда пугается)?
Воспитатель: - Давайте проверим, видит черепаха или нет? Как мы можем это проверить? (выслушиваются предположения детей).
Воспитатель: - Можно положить перед ней препятствие. Как поведет себя черепаха? (выслушать предположения детей, проделать их с черепахой и сделать выводы).
Воспитатель: - Давайте положим для нее корм и посмотрим на ее действия (пока черепаха ползет к корму, дети внимательно рассматривают, где глаза у черепахи, какая голова, какая кожа на голове и ногах).
Воспитатель: - Посмотрите, черепаха увидела корм и подползла к нему. Как она ест? С помощью чего? (ответы детей).
Мишка: - А что еще любит черепаха?
Воспитатель: - Любит погреться в тепле (включить лампу или обогреватель, почувствовать тепло рукой). Какой воздух возле лампы? (теплый, нагретый).
Воспитатель: - Посмотрим, что будет делать черепаха (начинает активно двигаться). Черепаха любит тепло и питается только в тепле.
Мишка: - Никак не могу понять, почему камень не ползет греться? (черепаха живая, а камень нет; черепаха чувствует тепло).
3 часть.
Мишка: - Я так хочу эту черепаху к себе в лес взять! Отдайте мне ее, пожалуйста!
Воспитатель: - Ребята, отдадим черепаху Мишке?
Дети: - Нет, ей в лесу не выжить!
Воспитатель: - А почему черепаха не может выжить в нашем сибирском лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, у меня ко всем вам есть просьба – узнайте дома у родителей, где живет черепаха в природе, чем она питается, как добывает пищу, как размножается? А ты, Мишка, не горюй, что мы не отдадим тебе черепашку. Мы с ребятами сделаем ее портрет для тебя, и ты больше никогда не спутаешь ее с камнем.
Дети самостоятельно рисуют портрет черепахи и дарят изображение Мишке.
II этап. Реализация проекта. Модель трех вопросов.
2.1.Что мы знаем? Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
- Черепаха – животное?
- Черепаха – дикое или домашнее животное?
- Какие части тела есть у черепахи?
- Для чего черепахе панцирь?
- Тепло или холод любит черепаха?
- Чем питаются черепахи?
2.2. Что мы хотим узнать?
- Какие виды черепах бывают.
- Почему черепахи не живут в Сибирских лесах.
- Чем питаются черепахи в дикой среде обитания.
- Как размножаются черепахи.
2.3.Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Задать свои вопросы родителям.
- С воспитателем, родителями почитать книги о черепахах.
- Рассмотреть иллюстрации в энциклопедиях.
- Посмотреть фильм о жизни черепах.
- Рассказать друг другу о том, что узнали.
III этап. Обобщающий.
Оценка реализации проекта с детьми: беседа “Что мы хотим узнать, что мы узнали и для чего”. Презентация продуктов деятельности.
Модель реализации проекта