Урок русского языка по теме "Глагол". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

Обучающие:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Глагол”;

  • проверить знания, умения, навыки по теме “Глагол” посредством тестирования;

Развивающие:

  • работать над развитием связной речи, логического мышления, творческих способностей учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку;

  • способствовать сплочению коллектива.

Тип урока: урок-обобщение.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология: на игровой и групповой основе.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, карточки с заданиями, тестовые задания на листах, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Оргмомент.

– Здравствуйте. Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Мы с вами будем туристами и совершим путешествие по стране “Глаголия”. Сделаем остановки, пройдемся пешком. Все готовы? Давайте, ребята, прочитаем девиз туристов (на доске):

Все готовы к путешествию
В страну интересную и очень полезную?
На пути нас ждут сложные испытания,
А на финише – победа, радость, знания!

Итак, отправляемся путешествовать. Посмотрите внимательно схему маршрута, она нам очень пригодится в пути (слайд 3).

– Вот мы оказались на перекрестке. Что такое перекресток? (слайд 4)

– Пересечение дорог.

– Куда мы должны пойти, чтобы попасть в страну Глаголию?

– Прямо.

– Правильно, молодцы, ребята! Страна “Глаголия” (слайд 5). Просторы ее огромны: она занимает второе место после страны “Существительное”. Жители ее очень не просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют. Нас встречает царь – Глагол (слайд 6). Он будет сопровождать нас, поможет нам не заблудиться, не упасть, не утонуть и выбрать правильный путь.

Итак, на нашем пути возникло первое препятствие – гора “Отвечай-ка” (слайд 7). Чтобы преодолеть ее, нужно ответить на вопросы по теме “Глагол” (слайд 8).

2.

– Что такое глагол?

– Как пишутся глаголы с частицей не?

– Что такое инфинитив?

– В каких случаях у глаголов пишется -тся, а в каких -ться?

– Сколько видов у глагола?

– Сколько времен есть у глагола?

– Что называется спряжением?

– Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму?

– Молодцы, ребята, вы легко преодолели первое препятствие, но на этом путь не заканчивается.

3. Тестирование.

– И вот уже перед вами второе испытание – лес “Выбирай-ка” (слайд 9). Чтобы его пройти, нужно решить вам, ребята, тестовые задания (приложение 1).

– Давайте проверим, все ли справились с этим испытанием (слайд 10).

– Вы успешно прошли лес “Выбирай-ка”. Перед вами новое препятствие. Оно очень трудное, так как требует от вас большого внимания, умения сосредоточиться и осторожности. Ребята, вы должны преодолеть болото “Запоминай-ка” (слайд 11). Не забывайте, что вас заждался царь Глагол.

4. Письмо по памяти (слайд 12)

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и рожь в полях растёт.

В.Кондрашов

– Выполните синтаксический разбор третьего предложения (слайд 13).

Итак, в нашем путешествии встречаются различные препятствия. Но вы молодцы, преодолели огромные расстояния и максимально приблизились к стране “Глаголия”. Путь наш нелегок, нам нужно набраться сил, чтобы дойти до пункта назначения. А для этого мы должны отдохнуть и провести физкультминутку.

5. Физминутка.

Учитель называет глаголы, а дети выполняют действия, которые они обозначают:

Стоя выпрямили спинки
И следите все за мной!
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Две руки вот так скрепили,
А теперь разъединили.

– Что мы совершали, когда выполняли физминутку? (действия)

Богата страна “Глаголия” и водными ресурсами. На ее территории много глубоких и чистых озер. И мы с вами не можем пройти мимо природных сокровищ – озер “Выполняй-ка” (слайд 14).

6. Индивидуальная работа (слайд 15).

А) Глагол

Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, оделся и пошёл.
Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.
СОСТОЯНИЯ души
Ты в глаголы запиши.

– Определите вид и время глаголов.

Б) Распределительный диктант

– Распределите глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Выделите личные окончания (слайды 16-17):

Пиш..шь, вид..шь, пил..шь, гон..т, бор..тся, держ..шь, стел..т, кол..шь, завис..т, чита..шь, ненавид..т, скач..т.

Ну, вот мы и добрались с вами до границ страны “Глаголия”. Но попасть на ее территорию нелегко. Чтобы враги не захватили эту страну, жители возвели стены, вырыли ров и построили охраняемый мост “Определяй-ка” (слайд 18). По нему мы и доберемся с вами до нужного пункта.

7. Орфоэпический диктант

– Расставьте ударение в данных глаголах

  1. Баловать
  2. Варит
  3. Звонит
  4. Облегчить
  5. Черпать
  6. Сложить
  7. Бронировать (слайд 19)

– Молодцы, ребята, но перед нами дверь, а на ней огромный замок “Открывай-ка” (слайд 20). Это последнее препятствие, после которого удивительная страна распахнет перед вами свои двери.

8. Игра “Четвертый лишний”

Задание:

– Найдите лишнее слово, аргументируйте свой ответ.

1) (не)здоровится, (не)был, (не)хотел, (не)заметил (слайды 21-22)
2) видеть, слышать, любить, бороться (слайды 23-24)
3) птицы слетятся, надо решиться, дети разбегутся, малыш надеется (слайды 25-26)

– Молодцы, ребята, сегодня вы совершили увлекательное путешествие в страну “Глаголию”, без особых проблем преодолели все препятствия и достигли главной цели – открыли замок при помощи ключа “знаний”, которым владеете. Я очень надеюсь, что вы его не потеряете, ведь он вам пригодится в последующих открытиях и путешествиях, которые мы совершим на уроках русского языка.

9. Д/з. (слайд 27).

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Приложение 2

Презентация