Цели урока:
Обучающие:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Глагол”;
проверить знания, умения, навыки по теме “Глагол” посредством тестирования;
Развивающие:
работать над развитием связной речи, логического мышления, творческих способностей учащихся;
Воспитательные:
воспитывать интерес к родному языку;
способствовать сплочению коллектива.
Тип урока: урок-обобщение.
Вид урока: урок-путешествие.
Технология: на игровой и групповой основе.
Оборудование: компьютерная презентация к уроку, карточки с заданиями, тестовые задания на листах, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Оргмомент.
– Здравствуйте. Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Мы с вами будем туристами и совершим путешествие по стране “Глаголия”. Сделаем остановки, пройдемся пешком. Все готовы? Давайте, ребята, прочитаем девиз туристов (на доске):
Все готовы к путешествию
В страну интересную и очень полезную?
На пути нас ждут сложные испытания,
А на финише – победа, радость, знания!
Итак, отправляемся путешествовать. Посмотрите внимательно схему маршрута, она нам очень пригодится в пути (слайд 3).
– Вот мы оказались на перекрестке. Что такое перекресток? (слайд 4)
– Пересечение дорог.
– Куда мы должны пойти, чтобы попасть в страну Глаголию?
– Прямо.
– Правильно, молодцы, ребята! Страна “Глаголия” (слайд 5). Просторы ее огромны: она занимает второе место после страны “Существительное”. Жители ее очень не просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют. Нас встречает царь – Глагол (слайд 6). Он будет сопровождать нас, поможет нам не заблудиться, не упасть, не утонуть и выбрать правильный путь.
Итак, на нашем пути возникло первое препятствие – гора “Отвечай-ка” (слайд 7). Чтобы преодолеть ее, нужно ответить на вопросы по теме “Глагол” (слайд 8).
2.
– Что такое глагол?
– Как пишутся глаголы с частицей не?
– Что такое инфинитив?
– В каких случаях у глаголов пишется -тся, а в каких -ться?
– Сколько видов у глагола?
– Сколько времен есть у глагола?
– Что называется спряжением?
– Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму?
– Молодцы, ребята, вы легко преодолели первое препятствие, но на этом путь не заканчивается.
3. Тестирование.
– И вот уже перед вами второе испытание – лес “Выбирай-ка” (слайд 9). Чтобы его пройти, нужно решить вам, ребята, тестовые задания (приложение 1).
– Давайте проверим, все ли справились с этим испытанием (слайд 10).
– Вы успешно прошли лес “Выбирай-ка”. Перед вами новое препятствие. Оно очень трудное, так как требует от вас большого внимания, умения сосредоточиться и осторожности. Ребята, вы должны преодолеть болото “Запоминай-ка” (слайд 11). Не забывайте, что вас заждался царь Глагол.
4. Письмо по памяти (слайд 12)
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и рожь в полях растёт.
В.Кондрашов
– Выполните синтаксический разбор третьего предложения (слайд 13).
Итак, в нашем путешествии встречаются различные препятствия. Но вы молодцы, преодолели огромные расстояния и максимально приблизились к стране “Глаголия”. Путь наш нелегок, нам нужно набраться сил, чтобы дойти до пункта назначения. А для этого мы должны отдохнуть и провести физкультминутку.
5. Физминутка.
Учитель называет глаголы, а дети выполняют действия, которые они обозначают:
Стоя выпрямили спинки
И следите все за мной!
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Две руки вот так скрепили,
А теперь разъединили.
– Что мы совершали, когда выполняли физминутку? (действия)
Богата страна “Глаголия” и водными ресурсами. На ее территории много глубоких и чистых озер. И мы с вами не можем пройти мимо природных сокровищ – озер “Выполняй-ка” (слайд 14).
6. Индивидуальная работа (слайд 15).
А) Глагол
Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, оделся и пошёл.
Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.
СОСТОЯНИЯ души
Ты в глаголы запиши.
– Определите вид и время глаголов.
Б) Распределительный диктант
– Распределите глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Выделите личные окончания (слайды 16-17):
Пиш..шь, вид..шь, пил..шь, гон..т, бор..тся, держ..шь, стел..т, кол..шь, завис..т, чита..шь, ненавид..т, скач..т.
Ну, вот мы и добрались с вами до границ страны “Глаголия”. Но попасть на ее территорию нелегко. Чтобы враги не захватили эту страну, жители возвели стены, вырыли ров и построили охраняемый мост “Определяй-ка” (слайд 18). По нему мы и доберемся с вами до нужного пункта.
7. Орфоэпический диктант
– Расставьте ударение в данных глаголах
- Баловать
- Варит
- Звонит
- Облегчить
- Черпать
- Сложить
- Бронировать (слайд 19)
– Молодцы, ребята, но перед нами дверь, а на ней огромный замок “Открывай-ка” (слайд 20). Это последнее препятствие, после которого удивительная страна распахнет перед вами свои двери.
8. Игра “Четвертый лишний”
Задание:
– Найдите лишнее слово, аргументируйте свой ответ.
1) (не)здоровится, (не)был, (не)хотел,
(не)заметил (слайды 21-22)
2) видеть, слышать, любить, бороться (слайды 23-24)
3) птицы слетятся, надо решиться, дети разбегутся,
малыш надеется (слайды 25-26)
– Молодцы, ребята, сегодня вы совершили увлекательное путешествие в страну “Глаголию”, без особых проблем преодолели все препятствия и достигли главной цели – открыли замок при помощи ключа “знаний”, которым владеете. Я очень надеюсь, что вы его не потеряете, ведь он вам пригодится в последующих открытиях и путешествиях, которые мы совершим на уроках русского языка.
9. Д/з. (слайд 27).
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.