Программа по технологии для 8-х классов

Разделы: Технология


Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Программа общим объемом 68 часов изучается в течение 34 учебных недель, по 2 часа в неделю.

Исходными документами для составления рабочей программы для 8классов по технологии являются:

- “Технология: 4,5-11 классы”: Программа Симоненко В. Д. и Хотунцев Ю.Л..- М.: “Просвещение”.

- “Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета технология” (8 класс, 34 часа), составитель Санкович Г.В., методист кафедры естественных наук и математических дисциплин КРИПК и ПРО, Утверждены протокол №1 от 06.09.2011г.

На изучение курса “Технология” в 8 классе выделяется 1час в неделю регионального компонента. По программе общеобразовательных учреждений “Технология”: трудовое обучение, 5-11 классы под редакцией В.Д.Симоненко - Москва, “Просвещение”, предусматривает изучение курса технологии в 8 классе 68 часов в год - 2 часа в неделю. Программа В.Д.Симоненко скорректирована на 34 часа. В содержательном аспекте она выполняется. Сокращение количества часов в разделах данной программы происходит за счёт повторения тем в программе регионального компонента.

С учётом методических рекомендаций в курс обучения были включены следующие разделы:

1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 10часов.

2. Современное производство и профессиональное образование 8часов.

3. Кулинария 8 часов.

4. Творческий проект 8часов.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс, 2012-2013 учебный год

Название темы Кол-во часов
  Домашняя экономика и основы предпринимательства 8час.
  Элементы домашней экономики
1. Цели и задачи экономики 1
2. Семейное хозяйство, его составляющие 1
3. Понятие о бюджете семьи 1
4. Источники дохода бюджета семьи, экономия средств 1
5. Постоянные и переменные расходы семьи 1
6. Менеджмент в семейной экономике 1
  Основы предпринимательства 2 ч
7. Предпринимательство: сущность, цели, задачи 1
8. Формы предпринимательства в России, поиск своего дела 1
  Художественная обработка материалов 14час
  Элементы материаловедения
9 Сравнительная характеристика тканей из натуральных, химических и смесовых тканей. 1
10 Свойства нитей из различных тканей 1
  Элементы машиноведения
11 Приспособления малой механизации. 1
12 Лапки и их использование при шитье. 1
  Конструирование и моделирование изделий
13. Основные направления современной моды. Правила снятия выкроек из журналов мод. 1
14. Построение чертежа основы плечевого изделия 1
  Раскрой и пошив изделий
15 Подготовка к раскрою. 1
16 Раскрой изделия. 1
17 Обработка изделия 1
18 Выполнение стачных швов 1
19 Сборка изделия. 1
20 Обработка верхнего среза 1
21 Окончательная отделка изделия 1
22 В.Т.О. изделия. Контроль качества изделия. 1
  Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (НРК) 10 час
23. Творчество народных умельцев. История народных костюмов Кемеровской области. 1
24. Моделирование одежды. Национальные костюмы жителей Кузбасса. 1
25. Виды орнаментов. Значение аппликации в народной вышивке . 1
26. Элементы старинного рукоделия в современной одежде. 1
27 Аппликации из кожи, меха, атласа народов Сибири. 1
28 Выполнение аппликации из различных материалов. 1
29 Правила начала вязания на двух спицах. Орнаменты народов Сибири 1
30 Традиции вязания народов Кузбасса. 1
31 Краткие сведения из истории макраме. Плетение. Рукоделие народов Сибири 1
32. Приемы плетения узлов и узоров. Из истории фриволите. Изготовление образцов в технике фриволите (вязание на вилке) 1
  Современное производство и профессиональное образование (НРК) 8 час
33. Знакомство с профессиями, востребованными в Кемеровской области. Экология Кузбасса и производство. 1
34. Карта города и будущее место работы. 1
35 Экскурсии на предприятия Кузбасса. 1
36 Экскурсия, знакомство с профессиями города Прокопьевска. 1
37. Региональный рынок труда и образовательных услуг в городе Прокопьевске. 1
38. Современная ситуация на рынке труда в Прокопьевске. 1
39. Возможности личности в профессиональной деятельности. 1
40 Технология трудоустройства на примере предприятий Прокопьевска. 1
  Кулинария (НРК) 8 час
41 Блюда национальной кухни народов Кузбасса. 1
42 Приготовление блюда (вареники, галушки, сибирские пельмени ) 1
43 Русская масленица. 1
44 Приготовление блинов 1
45 Пасха. Традиция проведения пасхи жителей Кузбасса. 1
46 Подготовка к пасхе. 1
47 Блюда из птицы. 1
48 Сервировка стола в национальном стиле коренных жителей Кузбасса. 1
  Информационные технологии 4 час
49. Анализ возможностей использования ПЭВМ в работе предприятия (игра “Предприятие”). Деловая переписка. 1
50. Создание образца визитной карточки. 1
51 Подготовка рекламного буклета. Реклама и дизайн. 1
52 Выполнение рекламного объявления. 1
  Творческий проект. (Оформление и организация праздников семейных, детских, школьных).(8часов-НРК) 8+8 час
53. Выбор темы проекта ( День города, День шахтёра, Пасха, Масленица, 70лет Кузбассу) 1
54. Обоснование выбранной темы 1
55. Разработка логотипа 1
56. Оформление рекламы 1
57. Составление схемы (составление звёздочки обдумывания) 1
58. Инструкционные карты (инструкции) 1
59. Выбор материалов 1
60. Разработка эскизного варианта изделия 1
61. Оценка материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта 1
62. Изготовление образца изделия (Составление сценария) 1
63. Определение примерной “цены” 1
64. Отделочные работы 1
65. Экономический расчет 1
66. Экологический расчет 1
67. Оформление работы 1
68. Защита проекта 1
  ИТОГО: 68 часов

Основное содержание программы 8 кл.

  • Домашняя экономика и основы предпринимательства – 8  часов
  • Элементы домашней экономики – 6 часов
  • Основы предпринимательства - 2 часа

Цели и значение домашней экономики. Правила ведения домашнего хозяйства, основные виды бытовых домашних работ. Распределение обязанностей в семье. Назначение основных видов современной бытовой техники.

Прожиточный минимум и потребительская корзина. Потребность в планировании бюджета семьи. Составление семейного бюджета, источники его доходной и расходной частей. Постоянные и переменные расходы. Непредвиденные расходы. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке товаров и услуг: анализ потребительских качеств товара, выбор способа совершения покупки. Права потребителя и их защита.

Роль членов семьи в формировании семенного бюджета. Личный бюджет школьника. Анализ полученных результатов по разработке выполняемого проекта. Самооценка учащимся проекта.

Формы предпринимательства в России, поиск своего дела. Предпринимательство: сущность, цели, задачи. Организация предпринимательской деятельности в Кузбассе.

Художественная обработка материалов – 14 часов

Элементы материаловедения – 2 часа

Классификация текстильных волокон. Натуральные и химические текстильные волокна. Сравнительная характеристика тканей из натуральных, химических и смесовых тканей. Свойства нитей из различных тканей.

Элементы машиноведения – 2 часа

Назначение и применение приспособлений малой механизации. Различные виды лапок и их использование при изготовлении изделий.

Конструирование и моделирование изделий – 2 часа

Основные направления современной моды. Правила снятия выкроек из журналов мод. Построение чертежа плечевого изделия. Подготовка выкройки к раскрою. Определение расхода ткани.

Раскрой и пошив изделий – 8 часов

Виды женского легкого платья и бельевых изделий. Краткие сведения об ассортименте, тканях и отделках, применяемых для их изготовления. Эксплуатационные, гигиенические требования к легкому женскому платью и бельевым швейным изделиям. Подготовка чертежей и тканей к раскрою. Раскрой и изготовление изделий. Виды отделки изделий и их выполнение. Контроль качества готового изделия.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (НРК) – 10 часов

История народных костюмов Кемеровской области. Моделирование одежды. Национальные костюмы. Виды орнаментов, элементы старинного рукоделия в современной одежде. Изготовление изделий. Выполнение отделки изделия различными орнаментами.

Современное производство и профессиональное образование (НРК) – 8 часов

Предприятия Кузбасса. Экскурсии, знакомство с профессиями, востребованными в Кемеровской области. Экология Кузбасса и производство. Знакомство с профессиями востребованных в городе Прокопьевске. Региональный рынок труда и образовательные услуги в городе Прокопьевске. Технология трудоустройства на примере предприятий Прокопьевска. Карта города и будущее место работы.

Кулинария (НРК) - 8 часов

Блюда национальной кухни народов Кузбасса. Русская масленица, приготовление блинов. Пасха. Традиция проведения пасхи жителей Кузбасса. Способы обработки творога для приготовления пасхи. Особенности приготовления, условия и сроки хранения. Сервировка стола в национальном стиле коренных жителей Кузбасса.

Информационные технологии – 4 часа

Анализ возможностей использования ПЭВМ в работе предприятия (игра “Предприятие”). Деловая переписка. Создание образца визитной карточки. Требование к изготовлению визитной карточки. Подготовка рекламного буклета. Реклама и дизайн. Рекламные объявления и требования к ним.

Творческий проект (8 часов-НРК)+8 часов

Выбор темы проекта (День города, День шахтера, Пасха, Масленица, 70 лет Кузбассу). Особенности системы выполнения проекта. Составление технологической последовательности. Составление звездочки обдумывания. Разработка логотипов. Оценка материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Подготовка и защита проекта.

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:

Знать:

  • Виды и классификацию одежды, требования к одежде. Последовательность построения чертежа и изготовления выкройки, способы и приемы разработки моделей, виды влажно-тепловой обработки, технологию изготовления изделий, требования к качеству готовых изделий, организацию рабочего места; профессию гладильщика, современное оборудование швейных предприятий, элементы экономики (продолжительность труда, себестоимость и рентабельность производства), профессии технолога, швеи-мотористки и закройщицы.
  • Виды электробытовых приборов, их назначение, устройство, принцип действия, способы проверки, нахождения и устранения простейших неисправностей, правила безопасности при обращении с бытовыми электроприборами. Применение электрических двигателей в народном хозяйстве, правила безопасности при работе с электробытовыми машинами, назначение, устройство и принцип действия пылесоса и полотера, правила их эксплуатации, рабочие профессии “электромонтер-ремонтник”, “электрослесарь”.
  • Назначение, устройство и принцип действия механизмов преобразования движения, причины возникновения и способы устранения простейших неполадок в работе швейной машины, профессия наладчика. Значение машин в народном хозяйстве, основные части машины (двигатель, передаточный механизм, рабочий орган), механизмы швейной машины, участвующие в образовании челночного стежка.
  • Принцип производства синтетических волокон и свойства тканей из них, использование тканей и особенности ухода за ними. Классификацию и характеристику тканей по волокнистому составу и назначению, ассортимент тканей, профессии товароведа и продавца тканей;, последовательность построения чертежей и изготовления выкроек, приемы разработки фасонов легкой одежды, виды отделок, профессия художника-модельера; ткани, применяемые для изготовления легкой одежды.

Уметь:

  • Определять механизмы преобразования движения и читать их кинематические схемы, выявлять и устранять простейшие неполадки в работе швейной машины. Применять в работе приспособления малой механизации, читать кинематическую схему швейной машины. Распознавать ткани по волокнистому составу и назначению, определять свойства и учитывать их в практической работе при изготовлении изделий; строить и читать чертеж, делать выкройку изделия, разрабатывать фасон выбранного изделия, определять расход ткани на изделие, экономно раскладывать выкройку на ткани, кроить и шить поясное изделие, организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда, определять качество готового изделия и анализировать причины допущенных отклонений.
  • Читать электрические схемы электробытовых приборов, выявлять их простейшие неисправности, проводить их испытание, использовать пылесос при уборке помещения.
  • Работать в коллективе, распределяя и согласовывая совместный труд.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения раздела “Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов” ученик должен

знать/понимать

  • назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;

уметь

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее один - два вида художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и. поделочными материалами;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

В результате изучения раздела “Кулинария” ученик должен:

знать/понимать

  • влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

уметь

  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

В результате изучения раздела “Основы предпринимательства”

ученик должен:

знать/понимать

  • сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;

уметь

  • находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.

Достижение этих целей и решение задач осуществляется при выполнении одного из предложенных проектов.

В результате обучения по курсу “Технология” учащиеся должны:

знать

1) как определять потребности людей;

2) какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;

3) как планировать и реализовывать творческий проект;

уметь

1) кратко формулировать задачу своей деятельности;

2) отбирать и использовать информацию для своего проекта;

3) определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;

4) оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;

5) выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления изделий высокого качества;

6) планировать изготовление изделий и изготовлять их;

7) определять затраты на изготовление изделия, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;

8) испытывать изделие на практике;

9) анализировать недостатки изготовленного изделия и определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;

10) формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;

11) определять перечень профессий, необходимых для промышленного изготовления конкретного изделия;

12) использовать элементы маркетинга дли продвижения своего товара, разрабатывать. рекламу своего изделия.

Изучение технологии в школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Основные задачи обучения

  • Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
  • Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.
  • Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
  • Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.
  • Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей для решения практических задач.
  • Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

Список литературы для учащихся

1. Леонтьев А. В. Технология: учеб. пособие для уч-ся 8 кл. ОУ / А. В. Леонтьев, В. С. Капустин, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008.

2. Леонтьев, А. В. Технология: тетрадь творческих работ / А. В. Леонтьев, В. С. Капустин, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008.

3. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология: 5-8класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) – 3-е изд., под редакцией В.Д.Симоненко.

Список литературы для учителя

1. Кордол Ю. Зеленый стол. Вкусно и целебно. — Житомир, 1990.

2. Кошкарова Е.Д. Руководство по рукоделию. — М, 1993.

3. Лыба С. Прием гостей. -Липецк, 1992.

4. Любина Ю.Л. Рукодельница. -М., 1998.

5. Ляукина М.В., Кузьмина М.А. Основы художественного ремесла. - М., 1999.

6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - М., 1998.

7. Об использовании метода проектов в образовательной области “Технология”: Письмо Министерства образования РФ № 585/11-13 от 12.04.2000.

8. Уткин П.И. Народные художественные промыслы. — М., 1992.

9. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Проекты в школьном курсе “Технология” // Школа и производство. - 1993. - № 5.

10. Сасова, И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. - М: Вентана-Граф, 2007.

11.. Павлова.М. Б. Технология. 5-9 классы. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2000.

12. Марченко, А. В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / А. В. Марченко, И. А. Сасова, М. И. Гуревич; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2004.

13. Павлова, М. Б. Дизайн-подход как основа обучения / М. Б. Павлова, Дж. Питт. - Н. Новгород: НГЦ, 2000.

14. Сасова, И. А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки /И. А. Сасова, А. Ф. Аменд. - М., 1988.

15. Коллекция электронных материалов по технологии в Интернет: http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p2aal.html