Декоративное рисование даёт учащимся основы графической грамоты, способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно творческие способности развиваются на уроках декоративного рисования.
В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений.Такие задания способствуют пробуждению творческих сил и самодеятельности учащихся.
Декоративное рисование ставит своей целью ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное рисование совершается на основе определённых правил и законов: соблюдение ритма. симметрии. гармонического сочетания цветов.
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с законами композиции, составляют узоры, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают, орнаментальное творчество русского народа, народов других стран.
От учителя рисования дети узнают, что художественное начало широко входит в производство, в наш быт, знакомятся с термином “дизайн”.
Красоту люди хотят видеть везде: в природе, в быту, в обществе. Художественное начало одухотворяет труд, украшает быт, облагораживает человека.
Декоративное начало тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узора, Эскиза декоративного оформления платка. тарелки. подушки или полотенца надо показать ученику, как использовать формы природы: листья и цветы, растения, изображение животных, птиц – и как перерабатывать (стилизовать) эти формы в своих композициях.
Важно как ученики поймут момент художественности, понять красивое в природе.
Важен показ образцов народных орнаментов.
Всё это приучает детей к творческой деятельности.
Важно развитие творческой инициативы, которая будит мысль, одухотворяет человека.
Занятия следует построить следующим образом:
- 1 урок. Знакомство с понятием орнамента, его историей .Принципы построения орнамента его виды..
- 2 урок. Зарисовка растительных природных форм с натуры (листья, цветы)
- 3 урок. Переработка натурных зарисовок в декоративный орнамент, его построение, карандашный вариант и отрисовка в цвете(гуашь).
В основе построения орнамента лежат принципы:
1. утилитарность(практическое применения;
2. зависимость художественного решения от материала изготовления и значение его применения;
3. красочность и декоративность орнаментальных образцов.
Возможные варианты заданий:
- Задание 1: Построить орнамент в квадрате с использованием растительных форм
- Задание 2: Построить ленточный орнамент
- Задание 3:Построить розетту с учётом одного из видов симметрии симметрии.
- Задание 4.Построить сетчатый орнамент (сетка из квадратов)
- Задание 5. Построить орнамент на основе народного орнамента.
В обучении соблюдается принцип изучения материала от простого к сложному, соблюдается принцип систематичности и последовательности обучения, принцип научности, принцип посильности и доступности обучения.
Составляя композицию узора, орнамента каждый ученик стремится как можно красивее расположить изображение на плоскости, ярче раскрасить свой рисунок .Всё это способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств.
На уроках декоративного рисования формируется и моральный облик детей.
Воздействуя на ученика, на его чувства, мысли декоративное искусство вызывает определённое мироощущение, воспитывает общественную личностью.