Декоративное рисование на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Декоративное рисование даёт учащимся основы графической грамоты, способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно творческие способности развиваются на уроках декоративного рисования.

В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений.Такие задания способствуют пробуждению творческих сил и самодеятельности учащихся.

Декоративное рисование ставит своей целью ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное рисование совершается на основе определённых правил и законов: соблюдение ритма. симметрии. гармонического сочетания цветов.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с законами композиции, составляют узоры, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают, орнаментальное творчество русского народа, народов других стран.

От учителя рисования дети узнают, что художественное начало широко входит в производство, в наш быт, знакомятся с термином “дизайн”.

Красоту люди хотят видеть везде: в природе, в быту, в обществе. Художественное начало одухотворяет труд, украшает быт, облагораживает человека.

Декоративное начало тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узора, Эскиза декоративного оформления платка. тарелки. подушки или полотенца надо показать ученику, как использовать формы природы: листья и цветы, растения, изображение животных, птиц – и как перерабатывать (стилизовать) эти формы в своих композициях.

Важно как ученики поймут момент художественности, понять красивое в природе.

Важен показ образцов народных орнаментов.

Всё это приучает детей к творческой деятельности.

Важно развитие творческой инициативы, которая будит мысль, одухотворяет человека.

Занятия следует построить следующим образом:

  • 1 урок. Знакомство с понятием орнамента, его историей .Принципы построения орнамента его виды..
  • 2 урок. Зарисовка растительных природных форм с натуры (листья, цветы)
  • 3 урок. Переработка натурных зарисовок в декоративный орнамент, его построение, карандашный вариант и отрисовка в цвете(гуашь).

В основе построения орнамента лежат принципы:

1. утилитарность(практическое применения;

2. зависимость художественного решения от материала изготовления и значение его применения;

3. красочность и декоративность орнаментальных образцов.

Возможные варианты заданий:

  • Задание 1: Построить орнамент в квадрате с использованием растительных форм
  • Задание 2: Построить ленточный орнамент
  • Задание 3:Построить розетту с учётом одного из видов симметрии симметрии.
  • Задание 4.Построить сетчатый орнамент (сетка из квадратов)
  • Задание 5. Построить орнамент на основе народного орнамента.

В обучении соблюдается принцип изучения материала от простого к сложному, соблюдается принцип систематичности и последовательности обучения, принцип научности, принцип посильности и доступности обучения.

Составляя композицию узора, орнамента каждый ученик стремится как можно красивее расположить изображение на плоскости, ярче раскрасить свой рисунок .Всё это способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств.

На уроках декоративного рисования формируется и моральный облик детей.

Воздействуя на ученика, на его чувства, мысли декоративное искусство вызывает определённое мироощущение, воспитывает общественную личностью.