Цель урока: помочь детям осознать и прочувствовать такие традиционные духовно-нравственные ценности как честь и достоинство.
Идея урока: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего” (Ф. М. Достоевский)
Задачи урока:
- раскрыть понятия “честь” и “достоинство” как высокие моральные качества человека; подвести к пониманию проявления данных качеств;
- выйти на размышление о том, что честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей;
- побудить детей к анализу собственных поступков;
- обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.
Оборудование к уроку:
- разработка презентации “Достоинство и честь”
- аудиозаписи произведений Л.Н. Толстого “Косточка” и “Старый дед и внучек”
- учебник “Основы светской этики”, стр. 46-47
Ход урока
1. Организационный момент.
Добро пожаловать на урок этики!
2. Целеполагание и мотивация.
- Перед вами картинка с весами. На их чашах – добрые и злые дела литературных персонажей. Попробуем вспомнить известных нам литературных персонажей и разместить их на весах. Те, у кого добрых дел больше, попадут на чашу с добрыми делами, а те, у кого больше злых, плохих поступков, окажутся на другой чаше.
Герои для работы: Карабас-Барабас, Крокодил Гена, Чиполлино, Золушка, Кощей Бессмертный,Урфин Джюс, Буратино, Три Толстяка и др.
(слайд 2)
– Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло? (слайд 3)
– Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми? (Мораль.)
– Что такое долг? (Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний.)
– О каком долге идёт речь в данных примерах? (слайд 4)
– Человек отдаёт взятые в долг деньги? (Денежный долг.)
– Врач оказывает помощь человеку на улице? (Служебный долг.)
– Сын заботится о своих родителях? (Моральный долг.)
– А если человек вовремя не отдал долг, какие чувства он испытывает перед тем человеком, у которого взял в долг? (Чувство стыда.) (слайд 5)
– А что ещё он чувствует? (Чувство вины, угрызения совести.)
– Уважают ли такого человека окружающие? Почему? (Не уважают, потому что он поступил некрасиво, несправедливо, нечестно, подвёл людей, которые ему поверили.)
- А каким меня воспринимают окружающие? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность?
- На эти и подобные вопросы позволяют ответить такие важные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство.
- Известный русский писателей и мыслителей Фёдор Михайлович Достоевский говорил: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего” (слайд 6)
- О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке? (Честь и Достоинство)
Тема урока: Честь и Достоинство
Какие цели поставим?(слайд 7)
- Узнать что такое честь и достоинство.
- Запомнить новые понятия.
- Учиться слушать собеседника, участвовать в диалоге.
3. Актуализация знаний и умений.
- Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали? (слайд 9)
-В рассказе “Честное слово” маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры “у порохового склада”, не потерял веры в понятия “часовой”, “пост”, “честь”. Он, будучи в игре “сержантом”, сдержал своё “Честное слово - не уйду”. Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил “сержанту” покинуть пост.
В произведении С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое” случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.
(слайд 10)
В произведении “Золотая антилопа” крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.
Дмитрий Михайлович Карбышев - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор, по происхождению - родовой сибирский казак. За пару недель до начала Великой Отечественной войны был командирован в Гродно для оказания помощи оборонительному строительству на западной границе. При попытке вырваться из окружения в районе севернее Могилева был контужен и захвачен гитлеровцами в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу.
Д.М. Карбышев проявил исключительную стойкость и мужество в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне. 16 августа 1946 г. генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
- Какие моральные качества присущи этим героям?
(Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам)
- Сделайте вывод, что же такое честь?
- Прочитайте определение в учебнике.(с.46)
(слайд 12)
Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.
Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят “человек чести”.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Эти моральные качества присущи не только генералу, офицеру, но и гражданскому человеку.
Проявление чести в повседневной жизни (слайд 14)
Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.
- Что такое достоинство? (слайд 16)
Известный физик-теоретик Альберт Энштейн сказал “Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни”?
- Как вы понимаете это высказывание?
- Какие нравственные ценности вы бы включили в понятие “достоинство”?(слайд 17)
- Прочитайте в учебнике определение “достоинство”.
(слайд 18)
Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.
В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.
Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: “Это достойный человек”. Достоинство позволяет избегать взаимных обид.
(слайд19)
- Найдите в тексте предложение, соответствующее слайду “Храни достоинство своё повсюду, человек!”
5. Осознание и осмысление нового учебного материала.
- Рассмотрите слайд. Что значит не унижать достоинство других и не терять собственного?
Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва. Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность.
- Что значит “безнравственный поступок”?
(слайд 20)
- Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.
“Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: “Лучше бы ты умер”.”
- Почему мама так ответила?
- Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Не слишком ли жестоко?
Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Ведь сын принес в дом чужой хлеб. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого мальчика?
Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком.
(слайд 21)
Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?
Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.
Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.
- Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство? Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было трудно поступить нравственно?
6. Подведение итогов урока
В завершение урока притча:
“Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.”
Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?
Вывод (слайд 22)
(слайд 23)
Если говорить о нынешнем времени, то сейчас людей чести и достоинства немного. Воспитывать в характере чувства достоинства, чести, правдивости, искренности нужно с раннего детства. “Береги честь смолоду” – писал выдающийся человек, А.С.Пушкин. Таким образом, нужно быть достойным человеком с детства, анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим. Все события в жизни взаимосвязаны, и достоинство надо сохранять на протяжении всей жизни, люди должны думать о последствии своих поступков. Так как если человек потеряет доверие и уважение, то вернуть его будет очень тяжело.
7. Домашнее задание – вопросы и задания учебника:
- Как вы понимаете пословицу “Береги платье снову, а честь смолоду”? Какие ещё пословицы вы знаете?
- Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?
- Назовите спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях?
По вопросу презентации обращайтесь к автору.