Тема. А.С.Пушкин «Зимний вечер»
Цели: расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С Пушкина; ознакомить с новым произведением А.С. Пушкина; пробудить интерес к творчеству Пушкина; обучать правильному выразительному чтению; раскрыть красоту поэтического произведения; развивать память, речь, воображение.
Задачи: познакомить детей с отдельным этапом жизненного пути поэта; воспитывать умение видеть красоту природы; развивать умение проводить сравнительный анализ поэтического произведения.
Оборудование: портрет автора, барельеф няни А.С. Пушкина Арины Родионовны, фотография дома няни в селе Михайловское, учебники, карточки с вопросами, запись завывания вьюги, словарь настроений на каждой парте.
Оформление доски:
Словарь Мглою, мгла – непрозрачный воздух из-за снега. Кровле обветшалой – прогнившей крыше. Лачуга – бедная хижина, плохой дом. Олицетворение –изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. |
А.С.Пушкин «Зимний вечер» «Кто творец этого
бесчеловечного убийства? |
«Всё мрачную тоску на душу мне наводит» А.С.Пушкин |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение «Зимнее утро» (прослушиваются 2 человека).
III. Беседа о писателе
Учитель. Мы сейчас прослушали прекрасное стихотворение А.С.Пушкина. Но есть у него ещё одно стихотворение, которое называется «Зимний вечер». Чтобы разобраться нам в том, почему Александр Сергеевич решил написать это произведение, попробуем у него самого спросить. А для этого давайте представим, какая бы получилась беседа корреспондента очень известной газеты с поэтом Пушкиным.
(Вопросы записаны на карточках. Дети зачитывают их от лица корреспондента. Отвечает учитель от лица поэта).
1. Когда вы написали стихотворение «Зимний вечер»?
Учитель. Это был один из тяжелых периодов моей жизни. Меня отправили в ссылку в Село Михайловское, в маменькино имение. Там я пробыл два долгих года.
2. За что вас сослали?
Учитель. Как сказал царь Александр I: «Он наводнил Россию возмутительными стихами. Вся молодежь их читает. Его надобно сослать».
3. Вы там были в одиночестве?
Учитель. Мне там было очень тяжело без родных, друзей, но благодаря доброте и отзывчивости, любящей меня как родного сына, милой няни, я вынес все тяготы этих двух лет.
4. Чем же могла помочь гению простая крепостная старушка?
Учитель.
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей...
– Все долгие вечера мы вели задушевные разговоры, я очень любил беседовать с ней. Ей первой читал только что написанные стихи, слушал её рассказы, записывал со слов сказки, которые няня рассказывала в детстве. И ещё я посвятил ей свои стихи
(Рассматривают иллюстрацию барельефа Арины Родионовны).
Арина Родионовна Яковлева.
Барельеф
Учитель. С одним из стихотворений мы и познакомимся.
Сообщение темы урока.
IV. Подготовка к первичному восприятию
Учитель. Попробуйте по названию
определить тему стихотворения, о чём?
На доске записаны слова из стихотворения,
которые могут быть нам не понятны. Прочтём их.
Словарик (на доске).
Первичное чтение учителем наизусть
Учитель. Представьте: долгий зимний вечер, на улице вьюга (включается фонограмма вьюги, учитель наизусть читает стихотворение).
Проверка первичного восприятия
Учитель. Какие моменты показались вам особенно волнительными? (Или один момент) Как вы думаете, зачем Александру Сергеевичу повторять два раза строки? Может, можно было остановиться после строк: «За водой поутру шла»? (Учащиеся высказывают свои предположения)
V. Анализ стихотворения и работа над выразительным чтением.
Вторичное чтение «про себя».
Учитель. Прочитайте самостоятельно стихотворение и попробуйте разделить на смысловые части. Какие смысловые части у вас получились? (Записывает на доске)
1. Буря
2. Няня
3. Буря
(Дети читают 1 часть вполголоса хором).
Учитель.
– Что происходит с погодой в этот зимний вечер? (Буря)
– Какими словами он описывает бурю? (Как зверь
завоет, заплачет как дитя).
– Какую картину вы представили?
– Какие краски понадобились бы нам для того,
чтобы изобразить на листе картину, описываемую
поэтом?
– Поэт прибегает к очень интересному приёму в
литературе олицетворению (обращает внимание на
запись на доске) т. е. он говорит о
буре, как живом существе.
– Прослушайте ещё раз фонограмму снежной бури,
попробуйте прочитать эту часть под фонограмму
(про себя).
2 часть
Учитель.
– Когда поэт описывает лачугу, меняется ли
настроение? Почему? Прочтите вслух.
– Переходит ли это настроение и на следующие
строки о няне? Докажите. Какими словами он
говорит об этом?
– А ведь к этому чувству уныния добавляется ещё
чувства. Какие? (Чувства к няне: любовь, доброта,
ласка, уважение).
– Найдите строки и прочтите их.
– Почему автор говорит, выпьем с горя?
– Будет ли сердцу веселей? (Да, но на
время)
– Следующие строки доказывают это. Но надолго ли
изменится настроение? (Нет)
– Дальше опять – буря! – 3 часть.
– И теперь я повторяю вопрос, почему Пушкин и
начинает с описания бури, и заканчивает
описанием бури?
– На доске слова Пушкина, написанные им во время
ссылки в Михайловском (читает подготовленный
ученик). Связано ли это как-то с описанием бури в
стихотворении или так нужно здесь описывать
природное явление? Помним – он
гений!
– О какой буре идёт речь?
– О буре, которая у него внутри!
Чтение слов Вяземского на доске.
Учитель. Друзья страшились за него, устоит ли, выдержит ли одиночество, гнетущее однообразие деревенской жизни (рассматривают фотографию дома няни в Михайловском).
Домик няни в Михайловском.
«Должно точно быть богатырём духовным, чтобы устоять против этой пытке, – писал Вяземский. – В его лета, с его душою. . .» Пушкин устоял. В этом ему помогли няня и:
«Поэзия, как ангел утешитель,
Спасла, меня и я воскрес душой»
– Почему так названо стихотворение
«Зимний вечер?»
– Сбылись ли наши прогнозы по поводу тематики
стихотворения?
– Какую иллюстрацию вы бы предложили к
произведению?
– Чтобы подготовиться к выразительному чтению наизусть решим с одинаковой ли интонацией надо читать стихотворение? (Нет)
1 ч. – грустно, с болью, с негодованием, возмущением.
2 ч. – грустно, но с любовью, немного повеселев.
3 ч. – та же грусть, разочарование.
VI. Чтение про себя частями, групповое чтение
VII. Итог урока
– Что нового вы узнали о жизни и творчестве
А.С.Пушкина?
– Используя словарь настроений, опишите ваши
чувства, которые пробудило в вас чтение
стихотворения «Зимний вечер».
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение; выполнить иллюстрацию.