Развитие личностных ресурсов школьников в период введения ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии


Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях.

Деятельность личности – ведущий фактор ее формирования посредством целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника.

Формирующее влияние среды, обучения и воспитания, природных задатков становится фактором развития личности только через ее активную деятельность. Необходимо обусловить условия включения человека в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизм этой его собственной – совместной с другими людьми деятельности он формируется в личность.

Искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом в достижении поставленных целей.

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик школьника:

  • любовь к своему краю и своему Отечеству, знание русского и родного языка, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям;
  • осознание и понимание ценности жизни, семьи, гражданского общества, человечества;
  • активное и заинтересованное познание мира, осознание ценности труда, науки и творчества; знания на практике;
  • социальная активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • ориентация в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

В период введения ФГОС, применяя системно-деятельностный подход для развития личности в комплексе воспитательных задач, необходимо акцентировать усилия на создание условий для реализации личностных требований к результатам освоения образовательных программ: самоопределение (внутренняя позиция школьника); самоидентификация; смыслообразование: мотивация (учебная, социальная), границы собственного знания и «незнания»; ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Реализация воспитательных целей занятия (урока) – один из важнейших элементов современного обучения. Это одна из сторон личностно-ориентированного образования.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, создавать условия для развития личностных ресурсов и социализации подрастающего поколения.

Для этого необходимы определённые условия: целевая установка на обеспечение позитивной социализации в форме интеграции; определение общих и частных задач социализации с учетом психологических особенностей возрастного развития; потенциал предметных областей, внеурочной и внешкольной деятельности для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов образования; гуманизация позиции педагога, способного с уважением принять ребенка, проявить эмпатию, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе.

Школа создает условия для развития личностных ресурсов каждого, способствуя позитивной социализации подрастающего поколения. Участие в социальных акциях, в работе над проектами, при подготовке классных часов и при проведении мероприятий помогает школьнику развивать свой личностный потенциал, формировать личностные качества и получать положительный социальный опыт. Следует вспомнить слова великого Гёте: «В каждом человеке заложен росток дерзновения, без которого не мыслим ни один талант».

Потенциал развития личности школьника при изучении филологических дисциплин, несомненно, значителен. Филологические дисциплины дают представление о языковом и культурном многообразии России; осознание значимости чтения для личностного развития; опыт общения с носителями иного языка, иной культуры; культура устной и письменной речи; опыт диалоговых отношений; становление этно – культурной идентичности как основы гражданственности в процессе изучения фольклора, народных сказок, истоков народной мудрости…

Так в школе ежегодно проводятся различные конкурсы, конференции, турниры, презентации и т.д., где дети могут проявить свои творческие способности, развивая свой личностный потенциал.

Иллюстрацией может служить устраиваемый ежегодно Риторический турнир, эпиграфом к которому служат слова Цицерона: « Лучший оратор – тот, который речью своей и наставляет, и услаждает, и трогает сердца слушателей». Турнир призван развивать ключевые компетенции школьников (речевые и коммуникативные) в рамках национально-регионального компонента (Свердловская область) государственного образовательного стандарта по русскому языку. Темы выступлений разнообразны:

  • Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. (Аристотель)
  • Живёт лишь тот, кто творит (пословица).
  • Люди различаются ещё и тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом уже думают. (Л.Н.Толстой)
  • Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д.Дидро)
  • Неусыпный труд препятствия преодолевает. (М.В.Ломоносов)
  • Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет (пословица).
  • Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. (В.Гёте)

Разработаны положение о турнире, критерии оценивания выступающего по предложенной (или выбранной) теме, куда входят требования к композиции выступления, формулировке тезиса, подбору аргументов, иллюстрирование своей речи, контакт с аудиторией, требования к качеству и технике речи и др.

Библиотечные встречи «Круг чтения»традиционные встречи с новыми книгами, известными и забытыми именами писателей, поэтов – важный вектор развития личности школьника. Участие в конкурсах Центральной городской библиотеки, посвящённых юбилейным датам: 80-летию уральского писателя Н.Г.Никонова, 75-летию русского поэта Н.Рубцова и др., даёт возможность личности ученика проявить свои творческие способности. В стенах школы проходят библиотечные уроки с участием работников Центральной Библиотеки для детей и юношества с презентацией интересных тем: «Начало русской книжности», «Горит его звезда» (по поэзии Н.Рубцова), «Уральские писатели о родном крае», «Современные литературные премии». Каждую учебную четверть организуются «Праздники читательских удовольствий» (презентации новых книг, встречи с интересными страницами классических произведений в инсценировках школьников).

С музыкально-поэтической культурой школьники систематически знакомятся не только на уроках литературы, музыки, но и на концертах артистов Уральской государственной филармонии (посещение концертов по годичному абонементу): цикл «Русское слово в русской музыке»

(«Альбом романсов» на стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Фета, В.Крестовского и др.).

Исполнение русских песен школьным хоровым коллективом – ещё один из факторов создания образовательной среды для развития личности/ воспитание любви к русскому слову, своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям. Школьники, занимающиеся в фольклорном коллективе «Шайтане», представляют уральский фольклор через энергичный танец, задорные частушки, краткий рассказ о коллективе и его репертуаре, что вызывает интерес к фольклору, к народной обрядовой поэзии.

Поэтический конкурс, посвящённый памяти В.И.Швецовой (учитель русского языка и литературы школы №10, памяти которой посвящён традиционный поэтический школьный конкурс) развивает творческие способности детей к самовыражению посредством поэтического слова. Ежегодно в конкурсе принимают участие десятки школьников, раскрывая свой творческий потенциал свободного выражения мыслей и чувств, стремление к речевому самосовершенствованию. Из конкурсных работ учащихся:

Лыкасова Алёна 10 кл.

Вечернюю зарю
сменяет звёздный полог.
Встречается с Луной моя Звезда....
И этот миг прекрасный
мне так дорог,
Что в сердце хочется
его хранить всегда.
Звезда моя –
чудесный мир желаний,
Огня любви, надежд
и разочарований.
Пусть всё хранится в памяти моей;
Не гаснет пусть Звезда, а станет лишь светлей.
Она, как я,– то вдруг замрёт, то вспыхнет,
То заискрится нежностью, а то, глядишь, утихнет,
Печалью тихою свой свет она прольёт,
Прозрачною слезой на сердце упадёт.

Овсянникова Юлия 5 кл.

Осень. Листья кружат над двором…
Сегодня сентябрь,
и с мамой вдвоём
Идем открывать новый мир…
Высокое здание в роще стоит,
В красивые классы
солнце глядит.
Ждут здесь нас добрые учителя,
Верные, милые с детства друзья.
Мы научились читать и писать,
Быть вежливыми и всех уважать.
Всему нас научит школа такая -
Десятая школа наша родная.

От школьного конкурса юных поэтов – к Всероссийскому конкурсу творческих работ «Байконур – Земля – Вселенная», посвящённому 50-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина / номинация: литературное творчество/ – такой творческий шаг учеников 5-6 классов в реализации своих литературных способностей. Созданные условия для успешного участия в этом конкурсе позволили ребятам не только участвовать, но и оказаться в призёрах конкурса, заняв почётное второе место за сборник ученических стихов «Люблю я на звёздное небо смотреть». Учащиеся представили свои стихи на Конкурс, проявив огромный интерес к теме освоения космического пространства. Заочная экскурсия по г. Байконуру (Интернет), занятия в творческой лаборатории «Проба пера», школьный поэтический конкурс, победа в городском конкурсе «Серебряное пёрышко» – всё это вдохновило ребят на участие во Всероссийском конкурсе «Байконур – Земля – Вселенная»

Фалалеев Владислав 5 класс

На фото в журнале –
Собака в ракете….
Мордашка весёлая
Нравится детям.

А это ведь Стрелка!
Она и не знала,
Что ДО человека
В космос летала!

И люди СПАСИБО
Сказать не забыли
Собакам – разведчикам.
Их полюбили.
Их знают и помнят,
Их любят и чтят –
Всех Белок и Стрелок
И всех их щенят!

Габтульзянова Альбина 5 класс

Среди праздников России
Много ярких и красивых:
Новый год и день Победы,
И день Знаний, и день Мамы,
И защитников мы славим….
Ну а в нынешнем году
С днём Науки наряду
Мы полёт космический
(но не туристический,
не для развлечения, а для изучения),
Будем часто вспоминать –
Космонавтов чествовать:
Ведь гагаринский полёт
В сердце каждого живёт!

Кизенко Евгения 6 класс

К звёздам отправляют человека…
Мы с восторгом смотрим на него.
Кажется, что нет на всей планете
И смелей, и выше никого.

Через годы наш Гагарин мчится –
Ведь прошло уже полсотни лет…
Тот полёт заставил удивиться
Всех людей, живущих на Земле.

Звенит весенняя капель,
Как гимн во славу ЧЕЛОВЕКА!
Земляне помнят тот апрель.
Пусть помнят все его вовеки!

Одним из интереснейших школьных событий является традиционная научно-практическая конференция учащихся по филологическим дисциплинам (защита исследовательских проектов), целью которой является создание условий для развития интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской и практической деятельности. Конференция/ защита проектов проходит в рамках областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала». На конференции представлена широкая тематика реферативных, исследовательских работ, презентаций проектов по русскому языку, литературе, риторике:

  • Наблюдение за звуковыми образными средствами русского языка.
  • Редактирование текста.
  • Н.Г.Никонов – певец уральской природы (к 80-летию писателя).
  • История школьного литературного конкурса, посвящённого памяти В.И.Швецовой.
  • Особенности речевого этикета в общении учителя и ученика.
  • Уральское лингвокраеведение – способ изучения истории края через факты языка.
  • Поэзия бардов.
  • Книжная культура Урала.
  • Эпоха ожиданий и свершений в творчестве Скрябина и Пастернака.
  • Происхождение языка. Вопрос об искусственных языках.
  • Энергия языка.
  • Из истории славянской письменности.
  • Архитектурный образ города в литературе.
  • Философские категории «Порядок и Хаос» в языке, литературе, культуре.
  • М.В.Ломоносов как учёный-филолог, поэт.
  • Проблема чистоты современного русского языка.
  • Коннотативность слов в русском языке.
  • Изобразительные возможности средств письма.
  • Компьютерный сленг в современном русском языке.
  • Русский язык в ближнем и дальнем зарубежье.

Отобранные в результате критериального оценивания работы и их авторы принимают участие в НПК различных уровней (от городского до общероссийского и международного).

Разработав план проведения проекта в школе, подготовив защиту проекта, учитель и его ученики демонстрируют результаты своего труда. В ходе защиты школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым, развивая навыки проведения деловых дискуссий, компетентности, связанные с культурой информационной деятельности.

Потенциал творческих способностей школьников заметно раскрывается при изучении специального курса школьного компонента «Введение в научно-исследовательскую деятельность». Спецкурс помогает реализации достижения нового качества результата образования, расширению социокультурного образовательного пространства, развитию одарённых детей. Развитие самостоятельности, инициативности, формирование умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс – всё это возможно через приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, разработке проектов, выполнению творческих работ, организация которых при соблюдении ряда дидактических условий, позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Школьники должны самостоятельно добывать знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические положения. Информационные и коммуникативные компетентности, сформированные у старшеклассников на занятиях спецкурса, позволяют им использовать свои знания, умения и навыки в различных образовательных областях, принимать участие в работе Малой Гуманитарной Академии при Уральском отделении Российской Академии Наук, в общероссийских и международных проектах.

Ученики школы ежегодно принимают участие не только в Фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала» городского и областного туров; они принимают участие в

  • Международном проекте «PlayEnergy»
  • Международной олимпиаде по русскому языку «Интеллект ХХI века»
  • Международной научно-практической конференции «Курчатовские чтения» (Педагогический центр по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики» при Сибирском отделении Российской Академии Наук) – дипломы Лауреатов, право на участие вне конкурса во Всероссийской международной научно-практической конференции в г. Москве
  • Всероссийской игре-конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок»
  • Международном детском литературном конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь»
  • Молодёжном Форуме Старшеклассников (Академических чтениях) (Малая Гуманитарная Академия при Уральском отделении Российской Академии Наук), завоёвывая призовые места в секциях лингвистики, культурологи, получая сертификаты на льготное поступление в ВУЗы г. Екатеринбурга
  • Общероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»/ «Портфолио ученика»
  • Всероссийском конкурсе творческих работ «Байконур-Земля-Вселенная» (призовое место)
  • Всероссийском конкурсе «Власть слова» (номинация «Филологический этюд»)
  • Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика»

На уроках, внеклассных занятиях идёт систематическая работа по вовлечению учащихся в различные Интернет-конкурсы по русскому языку и литературе, целями и задачами которых являются: выявление талантливых детей и создание условий для их самореализации; приобщение детей к занятию литературным творчеством; поддержка русского языка в России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья (Международный детский литературный конкурс «Сказка в новогоднюю ночь», Международная олимпиада по русскому языку «Интеллект ХХI века» в режиме on-lain и т.д.).

В рамках ежегодной Декады Русской Словесности проводится отбор лучших исследовательских и творческих работ учащихся по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре для участия в Общероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»/ «Портфолио ученика», в научно-практических конференциях высших учебных заведений г.Екатеринбурга (Уральского государственного горного университета, Российского государственного профессионально-педагогического университета и др.).

Профессиональный подход учителя к развитию у школьников универсальных учебных действий (УУД) способствует раскрытию личности ученика, его увлечённости творческой работой, успешным шагам к будущей профессиональной деятельности. Профессионализм педагога рассматривается как один из важнейших факторов повышения качества образования

Овладение русским языком как средством общения, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию; овладение важнейшими УУД (умение формулировать цели деятельности, планировать её, проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из словарей, энциклопедий и других источников, включая СМИ и Интернет, умение осуществлять информационную переработку текста и др.) – всё это помогает школьникам добиваться успеха в процессе коммуникации, проявляя при этом социальную активность. Семинары, коллоквиумы, ролевые игры, конференции, «творческие лаборатории» раскрывают личностный потенциал школьника. Своеобразной оценкой труда педагога по развитию личности школьников является информация о его деятельности и его учениках в Общероссийской энциклопедии «Лучшие люди России» / приложение «Одарённые дети – будущее России».