Цель: обобщить и проверить знания учащихся по разделу “Лексика”, умения различать основные понятия темы, практические навыки, развивать логическое, наглядно-образное мышление, воспитывать любовь к русскому языку.
ТСО: плакаты с изображением планеты Лингвистика, короля Слово, кроссворд, словари.
Вступительное слово.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, мы побываем в стране “Лексика”. Ее король – Его Величество Слово ждет вас и приготовил для вас испытания. А вы готовы сразиться за титул “почетного гражданина страны Лексика”?
1 тур.
- Что же это за страна такая Лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Что вы знаете о лексическом значении слов?
- Что такое омонимы?
- Что такое синонимы?
- Что такое антонимы?
2 тур.
- Повторение омонимов, антонимов, синонимов. Задание: нужно угадать слово:
- В одном значении синоним слова “множество”, в другом – антоним слова “суша” ( море).
- Синоним к слову “вежливый”, один из антонимов к слову “нетактичный” (деликатный).
- Синоним луны и омоним двенадцатой части года (месяц).
- Синоним к слову победа и омоним к слову, обозначающему сорт клубники (виктория)
- Синоним к фразеологизму “на краю света”, антоним к “в двух шагах” (за тридевять земель).
- Синоним к “хоть глаз коли”, антоним – к “хоть иголки собирай” (не зги не видно).
3 тур.
- Сколько слов в данных примерах:
- Завод, график, икра, лик, мир, норка?
- Какой словарь дает возможность сделать эту работу быстрее?
4 тур.
Заполните пропуски в тексте, чтобы получилось два разных варианта:
О - ел ле - ал среди - - -ных -уч и с – ал.
(Орел летал среди черных туч и скал. Осел лежал среди сорных куч и спал.)
5 тур
Загадки.
Первое – нота, второе – игра,
Целое встретишь у столяра. ( долото)С “с” на дереве расту,
С “ж” по дереву ползу. (сук – жук ).Я – название работы
при постройке помещенья,
“л” отбросьте без заботы –
можно класть в меня варенье. (кладка – кадка )
Служила я передвиженью по всем дорогам и путям,
теперь стою я без движенья, как ветхий и ненужный хлам.
Но переставьте лишь две буквы и с остротой умчитесь вдруг вы
в такие сказочные дали, которых до сих пор не знали. (карета – ракета).
6 тур.
Помогите козе добраться до репы. В клетки вписываются новые слова (по горизонтали). В каждом новом слове можно менять только одну букву.
РЕПА ВОЛК САД МЫШКА Река полк сам мошка Рука пола сом КОШКА Мука пора ДОМ Муза поза Луза КОЗА Лоза КОЗА
Какая проблема фонетики, связанная с лексикой, рассматривается в этом задании?
7 тур.
Подберите синонимы, количество букв должно быть одинаковым.
Лес Бор Сила мощь Огонь Пламя Лопата Заступ Деревня Селение Подделка Имитация Заседание Совещание Оглавление Содержание Превосходный Удивительный Удостоверение Свидетельство
8 тур.
Назовите русский фразеологизм, соответствующий следующим:
- Спеши медленно (лат). (тише едешь – дальше будешь, поспешишь людей насмешишь).
- Как корова перед новыми воротами (нем). Как кошка в календарь, как корова в церкви, как козочка на новый снег (болгар) (как баран на новые ворота).
- Когда луна превратится в зеленый сыр (англ). (когда рак на горе свистнет).
- Как два яйца (нем, чешск). Как две горошины (англ) (как две капли воды).
- Родиться с серебряной ложкой во рту (англ). Родиться причесанным (франц). (родиться в сорочке).
- Делать из иглы вилы (польск). Делать из комара верблюда (чешск). (делать из мухи слона).
9 тур
Покажите “смысл” пословицы жестами. Противники должны угадать пословицу.
- Сытый голодного не разумеет.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- Делу – время, а потехе – час.
- Семь раз отмерь, один – отрежь.
- Встречают по одежке, провожают – по уму.
- Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
ИТОГИ викторины. Награждение победителей.