“Любовь к своей стране начинается с
уважения к чувствам людей,
которые тоже любят свой дом, свою землю, свое,
пусть и непонятное тебе родное слово”
Аннотация
Любовь к Родине – самое великое, глубокое и сильное чувство человека. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, чувство родины, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, учителя в школе стремятся воспитать у детей любовь и уважение к столице России, к государственной символике, к народным традициям, фольклору, к природе. Если человек уважает и заботится о стране, в которой он живет – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина. Знакомство с большой Родиной – Россией – является основной ступенью духовно-нравственно и патриотического воспитания школьников младших классов.
Актуальность проекта
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа ученых и педагогов-исследователей, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания.
Особенность проекта “Россия – наш общий дом” заключается в том, что он направлен на расширение возможностей педагогической лаборатории учителя, максимальное использование уже имеющихся ресурсов педагогической лаборатории, привлечение и разработку новых учебных материалов по широкой социально значимой образовательной теме и воспитательной проблеме.
Проектная деятельность педагога по использованию педагогической лаборатории направлена на:
- активизацию имеющегося методического ресурса по теме проекта;
- модернизациию некоторых ресурсов с учетом новых задач;
- разработку новых методических материалов для педлаборатории.
Новизна проекта заключается в использовании возможностей информационного городского проекта “Сетевой город”. Его использование выводит содержание педагогического проекта “Россия – наш общий дом” из пространства одного класса и школы на региональный уровень. “Сетевой город” рассматривается в данном проекте как один из основных новых образовательных ресурсов. Интернет-технологии дают педагогу возможность осуществить:
- взаимообмен творческими проектами с другими педагогами и школами г. Лангепаса;
- вести обмен творческими образовательными проектами на всероссийском уровне;
Все это многократно обогащает дидактическую лабораторию педагога и создает дополнительные возможности для моделирования учебно-воспитательного процесса.
В проекте решаются различные задачи. Приоритетной становится одна - воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России. Все другие задачи во многом ею опосредованы. Для формирования духовно-нравственных ценностей необходимо создать среду, в которой обучающиеся могли бы их проявить, и которая способствовала бы осознанной самоидентификации детей в различных условиях.
При реализации проекта необходимо выстроить свою деятельность в формате российских духовно-нравственных и гражданских традиций.
Концептуальное (базовое) понятие, определяющее содержание проекта “Россия– наш общий дом” – это экология. В проекте предполагается реализация нескольких экологических направлений. Направление Экология культуры - в широком интегрированном значении понятия “культура” - включает в себя три направления: Экология культуры, Экология русского языка, Экология природы. Проект предполагает разнообразное содержание по этим направлениям, например,
Экология культуры:
- Многонациональная культура России; Основы политической культуры юных граждан.
Экология языка:
- Язык межнационального общения – русский язык; Язык современных форм коммуникации и его культура;
Экология природы: Разнообразные межпредметные минипроекты.
Творческие проекты - основной вид совместной деятельности. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой логике совместной деятельности, интересам всех участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, празднике и т.д.) со всеми педагогами, участвующими в проекте. Проект осуществляется через различные формы образовательной деятельности: конференция, викторина, устный журнал, видеофильмы, театрализованная постановка, телемост и другие современные формы.
Результативность проекта многофакторная и многосубъектная. Так предполагается высокий образовательный эффект для обучающихся, так как в проекте реализуется компетентностный подход и современные образовательные технологии (проектная, информационная). Для педагога ожидается высокий педагогический эффект – будет создан новый методический продукт по социально значимой проблеме в учебно-воспитательном процессе, который значительно расширит образовательные и личностные горизонты учеников начальных классов. Предполагается, что такой же результат будут иметь все педагоги, заявившие в “Сетевом городе” свое участие и присоединившиеся к проекту “Россия – наш общий дом”.