Литературные игры

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на наших литературных играх. Вы, наверное, слышали пословицу «Язык мой – враг мой». Сегодня нужно очень постараться, чтобы язык стал вашим самым лучшим другом.

Вы наверняка знаете, что можно играть в слова и со словами. Это одно из самых увлекательных занятий. На любом празднике они доставят радость.

У этих игр большая история. Ещё древние греки и римляне играли в них. А сегодня мы поиграем с вами, сражаясь командами. Вам пригодятся не только знания литературы, но и смекалка, сообразительность, актёрские способности и, конечно же, чувство юмора. Впереди нас ждут разные задания, с которыми вы будете справляться легко и весело.

В добрый путь!

А сейчас прошу капитанов команд представить свою команду (название и девиз команды).

Ведущий: Итак, разминка: «Хитрые вопросы».

Каждой команде задаётся по пять вопросов, за каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Как из травы сделать лебедя? (лебеда – лебедь)

2. В корзине сто яиц. А дно упало. Сколько осталось? (Ни одного. Упало дно.)

3. О чём речь?

– Это чёрная?
– Нет, красная.
– А почему белая?
– Потому что зелёная. (Смородина)

4. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (кошка)

5. Что находится между горой и долиной? (Союз И)

6. Какой город летает? (Орёл)

7. От чего утка плавает? (От берега)

8. Я в озёрах и реках, а в воде меня нет. (Буква Р)

9. Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

10. Когда же ребёнок станет конём? (Никогда).

11. Какое яблоко нельзя съесть? (Глазное)

12. Сын моего отца, а мне не брат. (Я сам)

Ведущий: Наш первый конкурс называется «Одеяло из лоскутков».

У древних римлян одеяло из лоскутков называлось центон. Это название было перенесено на «произведение», которое римляне составляли в знак уважения к какому – либо знаменитому поэту из строк его стихотворений.

А теперь предлагаем вам подумать, из каких произведений какого автора взяты следующие строки? Правильный ответ – 5 баллов.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Проказница Мартышка,
Осёл, Козёл да Косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
И у кого что силы стало.
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно, – говорит, – сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно».

(Басни И.А.Крылова «Квартет», «Осёл и Соловей», «Лебедь, Рак и Щука», «Музыканты»)

Ведущий: Теперь пора проявить свои актёрские способности. Впереди конкурс «Пантомима».

Одна команда разыгрывает задуманное произведение и изображает его с помощью поз, мимики, движений. Другая команда должна отгадать автора и произведение.

Правильно названное произведение и его автор – 2 балла.

Ведущий: Мы с вами попали в страну Онимия.

Что это за страна и кто в ней живёт? А живут в ней ваши знакомцы, вы их хорошо знаете: синонимы, антонимы, омонимы. Они любят, когда их различают и правильно называют. Давайте же вспомним эти термины.

Ведущий: Интересную загадку нам задали синонимы. В одном стихотворении все слова они заменили собой. Попробуйте отгадать, как называется это произведение и чьё оно? Какая команда это сделает быстрей?

Как-то раз морозной лютою зимой
На опушке леса я совсем промёрз.
Вижу – вверх плетётся тощая коняга
И сухие ветки на санях везёт.

(Н.А.Некрасов «Однажды в студёную зимнюю пору»). Правильный ответ – 2 балла.

Теперь прошу капитанов команд получить тексты и выполнить предложенное задание: заменить все слова отрывка синонимами.

1. Ветер на море гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На поднятых парусах.

2. Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце,
    Снег лежит.

– А пока команды готовятся, зрителям я загадаю шарады.

1) Первое – лоб, второе – сто лет, целое – разумное существо (человек)
2) Начало – у птицы, конец – предлог, целое – баснописец (Крылов)
3) К предлогу прибавьте несчастье и добивайтесь целого (победа)
4) Первое – восклицание, второе найдёшь в гамме, третье – предлог, а вместе – дерево (осина)
5) Сосновый лес соедините с торжественным стихотворением – получится часть лица (борода).

Ведущий: А омонимы преподнесли другую загадку. Из первых букв слов – отгадок вы должны составить слово. А слова – загадки такие:

  • Хирургическая помощь, военные действия. (Операция)
  • Китайский чиновник, новогодний фрукт. (Мандарин)
  • Объединение рыцарей, награда. (Орден)
  • Обмануть, наполнить воздухом. (Надуть)
  • Термин грамматики, личное название человека. (Имя)
  • Наклейка на конверте, денежная единица Германии. (Марка)

Каждый ответ – 1 балл.

Отгадка: ОМОНИМ.

Ведущий: Капитаны команд, возьмите листочки с заданием, которое вам приготовили антонимы. В течение минуты нужно подобрать антонимы к слову «свежий». Что же может быть свежим? Подумайте!

Каждый антоним – 1 балл.

Ведущий: Теперь посетим Страну Стихотворений.

Здесь очень строгие законы. Но однажды их нарушили, и в результате появилось вот такое стихотворение:

Очень – очень странный вид:
Речка под окном горит, чей – то дом хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет, мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно, воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая: «Вот что значит запятая!»

Восстановите смысл и правильно прочитайте стихотворение.

Правильный ответ – 3 балла.

Ведущий: Русский язык загадочный, и не всегда иностранцы его понимают. К нам приехал друг из Англии, весь день гулял по улицам, а вечером возвратился и спрашивает, что означают некоторые выражения. Давайте ему поможем.

Объясните смысл фразеологизмов (каждая команда получает список фразеологизмов):

  • не бросай слов на ветер (не говори зря);
  • вставлять палки в колёса (мешать);
  • повесить голову (опечалиться);
  • кот наплакал (мало);
  • стреляный воробей (опытный человек);
  • дитя без глазу (без присмотра);
  • язык проглотил (молчит);
  • вагон и маленькая тележка (много).

Каждое правильное объяснение – 1 балл.

Ведущий: Много метких выражений в русском языке, много веков накапливал эти золотые россыпи мудрых выражений наш народ. Посмотрим, как вы знаете пословицы и поговорки. Конкурс называется «Собери пословицу».

Капитаны команд, возьмите карточки и раздайте членам команд. Ваша задача, команды: как можно быстрее правильно собрать части пословиц и поговорок.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.
Как аукнется, так и откликнется.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Чем дальше в лес, тем больше дров.

Правильно собранная пословица – 1 балл.

Ведущий: Всё ли у нас хорошо с юмором, поможет узнать следующая викторина. Она называется «Юмористическая».

Нужно отгадать героев произведений. Вопрос задаётся одной команде, если она не отвечает, вопрос переходит другой команде. Правильный ответ – 1 балл.

  • Весёлый и ловкий герой этого произведения так привык к победам, что потерял бдительность и попал в беду. (Колобок).
  • Кто из сказочных героев очень любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше?» (Змей Горыныч).
  • В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья? («Теремок»).
  • В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
  • Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как её за это прозвали? (Золушка).
  • Назовите героиню французской сказки, которая получила своё прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка).
  • Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом произносил? (Волк. «Ловись, рыбка, большая и маленькая).
  • Назовите имя героя английской сказки, который построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и чуть не поплатились за это жизнью. («Три поросёнка». Наф – наф).
  • Какой вид энергии использовала Баба – яга, летая в ступе? (Нечистая сила).
  • Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастит денежное дерево? (Буратино).
  • К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как её звали? (Курочка Ряба)
  • Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом (Репка)

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Пришло время подвести итоги. Надеемся, что вам было интересно и весело. До скорой встречи!

Библиография:

  1. Козак О.Н. «Литературные викторины», С.-Петербург, изд-во «Союз», 1998.
  2. Рабочая тетрадь «Литературные игры» №1, №2, Москва, «Открытый мир», 1995.
  3. Косивцова Л.И. «Предметные недели в школе», Волгоград, из-во «Учитель», 2002.