Образование – является одной из самых консервативных систем общества. Это большое благо, особенно во времена перемен, когда общество мечется в поисках пути своего развития, а иногда и просто выживания. Современное образование реформируется под воздействием двух основных групп факторов: социально-экономических и информационных. В свою очередь, среди социально-экономических факторов главенствующим является переход к свободному рынку труда и, соответственно, к конкурентной модели его формирования. Выпускник школы и даже вуза никак социально не защищен с точки зрения предоставления ему работы, обеспечивающей возможность уверенного существования. Именно поэтому на первый план в образовании начала выдвигаться так называемая компетентностная парадигма – работодатель предпочтет не просто напичканного знаниями выпускника, а того, кто эти знания умеет и готов применить в деле, кто может добыть недостающие знания. Он предпочтет того, кто обладает коммуникативными навыками и умеет работать в коллективе. И возникает не на словах, а на деле потребность в максимально возможном развитии каждого учащегося с тем, чтобы наиболее эффективно использовать его возможности в будущем. Так что личностно-ориентированный подход теперь является неуклонным требованием экономических реалий. Значит, дело учителя не просто транслировать своим ученикам знания, а формировать потребность в знаниях, научить эти знания добывать и так их осваивать, чтобы они стали основой для принятия эффективных решений.
На сегодняшний день в мире накоплен огромный информационный потенциал. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом информатизации общества, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необходимой информации. В своей информационной деятельности человек должен уметь защищать необходимую ему информацию и уметь защищаться от информационной агрессии других. Указанный комплекс знаний и умений можно назвать информационной культурой человека, овладением которой следует считать основной целью современного общеобразовательного курса информатики. Общепризнано, что в условиях информационной экономики неизбежно изменение содержания необходимых человеку знаний. Поэтому одной из главных целей учебной работы становится формирование у учащихся способности к самообразованию, что в свою очередь требует поддержания высокой учебной мотивации детей.
В последнее десятилетие наблюдается тенденция снижения интереса к предмету «Информатика и ИКТ», поскольку компьютер становится одним из вариантов бытовой техники и перестает быть мотивом к изучению. Поэтому я считаю, что в сложившихся новых условиях с создания мотивации должно начинаться изучение материала на любом из дидактических уровней. На уроках можно использовать различные приемы создания мотивации:
- апелляция к жизненному опыту учащихся (обсуждение с учащимися хорошо знакомых им ситуаций, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала);
- ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает;
- создание проблемной ситуации (но поставленная проблемная ситуация появление интереса не гарантирует, интерес может возникнуть в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации);
- использование занимательного сюжета, ролевого подхода, деловой игры.
Наиболее эффективными оказались апелляция к жизненному опыту и использование занимательного сюжета, так как они доступны для ученика любого уровня. При изучении основ программирования помимо привлечения вычислительной техники на своих уроках я использую ролевые игры «Программист-компьютер»: ученик-программист пишет на доске команды на изучаемом алгоритмическом языке, а ученик-компьютер на соседней доске выполняет их. В процессе такой работы хорошо усваиваются форматы команд и технология их выполнения.
В дисциплине «Информатика и ИКТ» так же как и в других изучаемых школьниками дисциплинах имеют место разделы различной степени сложности. При изучении более легких разделов я предлагаю учащимся выступить в роли учителя. В этом случае ученики-учителя самостоятельно изучают новый материал, обдумывают варианты его подачи и проводят урок. Посредством таких уроков не только повышается интерес и качество знаний, но улучшается взаимопонимание между учеником и учителем.
Приведенный список приемов создания мотивации не претендует на полноту и завершенность. Ведь создание мотивации можно считать искусством, и каждый педагог при желании может детализировать предложенные варианты и разработать новые.
В преподавании современного курса информатики не умаляется значимость проектной деятельности, которая способствует формированию информационной культуры. Проектная деятельность строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Она является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников. От ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Так предложенный мною на выполнение проект «Информатизация родного поселка» поставил перед учащимися огромное количество вопросов, которые стали неотъемлемым показателем заинтересованности и желания приступить к работе.
В процессе выполнения проектных заданий развиваются творческие способности школьников. Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.
Из вышесказанного следует, что одними из главных приоритетов новой школы должны быть социализация школьников, повышение у них самооценки и мотивации к учению.
- А. Г. Асмолов, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров Новый этап информатизации отечественной школы. Взгляд в следующее десятилетие. // Информатика №15/2010.
- А. Г. Гейн, г. Екатеринбург Информатизация как педагогический ресурс. // Информатика №3/2011.