Актуальность проекта: главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Цель проекта: обобщить и расширить знания о рыбах.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
- формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.;
- развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-- поисковую деятельность.
Развивающие:
- развивать воображение и творчество;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений;
- развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера;
- развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- активизировать и обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие:
- воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира.
- вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
- воспитывать интерес к природе.
Коррекционные:
- развивать умение говорить на выдохе (плавный речевой выдох);
- развивать связную речь, умение составлять рассказ по заданному плану, рассказы-описания;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
Участники проекта:
- дети 5-6 лет (старший возраст);
- воспитатели;
- учитель-логопед.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Информация, знания, впечатления полученные детьми полученные на занятиях и в повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ.
Ожидаемый результат:
- сформировать у воспитанников представление о разнообразии обитателей водоемов;
- закрепить и уточнить знания детей о внешнем виде рыбы, способах ее передвижения и способах защиты от врагов.
План реализации проекта
Срок | Деятельность педагогов | Деятельность воспитанников | Результат |
Сентябрь - октябрь | Подбор литературных произведений о рыбах | Чтение, заучивание | Оформление книжного уголка. |
Подбор репродукций картин, открыток, фотографий | Рассматривание, обсуждение | Организация фотовыставки | |
Подбор видеотеки «Обитатели водоемов» | Просмотр, обсуждение видеоматериала | Создание видеотеки | |
Беседа на тему: “Жизнь рыб” | Составление таблиц-схем “Цепи питания” | Выставка работ «цепи питания обитателей водоемов». | |
Сбор природного материала для продуктивных видов деятельности | Сбор природного материала | Панно «Рыбы» СЛАЙД 2 | |
Изготовление дыхательного тренажера «Аквариум» | Использование дыхательного тренажера на занятиях. | СЛАЙД 3 | |
Ноябрь-декабрь | Чтение художественной литературы по теме “Рыбы”: Б. Заходер «Про сома», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка». | Беседы по прочитанным произведениям | Викторина по произведениям |
Беседа “Зачем рыбке плавники и хвост?» | Дидактическая игра “Чего не хватает”. | Выставка рисунков «Волшебный мир рыб» СЛАЙД 4 | |
Проведение серии логопедических занятий по теме: «Рыбы» | Выполнение заданий логопеда в домашних тетрадях. | Закрепление полученных знаний по теме.СЛАЙД 5,6 | |
Январь-февраль | Комплексное занятие «Золотая рыбка» | Оригами и аппликация из листьев «Золотая рыбка» | Выставка поделок СЛАЙД 7,8 |
Комплексное занятие «Разноцветные рыбки» | Создание коллективной композиции (лепка) | Выставка работ СЛАЙД 9 | |
Март-апрель | Беседа «Я с папой на рыбалке» | Рассказы детей о рыбалке | Оформление альбома «Ловись рыбка» СЛАЙД 10 |
Май | Комплексное занятие «Морское дно» | Создание коллективной композиции из природного материала (ракушки, камни) | Выставка СЛАЙД 11 |
Беседа “Ах, лето!” | Рассказы детей об отдыхе на водоемах (об обитателях водоемов), создание рисунков и текста к ним | Оформление и выставка книг |
Итоги проекта.
За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов и детей.
- Дети имеют представление о внешнем виде рыб.
- Дети знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов.
- В процессе работы над проектом мы более подробно изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов.
Литература
- Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. СПб.: КАРО, 2010
- Голуб В.Т. Графические диктанты. – Москва. ВАКО, 2009
- Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.
Для чтения О. Кригер «Золотая рыбка» - Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгогрвд: Учитель, 2011. – 364 с.
Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» с. 190 - Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв. Вкл.
|Рисование по замыслу с. 55
Лепка по замыслу с. 72 - Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.
Беседа. Что мы знаем о рыбах? С. 158 - Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с., 16 л. вкл.
Аппликация из цветной бумаги (коллективная) «Наш аквариум» с. 194 №90
Лепка коллективная «Плавают по морю…» с. 180 №83
Рисование коллективное по замыслу «Морская азбука» с. 178 №82 - Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
- Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям./ И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с.: - (Детский сад: день за днем). Занятие 12 «Рыбка плавает в пруду» с. 39
- Петрова М. И. «Объемная аппликация» с. 33
- Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет, Волгоград: Учитель, 2012
Приложение 1
Вопросы диагностической беседы.
Вопросы | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1. Где живут рыбы? | |||
2. Каких рыб вы знаете? | |||
3. Для чего рыбам нужны плавники и хвост? | |||
4. Чем питаются рыбы? | |||
5. Как вы понимаете пословицу «Без труда не вытащить и рыбки из пруда» | |||
6 Можно ли сбрасывать мусор в водоемы? Почему? |