Практико-ориентированный проект "Рыба"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта: главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

 Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Цель проекта: обобщить и расширить знания о рыбах.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
  • формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.;
  • развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-- поисковую деятельность.

Развивающие:

  • развивать воображение и творчество;
  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений;
  • развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера;
  • развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
  • активизировать и обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие:

  • воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира.
  • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • воспитывать интерес к природе.

Коррекционные:

  • развивать умение говорить на выдохе (плавный речевой выдох);
  • развивать связную речь, умение составлять рассказ по заданному плану, рассказы-описания;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Участники проекта:

  • дети 5-6 лет (старший возраст);
  • воспитатели;
  • учитель-логопед.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Информация, знания, впечатления полученные детьми полученные на занятиях и в повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ.

Ожидаемый результат:

  • сформировать у воспитанников представление о разнообразии обитателей водоемов;
  • закрепить и уточнить знания детей о внешнем виде рыбы, способах ее передвижения и способах защиты от врагов.

План реализации проекта

Срок Деятельность педагогов Деятельность воспитанников Результат
Сентябрь - октябрь Подбор литературных произведений о рыбах Чтение, заучивание Оформление книжного уголка.
Подбор репродукций картин, открыток, фотографий Рассматривание, обсуждение Организация фотовыставки
Подбор видеотеки «Обитатели водоемов» Просмотр, обсуждение видеоматериала Создание видеотеки
Беседа на тему: “Жизнь рыб” Составление таблиц-схем “Цепи питания” Выставка работ «цепи питания обитателей водоемов».
Сбор природного материала для продуктивных видов деятельности Сбор природного материала Панно «Рыбы» СЛАЙД 2
Изготовление дыхательного тренажера «Аквариум» Использование дыхательного тренажера на занятиях. СЛАЙД 3
Ноябрь-декабрь Чтение художественной литературы по теме “Рыбы”: Б. Заходер «Про сома», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка». Беседы по прочитанным произведениям Викторина по произведениям
Беседа “Зачем рыбке плавники и хвост?» Дидактическая игра “Чего не хватает”. Выставка рисунков «Волшебный мир рыб» СЛАЙД 4
Проведение серии логопедических занятий по теме: «Рыбы» Выполнение заданий логопеда в домашних тетрадях. Закрепление полученных знаний по теме.СЛАЙД 5,6
Январь-февраль Комплексное занятие «Золотая рыбка» Оригами и аппликация из листьев «Золотая рыбка» Выставка поделок СЛАЙД 7,8
Комплексное занятие «Разноцветные рыбки» Создание коллективной композиции (лепка) Выставка работ СЛАЙД 9
Март-апрель  Беседа «Я с папой на рыбалке» Рассказы детей о рыбалке Оформление альбома «Ловись рыбка» СЛАЙД 10
Май Комплексное занятие «Морское дно» Создание коллективной композиции из природного материала (ракушки, камни) Выставка СЛАЙД 11
Беседа “Ах, лето!” Рассказы детей об отдыхе на водоемах (об обитателях водоемов), создание рисунков и текста к ним Оформление и выставка книг

Итоги проекта.

За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов и детей.

  1. Дети имеют представление о внешнем виде рыб.
  2. Дети знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов.
  3. В процессе работы над проектом мы более подробно изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов.

Литература

  1. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. СПб.: КАРО, 2010
  2. Голуб В.Т. Графические диктанты. – Москва. ВАКО, 2009
  3. Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.
    Для чтения О. Кригер «Золотая рыбка»
  4. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгогрвд: Учитель, 2011. – 364 с.
    Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» с. 190
  5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв. Вкл.
    |Рисование по замыслу с. 55
    Лепка по замыслу с. 72
  6. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.
    Беседа. Что мы знаем о рыбах? С. 158
  7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с., 16 л. вкл.
    Аппликация из цветной бумаги (коллективная) «Наш аквариум» с. 194 №90
    Лепка коллективная «Плавают по морю…» с. 180 №83
    Рисование коллективное по замыслу «Морская азбука» с. 178 №82
  8. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
  9. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям./ И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с.: - (Детский сад: день за днем). Занятие 12 «Рыбка плавает в пруду» с. 39
  10. Петрова М. И. «Объемная аппликация» с. 33
  11. Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет, Волгоград: Учитель, 2012

Приложение 1

Вопросы диагностической беседы.

Вопросы Уровни
Высокий Средний Низкий
1. Где живут рыбы?      
2. Каких рыб вы знаете?      
3. Для чего рыбам нужны плавники и хвост?      
4. Чем питаются рыбы?      
5. Как вы понимаете пословицу «Без труда не вытащить и рыбки из пруда»      
6 Можно ли сбрасывать мусор в водоемы? Почему?      

Приложение 2