Интегрированный урок (география + информатика) "Структура, создание и заполнение таблиц. Построение диаграмм. Казахский мелкосопочник"

Разделы: География, Информатика


Цель урока: познакомить вас с электронной таблицей Excel, научить применять полученные знания для изучения других предметов. Создание справочного материала, в виде таблиц и диаграмм. Изучить природно-территориальный комплекс Сарыарки

Задачи урока информатики:

1. Образовательные:

  • Изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами, для создания расчетных таблиц и диаграмм.
  • Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
  • Выработать умения применения полученных знаний на практике;

2.Развивающие:

  • Развивать алгоритмическое мышление, умение выделять главное;
  • Расширить кругозор учащихся;
  • развитие познавательного интереса на уроках информатики

3. Воспитательная:

  • формирование познавательного интереса к Microsoft Excel,
  • повышение информационной культуру учащихся.

Задачи урока географии:

  1. Познакомить учащихся с особенностями Сарыарки
  2. Совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся, способствовать развитию мышления, творческих способностей.
  3. Прививать школьникам любовь и бережное отношение к природе, формировать у них культуру общения, учить соблюдать правила техники безопасности в работе с персональным компьютером.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесно-наглядный, частично-поисковый, интегрированный.

Форма урока: мультимедиа – урок.

Оборудование: применение программы «Планета Земля», Электронный учебник «Физическая география Казахстана», подключение к сети Интернет, проектор, экран.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны уметь: выделять физико-географические особенности Сарыарки, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы, выявлять экологические проблемы и находить пути их решения, работать с тематическими картами, таблицами, схемами

Ход урока

I.

Учитель географии: сегодня на уроке познакомимся с особенностями казахского мелкосопочник.

Фронтальный опрос:

 Вопросы для повторения по информатике и географии:

  1. Что такое таблица?
  2. Какие виды рельефа встречаются на территории республики?
  3. Какая таблица называется прямоугольной
  4. Назовите равнины, возвышенности Казахстана
  5. Дать определение столбцу, строке и клетке.
  6. Назовите низкогорные области и высокие горы Казахстана?
  7. Какие способы кодирования информации вы знаете?

Учитель географии: Познакомимся с электронным учебником.

Учитель информатики: Значок для запуска электронного учебника находится у вас на Рабочем столе. Запустите его двойным щелчком.

Учитель географии:

  • назовите содержание учебника
  • Какие разделы мы изучили?
  • Открываем раздел «Характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана»

Учитель географии: Давайте вспомним, на прошлых уроках мы изучали с вами крупные природно-территориальные комплексы Казахстана.

  1. Сколько в настоящее время выделяется природно-территориальных комплексов на территории Казахстана? (9)
  2. Давайте их назовем и покажем на карте.
  3. Какие физико-географические территории мы изучили?

Сегодня на уроке мы познакомимся с Сарыаркой.

Учитель информатике показывает на доске переход по ссылке на тему Сарыарка.

II. Изучение нового материала по географии:

Учитель географии

На фоне речи учителя географии звучит Кюй Курмангазы «Сарыарка»

Учитель географии: Есть много красивейших уголков земного шара, которые не перестают удивлять людей. (Приложение 3). Таким удивительным местом в нашей республике является Сарыарка. Неповторимы и замечательны дары природы этого края.

Учитель географии: Вы слушаете кюй Курмангазы «Сарыарка». Сарыарка занимает центральную и восточную часть республики и охватывает территорию, расположенную между Западно-Сибирской равниной на севере, Бетпакдалой и озером Балхаш на юге, Тургайским плато на западе и хребтами Саур и Тарбагатай до озера Зайсан на востоке. Площадь Сарыарки 1 млн. км 2

Учитель географии: Перед вами на столах лежит таблица, по мере изучения мы будем ее заполнять самостоятельно. Давайте поработаем с электронным учебником, и выпишем в таблицу особенности ГП (приложение1)

  • Как выглядит Казахский мелкосопочник на физической карте мы увидели.
  • А как выглядят Сарыарка из космоса?

Учитель информатики: На интерактивной доске (экране) демонстрирует полет над Казахским мелкосопочником при помощи специальной программы «Планета Земля» и ресурсов Интернет.
Google Планета Земля – русифицированная версия Google Earth (Earth - по англ. планета Земля) - это клиентская программа для работы с трехмерной моделью Земли, созданной на основе спутниковых фотографий высокого разрешения. С помощью утилиты «Google Планета Земля» мы сможем увидеть с космоса любой уголок земного шара и любой город, а также рассмотреть более пристально все интересующие нас подробности.

Физкультминутка. Упражнение по снятию напряжения с глаз. (приложение 2)

2 этап

Учитель информатики. Ребята давайте откроем табличный процессор Пуск – программы - MicrosoftExcel. Электронная таблица Microsoft EXCEL – это специальная программа, предназначенная для работы с данными в табличной форме:

  • Для проведения расчетов над данными,
  • Для построения диаграмм на основе табличных данных,
  • Для сортировки и поиска данных на основе определенного критерия,
  • Для создания баз данных,
  • Для печати таблиц и их графического представления.

Вид экрана стандартный для приложений WINDOWS :

Строка заголовка, в которой содержится название программы и текущего документа.

Строка меню с основными командами.

Панели инструментов – Стандартная, Форматирования и Строка формул.

Рабочее поле, которое состоит из ячеек. Каждая ячейка имеет свой адрес: имя столбца и номер строки на пересечении которых она находится. Например: А1, С234, Р55. Столбцов всего 256 (последний IV ), строк – 65636.

Слева и внизу экрана находятся полосы прокрутки. Слева от нижней полосы прокрутки находятся вкладки с названиями рабочих листов. Мы с вами видим только кусочек огромной таблицы, которая формируется в памяти ПК. Для того что бы перейти на другой лист, надо щелкнуть левой кнопкой мыши на лист1, Лист2. Чтобы вставить новый лист нужно в пункте меню Вставка – Лист.

Окно программы MS Excel

Давайте свернём нашу таблицу на панель задач кнопкой

Учитель географии: Сегодня на уроке у нас присутствуют учённые: геоморфолог, климатолог, гидролог, биолог, которые получили опережающие задания, и познакомят нас со следующей информацией.

Учитель географии: Давайте вспомним, как формировался Казахский мелкосопочник. Об этом нам расскажет «геоморфолог». Находим в электронном учебнике раздел «Карты». Открываем. 1. «Геоморфолог» Зарождение Сарыарки началось в палеозое в каледонскую складчатость, а к концу данной эры в герцинскую складчатость на ее территории сформировались высокие горы, образование которых сопровождалось извержением вулканов, способствующему появлению здесь магматических пород. В мезозое территория Сарыарки начала выравниваться; длительное разрушение гор денудационными процессами способствовало образованию здесь осадочных возвышенностей (Кокшетауская, Атбасарская) и низких гор (Каркаралинские, 1340 м; Кызылрай с высшей точкой Сарыарки г. Аксоран, 1565 м; Улытау, 1133 м; Чингизтау, 1301 м; Баянаульские, 1027 м; Кокшетауские, 947 м). (На монитор персонального компьютера (ПК) выводится геоморфологическая карта. Сарыарка богата полезными ископаемыми. По запасам каменного угля всемирной известностью пользуется Карагандинский угольный бассейн, не меньшее значение для страны имеет Экибастузский угольный бассейн; медная, железная, марганцевая руды обнаружены на Жезказганском, Коныратском, Карсакпайском и других месторождениях; редкие металлы добывают в Жайремском, Акадырском месторождениях. Наряду с разработанными месторождениями золота, серебра, олова, имеются еще не полностью разведанные месторождения этих руд. Своеобразен облик Сарыарки. Отдельно стоящие каменистые низкие горы здесь имеют причудливые формы, например, в Кокшетауских горах это Жумбактас, Окжетпес. Их красоту воспевал народ в своих песнях-легендах. Бурабай отличается лазурной водой и лечебным воздухом, здесь построены лечебные учреждения (демонстрируется видео о красивейших местах Кокшетау «Легенда о Окжетпес»).

- продолжаем заполнять таблицу самостоятельно

Учитель информатики. Давайте щёлкнем по вкладке на рабочем столе и откроем нашу таблицу. Занесём все данные с которыми познакомил нас геоморфолог. Выделим диапазон ячеек от А1 до F1, в пункте меню Формат –Ячейки - Выравнивание и поставим галочку <Объединение ячеек>. Теперь заполним нашу таблицу по образцу. В ячейку А2 внесём запись Кокшетауские горы, в ячейку В2 Баянаульские горы, в ячейку С2 горы Чингизтау, в ячейку D2 горы Улытау, в ячейку Е2 горы Аксоран и ячейку F2 Каркаралинские горы. Пользуясь Электронным учебником и таблицей занесём данные в нашу электронную таблицу. Выделим диапазон ячеек от А2 до F3. В пункте меню вставка выберем диаграмма, тип диаграммы, Гистограмма. Теперь свернём нашу таблицу на панель задач.

Учитель географии: Такие уникальные пейзажи природы Сарыарки были созданы на протяжении веков особенностями здешнего климата.

2. «Климатолог работает с картой эл. учебника»: Сарыарка имеет большую протяженность с севера на юг и, особенно с запада на восток, это сказывается на климатических условиях, что видно по диаграммам осадков для городов Кокшетау, Астана и Жезказган. Климат резко континентальный, засушливый. Влияние на климат оказывает удаленность Сарыарки от океанов и морей; преобладают воздушные массы умеренных широт; на территорию мелкосопочника вторгаются с севера массы холодного арктического воздуха, а с юга — теплого тропического. Климат характеризуется холодной зимой, жарким летом и небольшим количеством осадков. Средняя температура января – 140- 180С (абсолютный минимум -40° С); июля — +20 0 – 24 0 С (абсолютный максимум +35 0 С). Годовое количество осадков составляет 200- 300 мм, в горных районах — до 370 мм.

- продолжаем заполнять таблицу самостоятельно

Учитель информатики: Давайте откроем на панели задач Excel перейдем на второй лист и продолжим заполнение данных с которыми нас познакомил климатолог в таблицу. Выделим диапазон ячеек от А1 D1, в пункте меню Формат –Ячейки - Выравнивание и поставим галочку <Объединение ячеек>. Теперь заполним нашу таблицу по образцу. В ячейку А2 внесём запись абсолютный минимум в январе, в ячейку В2 абсолютный максимум в июле, в ячейку С2 годовое колличество осадков, в ячейку D2 годовое колличество осадков в горных районах. Пользуясь электронным учебником и таблицей, занесём данные в нашу электронную таблицу. Выделим диапазон ячеек от А2 до В3. В пункте меню вставка выберем: Диаграмма - Нестандартные –Гладкие графики. Выделим диапазон ячеек от С2 до D3. В пункте меню вставка выберем: Диаграмма - Нестандартные – Трубчатая. Теперь свернём нашу таблицу на панель задач.

3. «Гидролог»: Из-за сухости воздуха и недостаточного количества влаги реки здесь маловодны, большая часть из них летом мелеет, что приводит к возникновению дефицита воды. С целью решения этой проблемы построен канал Иртыш — Караганда — Жезказган. Основным постоянным водотоком здесь является река Есиль, а остальные реки — Нура, Сарысу, Селеты — летом сильно мелеют. Питание рек происходит в основном за счет весеннего снеготаяния.

Также здесь имеются озера: Тенгиз (соленое), Коргалжын (пресное), Карасор — самое соленое в Казахстане (приложение 4).

 - продолжаем заполнять таблицу самостоятельно

Учитель информатики: Давайте откроем на панели задач Excel перейдем на второй лист и продолжим заполнение данных с которыми нас познакомил гидролог в таблицу. Выделим диапазон ячеек А1- D1, в пункте меню Формат –Ячейки - Выравнивание и поставим галочку <Объединение ячеек>. Теперь заполним нашу таблицу по образцу. Пользуясь электронным учебником и таблицей, занесём данные в нашу электронную таблицу. Выделим диапазон ячеек от А2 до D3. В пункте меню вставка выберем: Диаграмма - Нестандартные – Деревянная. Выделим диапазон ячеек от E2 до Н4. В пункте меню вставка выберем: Диаграмма - Стандартные – График. Теперь свернём нашу таблицу на панель задач.

Учитель географии: А сейчас самостоятельно, с помощью электронного учебника, выпишите в таблицу, данные по вопросу почвы и природные зоны Казахского мелкосопочника.

4. «Биолог»: Растительный мир здесь богат и разнообразен: произрастает ковыль, пырей, чий. Животный мир Сарыарки состоит из различных видов животных, приспособленных к условиям существования в степной, полупустынной и пустынной зонах.

В лесах обитают волк, лисица и другие животные; в степной и полупустынной местностях - сайгак, суслик, тушканчик, барсук. На озерах и реках много птиц, которые здесь гнездятся и выводят птенцов.

На территории Сарыарки в 1958 году создан Коргалжынский государственный природный заповедник (площадь — 258,9 тыс, га), в котором охраняются 41 вид млекопитающих, 315 видов птиц, 14 видов рыб и 343 вида растений. Гордость этого заповедника — фламинго. Это красивая крупная птица, длина крыла составляет З5-49 см, вес — 1,9-4,4 кг. Розовато-белая окраска оперения сохраняется у фламинго вовсе сезоны года. Питается личинками насекомых, червями и раками. Прилетает к нам в апреле и мае и гнездится на расположенных в Коргалжынском заповеднике озерах Тениз, Шалкартениз. В основном зимует в Иране и на берегах Каспийского моря, откладывает по 2-3 яйца, которые высиживают по очереди самка и самец и совместно выводят птенцов (приложение 5)

Учитель информатики: Давайте откроем на панели задач Excel перейдем на второй лист и продолжим заполнение данных с которыми нас познакомил Биолог в таблицу. Выделим диапазон ячеек А1- D1, в пункте меню Формат –Ячейки - Выравнивание и поставим галочку <Объединение ячеек>. Теперь заполним нашу таблицу по образцу. Пользуясь электронным учебником и таблицей, занесём данные в нашу электронную таблицу. Выделим диапазон ячеек от А2 до D3. В пункте меню вставка выберем: Диаграмма – Стандартные – Круговая. Теперь свернём нашу таблицу на панель задач.

Физкультминутка. Упражнение по снятию напряжения с глаз. (приложение 2)

5. «Эколог»: Сарыарка в течение многих лет используется человеком для посевов зерновых культур, выпаса скота, добычи полезных ископаемых. Вследствие бессистемного использования земельных ресурсов почвы Сарыарки подверглись эрозии (антропогенной, водной, ветровой). Предлагаю для борьбы с эрозией почв применять полезащитные полосы, проводить работу по улучшению севооборотов, использовать биологические удобрения без химикатов для выращивания экологически чистых продуктов.

Перевыпас скота приводит к необратимой деградации пастбищ, но это не означает, что выпас скота нужно прекратить. Чтобы сохранить степи, нужно:

  • регулировать выпас скота, то есть для каждого пастбища нужно определить его норму (число выпасаемых животных);
  • чередовать выпасы, выдерживая большие периоды отдыха.

В результате близкого залегания полезных ископаемых к поверхности земли руды здесь добываются в основном открытым способом (на Экибастузском, Коныратском и других месторождениях). Хотя открытый способ добычи руды обходится дешевле, окружающая среда сильно загрязняется, разрушается рельеф местности, почти полностью уничтожается почвенный покров и растительный мир, поэтому необходимо:

  • очищать терриконы (вторичная обработка);
  • устанавливать очистные сооружения (фильтры и др.) (приложение 6).

Учитель информатики:Сегодня мы с вами познакомились с табличным процессором Excel. Одной из целей урока было показать вам на примере, создание и заполнение табличного процессора, построение диаграмм и где можно применять электронные таблицы Microsoft Excel. В данном случае на уроке географии, при изучении Казахского мелкосопочника. Работа в парах. Садимся по двое и для закрепления материала попробуем разгадать кроссворд. (приложение7)

Учитель географии: Для закрепления проводится игра «Кто быстрее», условия которой – как можно быстрее закончить предложения:

  • площадь Сарыарки……(1 млн. кв. км)
  • зарождение Сарыарки началоь ……(в палеозое)
  • Самое соленое озеро Казахстана …. (Карасор)
  • Основная река с постоянным водотоком…..(Есиль)
  • природные зоны Сарыарки…..(степь, полупустыня, пустыня)
  • фламинго гнездиться на озерах….(Тениз, Шалкартениз)
  • высшая точка Сарыарки…. (г. Аксоран, 1565 м)

III. Выставление оценок.

Учитель информатики: Д/з по информатике стр.

Сейчас я вам раздам листочки с таблицами и диаграммами, которые мы с вами сделали на этом уроке, вы можете их использовать при подготовке домашнего задания по географии. Подымите руки у кого есть дома компьютер. На другой стороне листа находится задание. Нужно в MS Excel оформить таблицу по образцу, заполнить её и на основе этих данных построить диаграмму. Задание принести на диске, или любом другом носителе. (приложение 8)

Д/задание по географии параграф 43

  • 1 уровень прочитать и пересказать прочитать п. 43
  • 2 уровень. П. прочитать п. 43, нанести на контурную карту особенности Сарыарки
  • 3 уровень Творческий. прочитать п. 43 , составить сиквейн.

Приложения.