Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования на период 2020 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что рядом с нами много детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, престарелых людей.
В 2008 году я стала классным руководителем 1 класса, класс состоял из 7 девочек и 3 мальчиков. После знакомства с коллективом класса мне, как классному руководителю, выбрать тему работы на 4 года не составило большого труда. В классе 3 человека посещали воскресную школу и один ребенок – инвалид и 90% семей были или многодетными или малообеспеченными, уровень образованности родителей был низкий.
Ребенок познает мир играя. Только через активное вовлечение в индивидуальную и коллективную деятельность, а крайне важно, чтобы деятельность для младшего школьника была значимой, вызывала интерес, ребенок мог увидеть свой рост и результат. Именно этого подхода придерживается педагогический коллектив МОУ СОШ №17.
Программа (проект) развития классного коллектива призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность духовно– нравственного, гражданского и патриотического воспитания. За основу реализации была выбрана форма социально– значимого проекта «Дорогою Добра»».
С 2008 года по 2012 год был разработан и реализован данный проект. У учителя начальных классов есть большая возможность в формировании гражданского самосознания и воспитания нравственности получить наилучший результат, так как имеет благодатную почву – ребенок – это «чистый лист». А с чистого листа, как давно известно, все начинать намного лучше и эффективнее.
Цель: формирование у детей философии гуманизма, справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали, нравственности, посредством оказания помощи нуждающимся людям, через систему воспитательных мероприятий, вовлечения в игровую и социально– значимую деятельность
Задачи:
1. В области формирования личностной культуры:
- организовать социальную активность детей, которая формирует способность к духовному развитию, реализацию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности — «становиться лучше»;
2. В области формирования социальной культуры:
- формировать милосердие и толерантность, оказание помощи больным ровесникам, поощрение их личного желания добровольно и бескорыстно заботиться о людях;
3. В области формирования семейной культуры:
- сформировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
Основные приоритеты:
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Воспитание отношения к семье как к основе жизни
Сроки реализации программы: 2008–2012 гг. (4 года)
Основные направления реализации программы:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Приоритетными направлениями в деятельности классного коллектива являются:
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Механизм реализации проекта.
Для успешной реализации функций воспитательной работы, я как классный руководитель избрала роль «проводника по стране нравственности» и помощников – «старшего товарища» (родителей). Они помогают мне, а также учащимся включиться в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Ведущее место отводится организации и проведению классных часов и КТД по изучению «законов добра и нравственности», им отведена роль проводника в воспитании любви к ближним. Основным «местом жительства» класса является кабинет начальных классов №10, в котором организуются внеклассные мероприятия: классные часы, исследовательские и творческие работы, временные выставки, например, «Дорога успеха» «Уголок русского быта», «Стена памяти и скорби", «Природа родного края», участвуют в общешкольных и городских мероприятиях в рамках фестиваля «Формула Успеха».
В практической части программы учащиеся осуществляют благотворительную помощь старшим, участвуют в трудовых десантах, митингах, создают творческие работы о своих родителях, о природе нашего края, знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение окружающей природы. Воспитательная работа имеет достаточно широкие внутренние и внешние связи: экскурсии на производство, в природу, посещение библиотеки, музеев, выставок и т. д.
Таким образом, в рамках данного проекта дети приобщаются быть активными участниками всех дел, взаимодействовать с социумом и приносить пользу ближним и своей малой родине.
Основные формы и методы реализации проекта: Учебная деятельность по предметам. Система классных часов, информационных часов. Традиционные общешкольные коллективно творческие дела. Участие в акциях. Шефство над инвалидами и ветеранами войны и труда. Встречи с ветеранами войны и труда, организация концертов. Проведение совместных с родителями, педагогами дополнительного образования, учителями мероприятий, с привлечением общественности. Исследовательская работа.
Ожидаемые результаты:
- Устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России.
- Любовь и бережное отношение к родной природе.
- Активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
- Инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда.
- Честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям.
- Самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Внешний результат можно увидеть и зафиксировать:
- Наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху.
- Накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников путем организации их практической деятельности.
Внутренний результат выражается:
в изменении духовно-нравственных качеств личности, гражданского самосознания учащихся, что можно зафиксировать через проведение мониторинга.
- Формирование навыков и привычек нравственного поведения (по отно-шению к людям, к деятельности, к вещам, отношению к самому себе, к природе)
- Получение школьниками удовлетворения от результатов и процесса деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности.
- Повышение уровня сплоченности детского коллектива.
- Снижение агрессивности в поведении школьников.
Отслеживание результатов воспитания осуществляется путем: наблюдений, анкетирования, собеседований, в фиксировании участия учащихся в коллективно– творческих делах, оформлении результатов учащихся в «Портфолио учащегося».
Участники проекта: учащиеся 1-4 класса МКОУ СОШ №17; классный руководитель; педагоги дополнительного образования; родители;
Целевая группа: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, пожилые люди, бабушки, дедушки
Социальные партнеры, участвующие в проекте
Поселковая библиотека. Совет ветеранов. Дом, школа. Жители поселка. Родители.
Нормативно– правовое обеспечение: Федеральный закон «Об образовании» от 10. 12. 2001г. «Национальная доктрина образования в РФ». «Концепция модернизации образования в РФ». «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 06. 10. 2009г. №373. «Концепция духовно– нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа развития МОУ СОШ №17 на 2011-2015 годы. «Основная образовательная программа ОУ».
Этапы организации деятельности классного коллектива по духовно– нравственному воспитанию
1 этап – Подготовительный – 2008 год
Цель: проведение диагностических исследований поведения учащихся и их родителей для планирования деятельности классного коллектива..
Разработка диагностических методик и внедрение их в практику. Анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.
2 этап – Организационный – 2009 год
Задача Создать комплекс условий для организации духовно– нравственного воспитания учащихся с учетом их возрастных особенностей на основе личностно– ориентированного индивидуального подхода в воспитании
Планирование мероприятий: 1. Планирование работы классного коллектива по направлениям. 2. Составление плана деятельности(сотрудничества) с социальными партнерами; 3. Разработка тематики классных часов на основе программы курса
«Школа и нравственное воспитание личности»;
Результат:
- Разработана программа «Дорогою Добра»
- План с поселковой библиотекой.
- План проведения экскурсий.
- Разработанный план
3 этап – Включение в деятельность – 2010 год и 2011 год
Комплекс реализованных дел с учащимися класса по духовно– нравственному воспитанию
Направления деятельности – Организация учебной деятельности по предметам:
Виды деятельности* Учебный курс «Урал. Человек. Истоки». (1-3 класс).
- Учебный курс «Основы православной культуры и светской этики».
- Проектная (исследовательская) деятельность.
Внеурочная деятельность по предметам (литература, окружающий мир, изо и технология).
Форма, название мероприятий
- Участие в школьном и городском туре конкурса «Серебряное перышко» (сборник работ «Живая книга любви»
- Участие в школьном и городском конкурсе сочинений «Мой учитель самый лучший»
- Участие в школьном и городском туре Областного конкурса «Ручейки добра»
- Защита проектов на классных часах
1 класс 1. «Мой папа защитник Отечества». 2. «Мама – милее нет
другого слова»
2 класс 1. «Герои войны живут рядом» 2. «Люблю тебя , мой край
родной»
3класс 1. «Мой прадед был на войне» 2. «Учитель перед именем твоим…. »
4 класс 1. «История моей семьи в истории моего поселка »
2. «Традиции школы»
Проект «Живые цветы – для вас ветераны»
- Организация библиотечных уроков при поселковой библиотеке.
- Экскурсии в музеи и на производство.
- Участие в школьной и городской интеллектуально– творческой игре «Экоколобок»
- Участие в школьных и городских выставках
Направления деятельности:
Система проведения классных часов, информационных часов
Традиционные общешкольные коллективно -творческие трудовые дела
Участие в акциях. Шефство над инвалидами и ветеранами войны и труда. Проведение совместных с родителями, педагогами дополнительного образования, учителями мероприятий, с привлечением общественности
Организация встреч с интересными людьми, ветеранами
Виды деятельности: Классные и информационные часы. Акции: «Помощь пернатым», «Милосердие.
«Живая нить»,«Помним. Гордимся. Наследуем», «Лучики Добра»,«Подарок ветерану»,«Рождественское чудо», «Дари людям радость»
Трудовая акция: «Я-волонтер!», «Памяти павшим ,«Все работы хороши– помогали от души». Субботник. Трудовой десант!». Классные тематические вечера. Общешкольные праздники. Организация совместных мероприятий с поселковой библиотекой.
Форма, название мероприятий *Тематика проведения классных часов
1 класс «Мой дом – моя семья»
2 класс«Моя школа. Мой поселок»
3 класс «Город Алапаевск. Россия – родина моя»
4 класс «Свердловская область – частица России»
Изготовление кормушек, скворечников для птиц. Строительство школьного городка ПДД). Посадка овощей и уборка урожая на пришкольном участке. Уход за комнатными растениями. Уборка территории школьного двора. Уборка территории парка у обелиска. Изготовление цветов на 9 мая. Помощь пожилым бабушкам: уборка полисадника от мусора, приносят воду, убирают снег. Участие в концертах, посвященных дню пожилых людей. Встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла
Сбор вещей, игрушек для приюта г. Алапаевска. Выездной концерт. Выращивание комнатного цветка. Изготовление поздравительной открытки и подарка. Поздравление ребенка – инвалида, учащегося нашего класса с праздниками. Поздравление одноклассников с днем рождения. Проведение совместного праздника для пап «Солдат на страже отечества». Организация вечера «Поздравляем милых мам». Виртуальная экскурсия в прошлое «День Победы». «Праздник осени» «Новогодний карнавал» «Масленица». Митинг «Вечная память павшим героям». Участники Недели детской книги. Акция «Книжкин день» (ремонт книг в поселковой библиотеке). Участвуют в подготовке номеров худ. самодеятельности для Клуба читателей. Участвуют в подготовке номеров худ. Плотникова А. ,лиотекойнов педагогического труда. Подготовка учащихся к областному конкурсу «Сильные духом».
Проведены библиотечные уроки и выставки памяти «И стал разведчиком» «Дорогами войны». «Дети войны»– встреча с Карымовой И. Я»Он прошел всю войну и остался жив» -Прилуков И., «Война –жестокая война» – Фатхутдинов И.
4 этап – Заключительный – 2012 год
Цель: подведение итогов реализации Проекта.
Подведение итогов участия в мероприятиях фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала. ( Приложение )
Открытое внеклассное занятие. Классный час «Твори добро» (социально– значимая деятельность учащихся) для родителей и общественности.
Предъявление результатов деятельности: «Портфолио» учащихся и «Портфолио» класса на общешкольном празднике «Праздник Чести», для родителей на празднике «Последний раз в 4 класс».
Отражение деятельности в школьной газете «Глаза и уши», СМИ.
В рамках данного проекта представлено открытое внеклассное занятие – классный час «Твори добро», на котором еще раз проанализировали совершенные поступки, сделанные добрые дела, которые делают человека добрее, а жизнь нашу светлее и радостнее.
Продуктами данного занятия стали презентации учащихся и цветы, которые будут посажены у обелиск в парке «Горняк» и на пришкольном участке, а также в подарок ветеранам.
I. Проект «Акция «Лучики добра» – Плотникова Анастасия, 4 класс
Учащимся поручается написать письма, адресованные ребятам из приюта. Письма оформляются ярко, красочно, несут заряд положительной энергии. В этих письмах ребята высказывают свои пожелания, предложения, поздравления с праздниками. Эти послания отправили, вместе с собранными игрушками и другими предметами и вещам в приют. Эта акция дала возможность детям из детских домов почувствовать себя не одинокими, нужными обществу. Учащиеся нашего класса вместе с другими ребятами школы приготовили концерт для детей. В детских глазах искрились искорки счастья. Одни чувствовали, что о них помнят. другие были счастливы, что доставили радость другим
II. Проект «Акция «Рождественское чудо» – Шмотьева Анастасия
Новогодние и рождественские праздники являются временем, когда дети-инвалиды особо остро чувствуют нехватку заботы и любви со стороны общества. Целью акции «Рождественское чудо» является оказание помощи (новогодний сюрприз) детям– инвалидам и новогоднее поздравление для нашей одноклассницы. Она не ходит в школу. Одноклассники изготавливают для нее подарки, приносят игрушки, книжки и дарят ей в этот день, приглашая на Новогоднюю школьную елку..
III. Проект» Акция «Милосердие» – Иконникова Анастасия, 4 класс
Помощь пожилым людям, своим бабушкам и дедушкам в уборке старой листвы, прополка цветников и гряд, доставка воды , уборка снега..
IV. Проект «Акция «Живая нить» – Штин Кирилл, 4 класс
Встречи с ветеранами войны и труда», общение с ними, организация и проведение праздничных концертов, изготовление и поздравление подарков для пожилых людей..
И другие проекты «Забота о пернатых» – Гневанов Андрей.
«Подарок ветеранам» – Самкова Ульяна
«Я – волонтер» – Маркина Регина
Результативность проекта
- повышение нравственной культуры участников проекта;
- обогащение эмоционального мира участников чувством ответственности, милосердия, сострадания;
- осуществление помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке.
Долгосрочность: проект рассчитан на реализацию в начальной школе в течение четырех учебных лет.
Успешная реализация проекта позволяет модифицировать его и с успехом реализовывать в дальнейшем.