Ход урока
1. Ребята, сегодня мы побываем с вами в творческой мастерской.
Давайте попробуем растолковать это понятие: что значит «творческая» ?
2. Наша мастерская имеет название «Описание одежды, костюма»
Скажите, пожалуйста, а какие цели и задачи будет решать наш урок.
Коллективно были определены следующие задачи урока:
- познакомиться с разными видами описания одежды, костюма;
- знать и понимать признаки текста описания и, как разновидность, описания одежды, костюма;
- уметь создавать собственный текст описательного типа на заданную тему;
- создать условия для вовлечения обучающихся в активный познавательный процесс;
- развитие мыслительных и аналитических способностей детей, творческой активности, коммуникативных умений;
- воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса в одежде.
3. Как на любом уроке по развитию речи нашим главным гостем будет, конечно, текст. Поэтому давайте вспомним следующее:
– Что такое текст?
– Что такое тема текста?
– Что мы называем основной мыслью теста?
– А какие типы текстов мы с вами знаем?
– Что из себя представляет текст-описание?
4. Сегодня мы с вами будем знакомиться с описанием одежды. А что такое одежда? Дома вы подготовили толкование этого слова, используя различные толковые словари, давайте послушаем ваши ответы.
5. Давайте совершим с вами небольшое путешествие и посмотрим, какой была одежда в разные времена.
Очень важно помнить о том, что история одежды с древнейших времён до наших дней является своеобразным зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток. Свои специфические черты на одежду людей. Каждый новый стиль говорит о следующей ступени развития общества.
6. А как вы думаете, что ещё отражается в одежде, в костюме? (Характер, занятия человека). Может быть, вы вспомните известную русскую пословицу, первая часть которой говорит о значении одежды в жизни человека. Я вам часто её повторяю, когда хочу обратить ваше внимание на ваш внешний вид. (Встречают по одёжке...)
7. Сегодня мы работаем по группам, а это значит, что оценка каждого из вас зависит от работы группы в целом.
Задание 1.
Угадайте по описанию одежды литературного героя.
«Одета в рубаху длинную, синюю , с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.»
«Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп».
«Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели».
Задание 2.
Опишите костюм одного из ребят вашей группы, так чтобы ваши соперники не сразу узнали его.
8. Поработаем с текстом в учебнике Е.И. Никитиной «Русская речь» (Москва, «Просвещение»,1996.) – упражнение 278, стр.116.
Прочитаем текст и ответим на вопрос: «Какие элементы костюма клоуна названы в этом тексте?»
А теперь посмотрите на костюмы клоунов, представленные на слайде. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти костюмы? (Каждый костюм клоуна индивидуален. Он может воплотить в себе любые фантазии мастера. Но он обязательно должен быть ярким, красочным, смешным).
9. Задание 3.
Защита новогодних костюмов. (Домашнее задание)
Ребята представляют проект костюма и защищают его.
1 группа – костюм Буратино
2 группа – костюм пирата
3 группа – костюм Снежной королевы.
10. Задание 4.
Для того чтобы выполнить это задание, давайте познакомимся со стилями в современной одежде (Выступление ученицы).
А теперь задание: «Помогите одеться правильно» (Ситуации.)
1 группа. «Ваш друг идёт в театр, помогите ему правильно одеться».
2 группа. «Ваша подруга отправляется с друзьями на экскурсию по городу, помогите ей правильно одеться».
3 группа. «Ваша подруга идёт на встречу с ветеранами Великой Отечественной войны, помогите ей правильно одеться».
11. Обсуждение результатов занятия.
– Давайте подведём итоги нашей работы.
– Как вы думаете, те цели и задачи, которые мы поставили с вами в начале урока, выполнены?
– Как мы оценим работу групп?
– Поставьте оценки за работу внутри групп (взаимооценка и самооценка)
12. Домашнее задание
Написать сочинение – описание (тему выбираем по желанию) :
– «Мой любимый костюм»
– «Костюм, о котором я мечтаю»
– «Мой новогодний костюм».
Можно приложить эскизы костюмов.