Дидактическая логопедическая игрушка "Лого-шарик"

Разделы: Работа с дошкольниками


Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский

Аннотация: многофункциональная дидактическая логопедическая игрушка «Логошарик» является авторской разработкой, которое используется как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи у детей в ДОУ. Данное дидактическое пособие было создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и специалистов других областей.

Невозможно представить работу логопеда без использования обучающих, дидактических игр. На логопедических занятиях используются различные игры: дыхательные, артикуляционные, пальчиковые, игры с крупой и песком, игры с элементами массажа, подвижные, настольно-печатные, игры с предметами и словесные, а также компьютерные игры. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

Для достижения максимальной эффективности в коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Разработанное игровое пособие «Логошарик», позволяет решить большинство этих задач.

Пособие представляет собой занимательный персонаж – мягкую игрушку длиной 70 см, которая собирается по – принципу «конструктора» в соответствии с заданными целями <Рисунок 1>.

Рисунок 1

Способ изготовления пособия. Пособие изготовлено из трикотажной ткани зеленого, синего, красного цвета, флиса желтого и красного цвета. Из трикотажной ткани изготавливаются кружочки для рук и ног игрушки, которые наполняются самыми разнообразными материалами: от мягких кусочков синтепона до колючих скорлупок грецких орехов. В красных шариках, для обозначения гласных звуков, а также для обозначения звонкости согласных в зеленых и синих находятся бубенчики. Из желтого флиса выкраиваем круглую голову и овальное туловище Логошарика, а из красного – рот, губы, язык. Все части тела скрепляются на липучках. Пришиваются волосы, нос и глаза. Верхние и нижние зубы игрушки сделаны из бусин.

Назначение пособия

1. Использование пособия «Логошарик» в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребенок может надеть его на руку, другой рукой открыть, закрыть рот Логошарика, потрогать зубы, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя).

2. Во время проведения артикуляционной гимнастики Логошарик «предлагает» выполнить вместе с ним упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке Логошарика <Рисунок 2>.

Рисунок 2

3. На индивидуальных занятиях по постановке звуков, ребенок с помощью логопеда моделирует и прикрепляет игрушке язык, придавая ему необходимый артикуляционный уклад. Например: при постановке звука [Ш], приподнимаем края языка к верхним зубам, моделируя форму «Чашечки». Можно изготовить разной ширины языки (узкий и широкий) и при необходимости использовать для разных упражнений. Упражнение «Змейка»: прикрепляем Логошарику узкий язык, для упражнения «Лопаточка» – широкий язык.

Игра: «Научи Логошарика»

Цель: Автоматизация изолированного звука.

Логопед берет Логошарика и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной слог. Ребенок выступает в роли учителя, Логошарик – ученика.

Игра: «Веселая песенка»

Цель: Развитие речевого дыхания и автоматизация звука в слогах.

Предложить научить Логошарика, петь песенку с новым звуком, который ребенок недавно научился произносить.

– Сегодня к нам в гости пришел Логошарик. Он хочет научиться петь песенку: «Ла-ла-ла!» Давай споем вместе с ним!

Во время пения следить, чтобы ребенок произносил на одном выдохе от трех и более слогов и за правильным произношением звука.

4. Красные, синие и зеленые шарики используются на индивидуальных и фронтальных занятиях при формировании фонематического слуха, позволяют включить в работу слуховой, зрительный, кинестетический и речедвигательный анализаторы, что позволяет быстрее и лучше усвоить характеристику изучаемого звука <Рисунок 3>.

Рисунок 3

Красный шарик – это гласный звук.
Синий шарик – это твердый согласный.
Зеленый шарик – это мягкий согласный.
Часть согласных звенящих, т.е. звонких согласных, гласные все звенящие.

Игра: «Угадай что звучит?»

Цель: Развивать фонематическое восприятие и слух.

Логопед предлагает детям рассмотреть шарики и запомнить, как они звучат, а затем угадать. Например: красный – звенит бубенчик, синий – шуршит целлофан, зеленый – скрипит пенопласт и т.д.

Игра: «Собери змейку».

Цель:

  1. Развитие зрительно – моторной координации
  2. Стимуляция тактильных ощущений.

Ребенку предлагается собрать змейку красного, зеленого или синего цвета. Можно усложнить задание, отгадыванием содержимого шариков (рис, косточки, синтепон и др.).

Игра: «Гусеница»

Цель: Автоматизация звуков в слогах и словах.

Ребенок прикрепляет любые по цвету шарики, проговаривая слоговые ряды и слова, собирая гусеницу. При произнесении каждого слога или слова прикрепляется один шарик.

Игра: «Кто больше?»

Цель:

  1. Автоматизация и дифференциация звуков.
  2. Развитие речедвигательного анализатора.
  3. Развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов.

Используются любые шарики (красные, синие и зеленые). За каждое правильное произнесение звука или слога дети получают по одному шарику. Из полученных шариков дети придумывают слово и составляют его схему.

5. При обучении грамоте детям предлагается:

  • найти среди шариков, подходящий к данному звуку (букве);
  • собрать схему слога;
  • добавляя разные звуки к слогу придумать свое слово;
  • собрать схему слова, скрепляя шарики в цепочку;
  • найти лишний шарик в предложенной цепочке к слову;
  • придумать слово по предложенной цепочке из шариков и т.д.

Игра: «Подбери звуку шарик»

Цель: Развивать фонематический слух.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки: барабан и погремушка. Выделить первый звук в слове, дать характеристику звукам [Б], [П]. Звуки твердые, выбираем из шариков: синий шарик звенящий (с бубенчиком внутри) и синий шарик глухой (без бубенчика). Аналогичные задания с другими звуками: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие.

Игра: «Помоги Логошарику»

Цель:

  1. Развитие мыслительных процессов.
  2. Развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов.

А) Логопед предлагает отгадать загадку:

Нет моей походки тише,
И меня боятся мыши. (Кот.)

Дети отгадывают загадку и составляют из шариков схему слова.

Б) Логопед предлагает собрать разрезную картинку, к полученному изображению составить из шариков схему слова.

Игра: «Придумай слово»

Цель:

  1. Развитие мыслительных процессов.
  2. Развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.

Логошарик загадал слово и просит детей отгадать его. Детям предлагается рассмотреть схему слова, составленную из шариков. К данной схеме подобрать подходящую картинку или придумать слово.

6. Благодаря разному материалу, которым наполнены шарики, можно предлагать задания на развитие тактильных ощущений. Например, предложить ребенку определить, что находится внутри шарика (мягкие кусочки синтепона, колючие скорлупки грецких орех, косточки фиников, звенящие бубенчики, шуршащий целлофан, скрипучий пенопласт, различные крупы (рис, гречка, пшенка), горох и фасоль).

Игра: «Угадай что в шарике»

Цель:

  1. Развитие тактильных ощущений.
  2. Обобщать словарь – признаков (синий, зеленый, красный, шуршащий, колючий, мягкий, твердый, звенящий, скрипящий, мелкий, круглый, острый и т.д.).

Логопед предлагает потрогать шарик и определить, что спрятано внутри, подобрать слова-определения.

7. Во время игр и выполнения заданий (перечисленных выше) с шариками, происходит непроизвольный массаж пальцев рук, что очень полезно. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:

  • работа рук способствует психическому расслаблению;
  • предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;
  • способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Данная игрушка прошла успешно апробацию на индивидуальных и фронтальных занятиях и детям очень понравилась.

Использование новых игровых приемов с дидактической игрушкой Логошариком, не только не исключают традиционных методик логопедического воздействия, но и являются своеобразным продолжением, закреплением и дополнением к ним. Игрушка помогает не только пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения, но и позволяет плавно регулировать поведенческие трудности детей, повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям.

Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод: построение образовательного процесса с использованием нетрадиционного игрового материала помогает решить следующие задачи:

  • автоматизация и дифференциация звуков;
  • развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов;
  • развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации;
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Фрагмент занятия по постановке звука «Р» с использованием логопедической игрушки – Логошарика (для детей 5-6 лет).

Организационный момент

ЛОГОПЕД. Сегодня на занятие к нам пришел гость, его зовут – Логошарик.

Логопед достает Логошарика, ребенок рассматривает игрушку. Логошарик рассказывает о себе:

Я горжусь красой своей
И улыбкой до ушей,
Длинным красным языком –
Ребятишкам он знаком.
А зовусь я Логошарик
Я весь круглый, словно шарик.
Ты смотри и повторяй,
От меня не отставай.
Язычок заставь трудиться –
Ведь ему нельзя лениться.
Покажу тебе, дружок,
Как поставить язычок.
Будем мы с тобой дружить
И красиво говорить!

ЛОГОПЕД. Ты запомнил его имя? Выполним гимнастику вместе с Логошариком.

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)

– Для губ:

«Улыбка» – удерживание губ в улыбке.

– Для языка (вместе с Логошариком):

«Чашечка» – рот широко открыт, передний и боковые края подняты, но не касаются зубов.

«Грибок» – рот открыт, язык присасывается к небу.

«Лошадка» – язык присасывается к небу; щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Маляр» – рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Пулемет» – напряженным кончиком языка стучим в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося «д-д-д».

Уточнение артикуляции звука «Р»

– Логошарик не знает, как у него получится, но тоже захотел показать свой голос. Давай вместе поиграем в «рычащих собачек». Как рычит собака?

Ребенок рассказывает и демонстрирует положение языка при произнесении «Р».

Он вызывает вибрацию кончика языка, действуя указательным пальцем правой руки. Язык в это время в форме «чашечки». Показывает вибрацию своего языка и языка Логошарика.

Логопед демонстрирует артикуляционные позиции – правильные и неправильные. Ребенок поправляет Логошарика.

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр.– СПб.: КАРО, 2004.–176 с.
  4. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.