На современном этапе формирование экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологических проблем, которые стоят перед страной и планетой.
В связи с этим в школах все шире вводится экология, как предмет, факультативные занятия или кружок.
Научно-экологический подход позволяет переориентировать учителя с традиционным ознакомлением с природой на экологическое образование. Что дает возможность начать формирование экологической культуры учащихся в начальной школе. Для этого может служить программа А.А.Плешакова для факультативного курса « Экология для младших школьников».
Эта программа позволяет полнее реализовать потенциал природных знаний, обеспечивает надежные основы бережного отношения младших школьников к природе, ко всему живому.
Пробивает себе дорогу экология в учебных планах школ с большим трудом. На это есть серьезные причины:
- отсутствие специалистов, имеющих экологическое образование;
- отсутствие учебно-методических пособий в помощь учителям, которые все же берутся за это ответственное дело, как уроки экологии.
Экологическое воспитание в настоящее время стало необходимостью. Почему?
Совсем недавно считалось, что человек-венец природы. И главным лозунгом было: « Мы не можем ждать милости от природы взять их у нее – наша задача».
Результатом такой позиции явилось:
- Загрязнение атмосферы: люди страдают аллергическими и другими заболеваниями, изменяется структура органов дыхания и кожи;
- Загрязнение водоемов приводит к гибели рыбы, в таких водоемах нельзя купаться. Вода стала непригодной для человека: возникают заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, почек, аллергия, рак, нарушение психических процессов.
- Продукты питания отравлены пестицидами и нитратами.
«Безжалостное отношение людей к природе обусловило их безжалостное отношение друг к другу, а их безжалостное отношение друг к другу – безжалостное отношение к природе». И в результате:
«Леса без птиц, и земли без воды…. Все меньше окружающей природы все больше окружающей среды». (Р.Рождественский)
Наконец то, мы начинаем осознавать, что необходимо менять стереотипы мышления и поведения. И лучший способ достичь этого – вести экологическое воспитание непрерывно: в д/с, в школах, в институтах.
Целью экологического воспитания является:
- формирование у детей понимания места человека в окружающей его природной среде;
- ознакомление с правилами поведения в окружающей природной среде;
- ознакомление с жизнью растений и животных;
- развитие творческих способностей детей;
- воспитание нравственно развитой личности.
Воспитание любви к природе актуально в любом возрасте, а особенно в начальной школе. Так как в младшем возрасте закладываются основы формирования человеческой личности. Недаром гласит восточная мудрость, что: « Дети не жестоки, пока не увидят жестокие действия».
В последнее время слово «экология» часто употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. Иногда можно услышать в одном ряду с такими словами, как «общество», «семья», «культура», «здоровье». А что же конкретно изучает экология?
Экология-наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания. Сущность экологии хорошо отражается в следующем:
- все связано со всем;
- все должно куда-то деваться;
- природа знает лучше;
- ничто не дается даром.
Экологическое образование и воспитание становится сегодня важным условием решения экологических проблем каждого региона страны.
В Кузбассе экология, как отдельный учебный предмет преподается в 132 школах. Факультативные курсы экологической направленности ведутся в 165 школах
На уроках экологии дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.
Если раньше при изучении природы мы исходили из того, какую пользу может человек извлечь для себя из природной среды, то новое экологическое мышление предполагает изучение многообразия тесных связей между формами жизни в природе, где каждая играет свою роль в гигантском сообществе живых созданий. И единственным критерием бережного отношения к живому существу должно быть именно то, что оно-живое.
Школа должна сделать все необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой, и чтобы они умело пользовались ею. Но воспитать любовь к природе окриком: « Не тронь! Отойди!»– нельзя. Нужен другой подход.
Большое значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Приоритет в воспитании и обучении отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности учителя и детей.
Отношение к окружающей среде – сплав знаний, чувств, действий. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогический эффект и результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды как учебной, так и внеклассной и внешкольной деятельности детей.
В заключение:
Я, пожалуй,
Не сделаю этим открытия,
Утверждая, что наша Земля – общежитие
И ее населяют,
Согласно законам,
Люди, звери,
Леса с их сиянием зеленым,
Крепнет сила людская,
Растет год от года.
Что ни день –
Умножается знаний запас.
И не мы теперь
Милостей ждем от природы,
А давно уже
Ждет их природа от нас.
Человек,
Богатырскою силой играючи,
Должен помнить про тихие жалобы заячьи,
И притом, своему, зная цену величью,
Быть в ответе за каждую песенку птичью.
И. Киселев