Классный час, посвященный празднованию 1150-летия России, по теме "Памятник тысячелетия государства российского"

Разделы: Внеклассная работа


Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, которая будет любить свою Родину. Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Одной из проблем в сфере патриотического воспитания является незнание своих корней, недостаточное понимание роли и места родного города в историческом и культурном развитии общества и государства. Для решения этой проблемы нами создана серия классных часов. Первый классный час посвящен празднованию 1150-летия России. Торжества в честь 1150-летия зарождения российской государственности открывались в Великом Новгороде. Точкой отсчета отечественной истории считается 862 год. Эта дата связана с летописным повествованием о призвании варягов.

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как князь Рюрик был приглашен славянскими и угро-финскими племенами для управления ими ради прекращения междоусобиц. Историческую дату в этом году отмечали несколько древнейших городов и поселений России. В их числе старая Ладога, Изборск, Кострома, Ростов Великий, но основное празднование было именно в Великом Новгороде.

Торжественные мероприятия начались в Софийском Соборе с божественной литургии, а затем от Собора крестный ход проследовал к памятнику «Тысячелетие России». Именно этот памятник был воздвигнут в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Поэтому для проведения классного часа посвященного этой знаменательной дате нами была взята тема: «Памятник Тысячелетия Государства Российского».

Сценарий классного часа

Приложение 1, Слайд 2

Первоначальный проект Микешина в большей степени напоминал собой «шапку Мономаха» (символ монаршей власти), окончательный вариант – колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики) и состоял из трех частей. На слайде представлен один из ранних макетов памятника и памятник в настоящее время.

Слайд 3

Памятник Тысячелетия России неоднократно изображался на монетах и банкнотах.

Первая памятная монета была выпущена в 1862 году «В память совершившегося тысячелетия России».

В 1988 году из медно – никелевого сплава тиражом 1675000 штук была изготовлена монета в 5 рублей весом 19,8 г и диаметром 35 мм.

В 2012 году в честь 150-летнего юбилея памятника и 1150-летнего юбилея зарождения российской государственности была выпущена стальная монета с латунным гальваническим покрытием номиналом в 10 рублей и тиражом 10 миллионов штук.

Примечательно не только, что памятник изображался на монетах, но и что под самим памятником схоронен клад с монетами. 28 мая 1861 года в торжественной обстановке произошла закладка Памятника. Под верхним рядом фундамента был заложен гранитный камень с вырубленным в нем углублением для бронзового ящика с доской. На доске была вырезана надпись, указывающая назначение Памятника и время его закладки. А в ящик были положены главнейшие медали, выбитые в царствование Александра II, а также золотые и серебряные монеты, отчеканенные в 1861 году.

Слайд 4

Памятник Тысячелетия России часто изображался на конвертах, марках, как правило, к юбилеям российской государственности: 1145, 1140-летию и т.д.

Слайд 5

Наружная часть пьедестала состоит из серого сердобольского гранита, тщательно отделанного полировкой, который доставлялся из Сердоболя через Ладожское озеро, а затем по Волхову в Новгород. Доставка его была связана с большими трудностями в особенности при прохождении через пороги, так как отдельные его камни были огромных размеров, весом до 2 тыс. пудов. Вокруг Памятника был устроен тротуар также из сердобольского камня, шириною около 2 м, а на расстоянии 12 м от памятника, вокруг него, на гранитном цоколе установлена бронзовая решетка, высота которой составляет около 1,2 м. За тротуаром вокруг решетки установлены шесть фонарей на бронзовых канделябрах.

Отливку 19 колоссальных фигур и барельефов в бронзе, а также бронзовой решетки по проекту профессора Боссе, и шести фонарей на бронзовых канделябрах взяла на себя петербургская фирма Никольс и Плинке.

8 сентября 1861 года состоялись торжества по поводу открытия памятника. В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство со свитой и 12 тысяч солдат и офицеров. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась.

Город был разукрашен флагами, вечером зажигалась иллюминация из 120000 шкаликов и плошек. Повсюду горели свечи, светились транспаранты, устраивались фейерверки. Особенно большой эффект представляла собой иллюминация баржи у Волховского моста. На ней стоял плакат с изображением Памятника в натуральную величину, освещенный 5000 огней.

Торжества длились три дня. В первый день церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную.

На следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, вместе с императрицей и свитой отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и публика. С памятника было снято покрывало. Это действия и было запечатлено на картине Виллевальде. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича, поэтому торжества завершились балом.

После революции монумент воспринимался как памятник самодержавию и был зашит фанерой и досками. Однако позже он снова был открыт для обозрения.

Во время Великой Отечественной войны зимой 1943 года памятник был разобран немецкими нацистами. Генерал фон Герцог приказал разобрать и вывезти памятник в Германию, чтобы сделать подарок своему другу на родине. Железной дорогой немцы успели увезти бронзовую решетку, а также бронзовые фонари, стоявшие вокруг памятника. Освобождение Новгорода советскими войсками 20 января 1944 года спасло памятник от вывоза в Германию, но разбросанные, разбитые, искореженные части памятника вызывали боль и негодование. Однако 2 ноября 1944 года восстановленный памятник вновь был открыт.

Слайд 6

Автором проекта является Михаил Осипович Микешин – талантливый график, автор живописных произведений батального жанра. Но славу Микешину принес монумент «Тысячелетие России».

Микешин родился в 1835 году в Смоленской губернии. И уже в юном возрасте проявил незаурядные художественные способности. 16-летнего юношу помещик А.А. Вонлярский привез в Петербург и устроил в Академию художеств в класс батальной живописи проф. Виллевальде. Во время нахождения в Академии Микешин был удостоен всех возможных наград, золотой медали, и звания классного художника, а также 6-летней заграничной командировки за казенный счет. Однако воспользоваться командировкой ему не удалось, так как Михаил Осипович решил участвовать в конкурсе на проект памятника, в котором приняли участие около сорока скульпторов и архитекторов.

В апреле 1859 года в печати объявили о начале конкурса. К 1 ноября в жюри поступило 53 проекта, а 25 ноября были названы три лучшие работы. Второе и третье место разделили Антипов и Горностаев, за что получили премию в 1000 рублей, а первое место, 4000 рублей премии и заказ на сооружение памятника достались 24-летнему художнику Микешину.

Вдохновленный неожиданным успехом на конкурсе и ответственным заказом, Микешин проявил незаурядные организаторские способности, сумев привлечь к исполнению монумента целую группу известных скульпторов – И. Н. Шредера, М. А. Чижова, А. Н. Лаверецкого, Р. К. Залемана, А. М. Опекушина, А. М. Любимова, П. С. Михайлова.

Слайд 7

М.О.Микешин, не имеющий опыта работы в скульптуре, привлек к разработке памятника своего сверстника и друга Ивана Николаевича Шредера.

Воспитывался Иван Николаевич в пажеском Его Величества корпусе. По окончании крымской кампании вышел в отставку с целью посвятить себя всецело скульптуре, которой занимался перед тем любительски. Он поступил в ученики в Императорскую академию художеств.

Идея создания памятника захватила Шредера. Он создал конкурсный эскиз памятника и его модель, более половины скульптурных фигур, в т.ч. группы «православие», колоссальные фигуры Петра I, Ивана III и их окружение (в соавторстве с Микешиным), на фризе – рельефная часть «писатели и художники» выполнены его руками.

Дружба художника Михаила Микешина и скульптора Ивана Шредера не выдержала испытания славой. Они вместе работали над памятником, и их заслуги были вполне соизмеримы. Однако Микешин за работу был осыпан почестями: он получил орден Владимира 4-й степени и пожизненную пенсию в 1200 рублей в год, а Шредер был награжден орденом Анны 3-й степени и только по ходатайству Чевкина перед царем получил единовременную награду в 3000 рублей.

Слайд 8

Памятник имеет следующие размеры:

Общая высота памятника около 15 м.
Высота гранитного пьедестала – 6 м.
Диаметр гранитного пьедестала – 9 м.
Диаметр шара-державы – 4 м.
Вес шара-державы – 400 пудов.
Окружность горельефа – 26,5 м.

Высота горельефа – 1,5 м.
Вес колоссальной фигуры – 150 пудов.
Высота колоссальных фигур – 3,3 м.
Высота креста на шаре-державе – 3 м.
Вес креста на шаре-державе – 28 пудов.
Вес металла памятника – 100 тонн, а вес всего памятника – 10000 тонн

Слайд 9

В верхней части памятника расположена скульптурная группа: ангел, держащий крест (олицетворение православной церкви), и коленопреклоненная женщина, символизирующая Россию. Хотя в первоначальном варианте у Микешина были два ангела.

Слайд 10

Средняя часть состоит из шара – державы – и расположенных у его подножия больших скульптурных групп. Огромный шар украшен затейливым рельефным орнаментом и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862». Вокруг державы размещено 17 фигур. Они объединены в шесть скульптурных групп, которые обозначают важнейшие этапы русской истории. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, что имеет символический смысл. Так, князья Рюрик и Владимир обращены на юг, к стольному Киеву, Иван III – на восток, к Москве, а взгляд Петра I устремлен к северной столице Российской империи – Петербургу. Дмитрий Донской представлен на юго-восточной стороне – оттуда были нашествия татар. Минин и Пожарский как бы противостоят западной угрозе Руси. Таким образом, расположение фигур государственных деятелей вокруг державы соответственно их роли в укреплении рубежей отечества аллегорически выражает значение каждого этапа русской истории.

Слайд 11

Вокруг шара шесть скульптурных групп, отражающих шесть главных эпох в истории России.

Первая группа (напротив здания музея), символизирующая «Основание Русского государства» (862 год), включает фигуру легендарного Рюрика со щитом в руке, на котором надпись «Лета 6370» (по современному календарю это 862 год – дата призвания Рюрика в Новгород).

Вторая группа изображает «Введение христианства» (988 – 989 годы): здесь представлен киевский князь Владимир с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребенка, и славянин, низвергающий языческого бога Перуна.

Третья группа, изображающая «Начало освобождения Руси от татарского ига» (Куликовская битва, 1380 год), состоит из князя Дмитрия Донского, победителя Куликовской битвы, попирающего побежденного татарина.

В четвертой группе, олицетворяющей «Основание самодержавия» (1491 год), в царских ризах и шапке Мономаха представлен великий князь Иван III со скипетром и державой в руках. Татарин на коленях протягивает царю бунчук – символ окончательной победы над Золотой ордой. Рядом лежат поверженные в битве литовец и ливонский рыцарь.

Тема пятой скульптурной группы – «Начало династии Романовых» (1613 год). Здесь представлены основатель династии царь Михаил Федорович Романов, князь Пожарский, обороняющий его мечом, и Козьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.

Шестая группа, которая изображает «Основание Российской империи» (1721 год), включает Петра I и крылатого ангела, указывающего ему путь на север, где была основана новая столица. У ног Петра поверженный швед, защищающий свое разорванное знамя.

Слайд 12

Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто – и отражать участие в жизни страны народа, таким образом, завершая триаду «народностью». Однако за нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт, который оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика – юного художника Микешина. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли.

Но кого поместить на горельеф? Это был один из сложных вопросов. Автор памятника понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Поэтому он обратился к самым видным людям России – авторитетным ученым, историкам, писателям – с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Однако окончательный выбор все равно был за автором.

Так в нижней части монумента появился горельеф, на котором помещены фигуры 109 исторических деятелей. Персоны разделены на 4 отдела и расположены в хронологическом порядке. На восточной стороне памятника находится группа «Государственные люди», состоящая из 26 фигур. На северо-восточной стороне памятника – группа из 36 фигур: «Военные люди и герои». Далее следует отдел «Писатели и художники», состоящий из 16 фигур. На юго-западной стороне памятника 31 фигура образует отдел «Просветители».

Слайд 13

Отдел Государственных людей начинается фигурами Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Далее идут князья великого княжества Литовского: Гедимин, Ольгерд, Витовт. Эпоху царствования Ивана IV представляют Иван III, Сильвестр, протопоп, Анастасия Романовна, первая жена Ивана IV, Адашев, окольничий. Самого Ивана IV на памятнике нет, т.к. он слыл в народе свирепым правителем, и Микешин справедливо рассудил, что неправильно помещать царя на памятнике в городе, в котором он в 1570 году учинил чудовищную расправу.

Слайд 14

Далее представлены в окружении своих сподвижников правители дома Романовых. Цари Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр I представляют XVII и начало XVIII века. Екатерина II в окружении Потемкина и Бецкого представляет вторую половину XVIII века; Александр I и государственный канцлер Кочубей; Николай I, Сперанский и генерал-фельдмаршал Воронцов – представители начала XIX в.

Слайд 15

Группа «Военных людей и героев» наиболее многочисленная, состоит из 36 фигур. Герои представлены князьями, полководцами конца XV – начала XVI вв. и выходцами из народа, внесших большой вклад в защиту Отечества. Отдел открывается фигурой Киевского князя Святослава Игоревича. Здесь же находятся князья Александр Невский, Дмитрий Донской, Дмитрий Пожарский, Довмонт, Галицкий, Воротынский.

Затем Марфа Борецкая, Ермак Тимофеевич, Козьма Минин, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий.

Слайд 16

Военные люди представлены полководцами и флотоводцами XVIII – XIX веков. Здесь мы видим генерал – фельдмаршала Шереметьева, графа Орлова-Чесменского, Суворова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Корнилова, Нахимова и других.

Слайд 17

Отдел Просветителей на горельефе Памятника начинается с юго-западной стороны, под колоссальной фигурой Владимира Святославича и состоит из 31 фигуры. Многие имена нами сегодня забыты, но некоторые нам очень хорошо известны. Это Кирилл и Мефодий – выдающиеся славянские просветители, Савватий и Зосима – основатели Соловецкого монастыря, Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиева монастыря (и покровитель учащихся), первый митрополит Иона, публицист и писатель Максим Грек, заслугой которого является перевод библейских книг и создание княжеской библиотеки, летописец Нестор (один из авторов «Повести временных лет»), русский государственный деятель, а также просветитель и меценат, основавший ряд больниц, школ, богаделен Федор Михайлович Ртищев, патриарх Московский Никон, провел ряд реформ, что привело к расколу церкви, именно благодаря ему крестное знамение стали совершать тремя перстами.
Слайд 18

Следующая группа из 16 фигур условно названа «Писатели и художники», однако здесь мы можем видеть и создателя русского театра Федора Волкова, и автора проекта и строителя здания Академии художеств в Петербурге Кокоринова, и композиторов Михаила Глинку и Дмитрия Бортнянского. Больше всего в этой группе представителей художественного слова: Ломоносов, Фонвизин, Державин, Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь. Художников представляет Карл Брюллов.

На памятнике Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: Гоголь и Лермонтов стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин – «наше все» – над ними возвышался. Это в какой-то степени отражает отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века.

Слайд 19

Среди видных деятелей, изображенных на памятнике, есть люди, которые непосредственно связаны с Новгородом.

Князь Владимир до княжения в Киеве 8 лет княжил в Новгороде. При Владимире христианство было объявлено государственной религией, поэтому на памятнике он изображен в великокняжеском одеянии, с крестом в правой руке, левой рукой указывает на купель, как бы призывая народ к крещению.

Рюрик – основатель русской государственности, князь новгородский, родоначальник царской династии Рюриковичей.

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, кривичи, ильменские словене был призван княжить в Новгород. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Александр Ярославич Невский, новгородский князь – крупный политический деятель, дипломат и великий полководец XIII века, национальный герой, чье имя свято хранит весь русский народ. В 1240 г. Александр Невский разгромил шведов на Неве, в 1242 г. в сражении на Чудском озере одержал над врагом блестящую победу, уничтожив многочисленное его войско. Незаурядные дипломатические способности Александра Невского проявились в отношении к ханам Золотой Орды. Чтобы не навлекать на свою землю беды, он был вынужден при помощи разных подачек и небольших уступок поддерживать с Ордой миролюбивые отношения, ибо русское государство тогда еще было не в состоянии дать этому врагу открытый решительный отпор.

Слайд 20

Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский,– видный церковный и общественный деятель (поэтому изображен на горельефе сидящим, в полном архиепископском облачении), ученый, поэт (правой рукой поддерживает на коленях книгу), сторонник петровских преобразований, сподвижник Петра I в борьбе с реакционным духовенством. Он участвовал в написании «Истории Петра Великого», одним из первых людей России вел научные наблюдения, пользовался микроскопом и телескопом.

Ярослав Мудрый был князем Ростовским. После смерти Вышеслава Владимир отправил на княжение в Новгород своего сына Ярослава. Ярослав прибыл в Новгород в 1011 году и поселился в самом Новгороде в отличие от своих предшественников, которые селились на Городище близ Новгорода. Его княжий двор располагался на Торговой стороне, место это до сих пор называется «Ярославо дворище». Новгородским князем Ярослав числился с 1010 по 1034 год, хотя с 1016 года был великим князем Киевским. О новгородском периоде Ярослава мудрого известно очень мало.

Марфа Борецкая, вдова новгородского посадника Исака, изображена в одежде боярыни с поникшею головой, у ног ее разбитый вечевой колокол, символ падения Новгородской боярской республики.

Марфа «посадница» (таково утвердившееся за ней прозвище, хотя она посадницей никогда не была) в последние дни независимости Новгорода возглавляла группу боярства и крупного купечества, не желавших присоединения Новгорода к Москве; дом Марфы был местом бурных сходок, центром интриг, направленных против Москвы и ее сторонников. Новгородское боярство во главе с Марфой и ее сыновьями Дмитрием и Федором решилось на предательский акт признания зависимости Новгорода от Литвы. Но после разгрома новгородцев Иваном III в 1471 г. на Шелони, а затем окружения его войсками в 1477 г., Новгород вынужден был присягнуть Ивану III. Вечевой колокол был снят, посадничество упразднено, Марфа отправлена в Нижегородский монастырь, где и умерла.

Слайд 21

Представьте себе такую невозможную ситуацию: перед реконструкцией памятника Тысячелетия России Министерство Культуры приняло решение о замене 5 фигур на памятнике фигурами новгородских исторических деятелей.

Кого бы вы хотели увидеть на памятнике?

Работать вы можете индивидуально или в парах. В течение месяца вам предстоит поработать в библиотеке, в интернете и отобрать три кандидатуры, заслуживающие, на ваш взгляд, чести быть запечатленными на памятнике.

Через месяц отчет о проделанной работе вы должны представить в виде презентации, и мы как на «микешинских четвергах» обсудим кандидатуры и выберем пять самых достойных граждан Великого Новгорода.