Урок города "Белозеров Петр Дмитриевич ‒ основатель школьного музея "Память""

Разделы: Внеклассная работа


Цели: ознакомление с историей создания музея, с биографией основателя музея П.Д.Белозёрова, воспитание патриотических чувств к Родине, привитие любви к родному городу, родной школе.

Задачи: способствовать воспитанию чувства уважения к старшему поколению и чувства гордости за свой город, свою школу, заинтересовать детей работой поисковой группы музея с целью их дальнейшего привлечения к работе.

Форма проведения: урок-экскурсия.

Участники: обучающиеся 2А класса.

Место проведения: музей школы №24.

Оформление: портрет Белозерова П.Д., даты его жизни и смерти, карта поездок по местам боевой славы, фотографии.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, тесты «Летопись школы № 24», памятки « История создания школьного музея», видеокассета с фильмом «Воспоминания о П.Д.Белозёрове», экспонаты музея.

Музыкальное оформление: звучит «Вальс школы №24» (музыка и слова А.Ю.Ивановой).

Ход урока

1. Вступительная беседа учителя

Ребята, второй год мы с вами работаем над выполнением программы «С любовью к городу». В прошлом году мы оформили вот эту папку, чтобы не забыть о тех делах, в которых принимали участие. Мы с вами посещали музей изобразительного искусства при ШКОЛЕ ИСКУССТВ (показываю фотографии).

– Вспомните, что вы там видели?

– Сегодня мы тоже находимся в музее. Посмотрите вокруг себя.

– Что вы видите в этом музее?

– Какие мысли у вас возникают при этом?

– Какие чувства испытываете?

Мы приходим сюда уже не первый раз. И каждый раз узнаем что-то новое.

2. Проверка знаний, полученных в последнее посещение школьного музея «Память»

– Давайте, ребята, вспомним, что вы узнали из последнего посещения школьного музея. (Летопись школы №24)

– Скажите, вы хорошо запомнили летопись нашей школы? Давайте проверим себя.

– Перед вами лежат листочки с тестом, который так и называется «Летопись школы №24».В нем 9 вопросов, на каждый дано 3 ответа. Вам надо выбрать правильный ответ и написать букву в таблицу под номером вопроса.

Заполнение теста под руководством учителя. (Приложение 1)

Самопроверка.

– Поднимите руку, кто выполнил тест без ошибок?

– Допустил 1–2 ошибки? Молодцы!

– Оставьте эти тесты себе. Дома покажите их своим родителям. Я, думаю, им будет интересно узнать об истории школы, в которой учится их ребенок.

– Ребята, я очень рада, что вы хорошо запомнили летопись нашей школы, значит, вы любите её, дорожите её честью и, думаю, будете заботиться о ней всегда.

– А как мы можем заботиться о школе, о родном городе уже сейчас?

Ответы детей: Не сорить, убирать мусор, не портить мебель, игровые площадки, сажать деревья и цветы, хорошо учиться, участвовать во всех мероприятиях школы и города.

– Ребята, послушайте, пожалуйста, какие красивые стихи о нашей школе написала наша бывшая ученица и учительница Иванова А.Ю.

Чтение стихотворения детьми.

Ученик 1:

Свет родного города
Озарил дома,
На улице Институтской
Школа есть одна.
Счастьем наполняются
В ней детские сердца.
Школа двадцать четвертая
Звенит звонок с утра.

Ученик 2:

Белою лебедушкой
Ты стоишь в тиши.
В окнах ясных светятся
Глубь твоей души.
Ты для нас родной причал,
Трудный путь к добру
Школа, школа –
Мы пред тобой в долгу.

Ученик 3:

Знания, умения
В стенах ты хранишь.
К творчеству влечение
В нас благословишь.
Мамой доброй стали нам
Все учителя.
Учат верой – правдою
Учат на века.

– Ребята, Анна Юрьевна написала и музыку к этим стихам. Так появился «Вальс школы 24», который всегда теперь звучит на всех выпускных балах нашей школы. (Включается фонограмма.)

(Обмен впечатлениями об услышанном.)

3. Физкультминутка

Проводится игра «Будь внимательным».

4. Сообщение темы и целей урока

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь?

– Мы, действительно, будем говорить с вами и о ветеранах войны, и о военных подвигах 376 Кузбасско – Псковской дивизии, но сегодня, ребята, мы поближе познакомимся с человеком, который создал этот музей

и имя, которого он носит. Речь пойдет о Петре Дмитриевиче Белозерове. (Показываю фотографию.)

– Ребята, вы знаете, что сначала наш музей находился в другом помещении. Сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое и поближе познакомимся с человеком, который его создал.

Показ фрагмента фильма «Воспоминания о Белозерове П.Д.».
Обмен впечатлениями.

– Ребята, которые помогают сегодня мне проводить этот урок, заранее побывали в музее. Давайте послушаем, что они узнали об этом человеке. Слушайте внимательно и запоминайте. В конце урока будет проведена викторина, где эти знания вам понадобятся.

Выступления ребят.

– А сейчас, ребята, зав. музеем Плотникова И.В. подробнее расскажет биографию Петра Дмитриевича, покажет его личные вещи и боевые награды.

Выступление учителя истории.

Учитель: Ребята, и мне, и Ирине Владимировне посчастливилось знать этого удивительного человека. Мои сыновья тоже учились в нашей школе и входили в состав поисковой группы. Они ни один раз совершали вместе с Петром Дмитриевичем поездки по местам боевой славы. И самые теплые, самые нежные воспоминания у них были связаны с Петром Дмитриевичем. Они удивлялись его энергичности. Ведь сколько сил нужно было приложить этому уже немолодому человеку, чтобы организовать эти поездки. Ребята удивлялись: Сколько у него друзей в разных городах. Они приезжали в город и везде их тепло встречали, организовывали экскурсии, провожали.

Всё, казалось, происходило само собой. И только белая шляпа, которую носил Петр Дмитриевич, мелькала впереди и говорила о том, что все это происходит не повелению волшебной палочки, а благодаря этому замечательному человеку.

Рефлексия.

– Ребята, что интересного вы узнали сегодня о Петре Дмитриевиче Белозерове?

– Каким вы представляете себе этого человека?

– Какие человеческие качества вам в нем понравились?

– Хотели ли бы вы походить на него?

Викторина «Таким он в памяти остался»

(Закрепление и обобщение знаний.)

Домашнее задание

(Дети сами себе его придумали.)

Ученики: Ирина Владимировна, мы знаем, что когда школе исполнилось 70 лет, музей начал работать над восстановлением истории нашей школы. Мы, ученики 2 А класса, тоже хотим внести свой небольшой вклад.

Ко дню рождения школы мы оформим альбом, в который поместим наши рисунки и сочинения по теме «Школа – наш дом». А еще обязательно подключим своих родителей, которые были выпускниками нашей любимой школы. (Детям вручаются памятки. Приложение 2)