Программное содержание: упражнять в ползании на животе по гимнастической скамье; тренировать в перебрасывании мяча, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, моторику; обобщать и уточнять знания детей о деревьях; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой; развивать воображение и фантазию.
Ход занятия
I. Вводная часть
Инструктор.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
Вот такими красивыми словами можно описать лес. Давайте и мы с хорошим настроением, с улыбкой прогуляемся по лесу, полюбуемся его красотой и будем знакомиться с его обитателями.
Отправляемся в поход.
Много нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом Друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились. Кружение на носках на месте
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся
На носочках мы пойдем, Ходьба на носочках
На тот берег попадем.
Дальше – глубже в лес зашли, Руки вверх – хлопок над головой,
Налетели комары Руки вниз – хлопок другой.
Комаров всех перебьем Перешагивание по брусочкам через ручеек
И к болоту подойдем.
Перейдем преграду вмиг
И по кочкам прыг, прыг, прыг.
Прыгать дружно мы умеем, Прыжки на двух ногах, руки на поясе
Прыгать будем мы смелее.
Раз и два, раз и два –
Позади уже вода.
Под кустом бродить не страшно
И под елкой не темно. Ходьба на четвереньках
Друг за другом успевайте,
Только ветки не сломайте.
Вдруг мы видим у куста Ходьба с наклонами, имитация движений по тексту
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Дальше по лесу шагаем Ходьба на внешней стороне стопы
И медведя мы встречаем,
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Лес дремучий, ниже ветки,
Испугались наши детки. Ходьба на коленях
На коленях поскорей
Страшный путь преодолей.
Зайчик быстрый скачет в поле, Прыжки на двух ногах с продвижением вперед
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Голову не опускаем, Спокойная ходьба друг за другом
Дышим ровно, глубоко,
Видишь как идти легко. Упражнение на дыхание
II. Основная часть.
1. Общеразвивающие упражнения (с листьями)
1) И.п. – ноги слегка расставлены, ступни параллельны, листья внизу. Выполнение: на счет 1-2 – поднять правую руку с листиком вверх, левую отвести до отказа назад, на счет 3-4 – поднять левую руку вверх, правую вниз – назад. Сменить положение рук. После паузы повторить в быстром темпе. (8 раз)
2) И.п. – ноги слегка расставлены. Выполнение: на счет 1-2 – поднять руки с листьями через стороны вверх, посмотреть на них, на счет 3-4 – наклонить туловище вправо, руки прямые, голову прямо, на счет 5-6 – выпрямиться, руки с листочками вверх, на счет 7-8 – через стороны опустить листочки вниз. Тоже с наклоном в левую сторону. (8 раз)
3) И.п. – ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки с листочками вверху. Выполнение: на счет 1-2 – наклониться вперед, не сгибая ног, положить листочки на пол перед собой, на счет 3-4 – выпрямиться, руки за голову, хорошо прогнуться, на счет 5-6 – наклониться, взять листочки, на счет 7-8 – выпрямиться, поднять листочки вверх. (8 раз)
4) И.п. – о.с. Выполнение: на счет 1-2 – поднять листочки вверх, правую ногу отвести назад на носок, на счет 3-4 – опустить листочки, ногу приставить. То же, только отвести левую ногу. (8 раз)
5) И.п. – о.с. Выполнение: на счет 1-2 – присесть на носках, колени врозь, спина прямая, руки с листочками вперед, на счет 3-4 – и.п. (8 раз)
6) И.п. – о.с. Выполнение: на счет 1-8 – прыжки ноги врозь – руки в стороны, на счет 9-16 – ходьба на месте. (4 раза)
7) «Улетают птицы» – упражнение на дыхание. И.п. – ноги слегка расставлены.
Выполнение: на счет 1-2 – глубокий вдох носом, на счет 3-8 – максимально долгий выдох с произнесением слов «На ю-у-у-у-у-у-г». (2 раза)
А теперь постарайтесь отгадать мои загадки:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, ее клюют. (Рябина)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Я дерево с цветом душистым,
Даю я прохладу и тень,
Под кроной моей отдыхают
В безветренный знойный день. (Липа)
Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом – мохнатые,
Зимой – сучковатые. (Березы)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
Все загадки вы отгадали верно. А теперь давайте представим себя листочками и поиграем с ветром.
Мы листики осенние, Дети идут по кругу, руки в стороны, вверх
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели, Бегут по кругу, машут руками.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. Приседают, руки опускают на пол.
Ветер снова набежал Поднимаются, движения руками вправо-влево.
И листочки все поднял.
Закружились, полетели Кружатся на месте.
И на землю снова сели. Приседают.
А как животные любуются лесом? Сейчас мы это узнаем.
- «Ёжик бежит, листья несет».
Ползание на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками. (2 раза).
- «Беличий волейбол»
Перебрасывание мяча друг другу (по 10 раз каждому ребенку) 2 раза.
3. Подвижная игра «Шишки, желуди, каштаны».
Условия игры. Дети делятся на 3 команды. Одна называется «Шишки», другая – «Желуди», третья «Каштаны». У каждой команды есть свой «дом» – «дерево» (кегля), на котором созревают вышеназванные плоды. По команде «Деревья качаются, плоды осыпаются!» – дети врассыпную разбегаются по залу. По команде «Быстро к дереву беги, свое дерево найди!» – дети должны построиться в колонны за своим «деревом» (кеглей).
4. Релаксация
1) «Солнышко». Представьте, что вы – деревья. Деревья тянутся к солнышку каждой веточкой, каждым листиком. (Дети вытягивают руки вверх, поднимаются на носочки, шевелят пальцами).
2) «Ветерок». Но вот подул ветерок, веточки и листики шевелятся и раскачиваются. (Дети раскачиваются, раскачивают вытянутые вверх руки вправо и влево).
3) «Ветер усилился». Ветер дует сильнее, но корни в земле. (Дети сильнее раскачиваются).
4) «Дождь». Пошел дождь, и капли застучали по листикам и веточкам. (Дети встают друг за другом и пальцами похлопывают по спине впереди стоящего ребенка).
5) «Пожалеем!» Деревьям жалко друг друга. (Дети поглаживают друг друга по спине).
6) «Солнышко». Дождь закончился, деревья сбросили лишнюю влагу (дети встряхивают руками) и опять потянулись к солнцу. (Вытягивают руки вверх и шевелят пальцами – листочками).
III. Заключительная часть.
Спокойная ходьба по залу.