Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!
Эразм Роттердамский
Представленные методические рекомендации по применению презентации к уроку «Строение клеток живых организмов» по биологии в 9 классе («Биология. Введение в общую биологию и экологию». Учебник для 9 класс. Каменский А.А. и др. под ред. ПасечникаВ.В.). Они могут использоваться в качестве пособия для учителей, ведущих курс биологии в средней общеобразовательной школе (базовый уровень). Содержание урока опирается на государственный образовательный стандарт.
Цели: Обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях основных частей клетки; определить их взаимосвязь; рассмотреть особенности строения и функций клеток прокариот и эукариот.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Место урока в курсе биологии 9 класса: данный урок восьмой в теме «Клеточный уровень».
Оборудование:
- Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение клеток прокариот и эукариот, растений и животных.
- Компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Строение клеток живых организмов.
- На каждой парте - конверт с набором рабочих листов, книга с тестовыми заданиями, оценочный лист на каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент
Ученики занимают рабочие места, учитель приветствует класс, проверяет готовность к уроку.
II. Актуализация знаний.
Учитель акцентирует внимание на цели урока, мотивирует познавательную деятельность учащихся (слайд №1).
Вступительное слово учителя:
Несколько уроков тому назад мы начали изучать тему знакомую нам с 6 класса. Что это за тема? (ответы учеников).
Да, цитология – наука, изучающая строение, функции и эволюцию клеток. Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, построены из клеток и могут быть одноклеточными или многоклеточными. Клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле. Клетки различных организмов (растений, животных, грибов) внешне не очень похожи друг на друга. Но что общего, казалось бы, между нейроном нашего мозга, стрекательной клеткой гидры, инфузорией и клеткой листа березы? (ответы учеников). Да, между этими и всеми другими клетками гораздо больше сходства, чем различий.
На протяжении 7 уроков мы узнали много нового о сложном строении клеток прокариот и эукариот, об истории открытия и создании клеточной теории.
Сегодня на уроке мы с вами подведем итоги нашей работы, обобщим полученные знания, докажем, что клетка имеет определенную структурную организацию, повторим строение и функции органоидов, сравним строение прокариотических и эукариотических клеток. (слайд №2)
Затем учитель проводит вводный инструктаж.зоцениваться работа будет в баллах. оценочный лист,в котором отражены основные этапы и максимальное число баллов на каждом этап
Итак, сегодня вам предстоит сдать зачет по изученной теме. Он будет проходить в форме игры «Покорение вершины знаний», в которой 5 этапов. Оцениваться работа будет в баллах.
На партах у каждого ученика находится оценочный лист (приложение №1), в котором отражены основные этапы и максимальное число баллов на каждом этапе.
Учащиеся подписывают оценочные листы.
III. Основная часть.
1 этап. «Определите по изображению органоиды клетки»
Учитель демонстрирует слайд, на котором изображены органоиды клетки (слайд №3а).
Учащиеся работают парами, они достают из конверта с раздаточным материалом соответствующий слайду рабочий лист №1 (приложение №2), обсуждают задание и подписывают название органоидов.
Учитель демонстрирует следующий слайд (слайд № 3б) с ответами, учащиеся проверяют правильность выполнения задания и проставляют баллы в свой оценочный лист (за каждый верный ответ начисляется 1 балл – максимальное количество – 11 баллов).
2 этап «Определите тип клетки и подпишите органоиды каждой из них»
На экране демонстрируется слайд с двумя вариантами клеток эукариот. (слайд №4).
Учащиеся работают по вариантам, они достают из конверта рабочий лист № 2 (приложение №3) и выполняют задание: определить и указать на рисунке органоиды, характерные для животной клетки – 1 вариант, растительной клетки – 2 вариант.
Учитель демонстрирует слайды с ответами (слайды № 5, 6), учащиеся проверяют вариант работы соседа по парте, полученный результат обсуждают, оценивают и проставляют баллы в оценочный лист. (За каждый верный ответ начисляется 1 балл – максимальное количество – 10 баллов).
3 этап «Установите соответствие рисунков органоидов их строению и функциям» (слайд №7).
Учащиеся возвращаются к рабочему листу №1 (приложение №2), где осталась незаполненная колонка клеток под заголовком «функции». Получив набор цветных листков, с написанными на них функциями (приложение №4) и обсудив задание, дети парами распределяют и приклеивают цветные листки в соответствующие им клетки рабочего листа.
Затем идет проверка правильности выполнения работы по слайдам № 8-18. Ученики полученный результат обсуждают в парах, оценивают ответы и проставляют баллы в оценочный лист. (За каждый верный ответ начисляется 1 балл – максимальное количество – 11 баллов - получает каждый в паре).
4. этап « Сравнительная характеристика клеток».
Учитель демонстрирует слайд №19.
- 1 вариант – сравнить клетки эукариот и прокариот, указать пять отличий.
- 2 вариант – сравнить клетки растений и животных, указать пять отличий.
Учащиеся получают рабочий лист с заданием (приложение № 5), обдумывают ответ (по желанию ученика ответ можно записать в рабочий лист №3) и отвечают, проговаривая ответ на поставленный вопрос, соседу по парте.
Происходит обсуждение, исправление ошибок и оценивание работы. В случае затруднения оценивания результата ответа учащиеся обращаются к слайду № 20,21 с ответами на экране.
(За каждый верный ответ начисляется 1 балл – максимальное количество – 5 баллов).
5 этап - заключительный (слайд №22)
Выполнение тестовой работы [2]
Тестовая работа выполняется индивидуально каждым учащимся в рабочем листе №4 (приложение №6).
2 варианта тестов содержит разно уровневые задания по теме.
Проверка тестов осуществляется учителем после завершения урока и озвучиваются на следующем занятии, поэтому окончательные итоги данного урока будут подводены позднее.
Итоги урока. (Рефлексия) (слайд №23).
Учащиеся подсчитывают общее количество полученных баллов. Озвучивают вопросы, вызвавшие затруднения при ответах и оценивают свои знания, выставляя в оценочный лист отметку за качество своей работы на уроке (самоценка).
Учитель отмечает успешное преодоление вершины знаний по данной теме.
Спасибо за урок! (слайд №24).
Используемая литература:
- Биология. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах - СПб.: Тригон, 2007.
- Гекалюк М.С. Биология 9 класс. Тесты.- Саратов: Лицей, 2012.
- Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 класс. и др. под ред. ПасечникаВ.В - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. ;
- Кириленкова В.Н., Обухов Д.К. Клетки и ткани: методическое пособие для учителя - М.: Дрофа, 2007.
- Ляшенко Н.В. и др. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока - Волгоград: Учитель, 2011.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под. Ред. Полат Е.С. - М.: Академия, 2000.
- Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе - М.: Сентябрь, 1996.