Направленность - коллективное занятие по рисованию.
Возраст детей - старший дошкольный возраст 5-6 лет.
Место проведения - группа, изостудия.
Задачи.
- Учить детей рисовать птиц по схеме в разных положениях.
- Передавать особенности внешнего вида птиц, частей тела, величины, цвет.
- Свободно пользоваться кистями двух размеров, для передачи мелких деталей.
- Совершенствовать навыки рисования концом кисти.
- Закрепить навыки смешивания краски “белая, черная” для получения серого цвета.
- Правильно располагать рисунок на листе.
Оборудование и материал: большое панно “зимнего дерева”. Разрезанное на листы форматом А-4 по количеству детей. Магнитофон, диск с записью “голоса птиц” Иллюстрации с зимующими птицами, загадки, схемы птиц. Конструктор “Сложи птицу”, гуашь, кисти двух размеров, палитра.
Содержание
Дети входят в изостудию или в группу, садятся на стульчики. Воспитатель включает музыку “голоса птиц”.
- Ребята, давайте закроем глаза и представим, кто это в зимнем лесу ведёт беседу? Дети слушают музыку.
В это время воспитатель расставляет иллюстрации с изображением птиц. Спрашивает:
- Кто что представил? (Ответы детей)
Воспитатель.
А сейчас я буду загадывать загадки, вы должны будете их не только отгадать, но ещё найти и показать эту птицу на картинке.
Маленький мальчишка
В сером ярмечишке.
По дворам шныряет.
Крохи собирает. (Воробей)
Кто отгадал первым, показывает иллюстрацию воробья.
Воспитатель.
- Воробей какой? (Ответы детей).
- Какого он цвета? (Ответы детей).
Воробьи, ребята, всегда летают стайкой. Вместе легче заметить опасность. Слушайте следующую загадку.
Красногрудый, чернокрылый.
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут, как тут. (Снегирь).
Ребёнок показывает иллюстрацию снегиря.
- Почему вы решили, что это снегирь? (Ответы детей).
Воспитатель.
Красавец снегирь прилетает к нам перед первым снегом. И народ заметил, снегири прилетели – значит завтра, послезавтра пойдёт снег. Почти, так всегда и бывает. Слушайте следующую загадку.
Спинкою зеленовата.
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).
Ребёнок находит и показывает иллюстрацию синицы.
- Синица большая или маленькая? (Ответы детей).
- Какого она цвета? (Ответы детей).
Читаю следующую загадку.
Непоседа пёстрая.
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).
Ребёнок находит и показывает сороку.
- Почему вы решили, что это сорока? (Ответы детей).
- Какой у неё хвост? (Ответы детей).
- Какого она цвета? (Ответы детей).
Осталась у нас у нас с вами одна картинка. Слушайте про эту птицу загадку.
Окраской серовата,
Повадкой воровата.
Крикунья хрипловатая,
Известная персона
Кто она? (Ворона)
- Ворона какая? (Ответы детей).
- Какого она цвета? (Ответы детей).
Молодцы все загадки отгадали.
- А как можно сказать одним словом, какие это птицы? (Ответы детей).
А сейчас предлагаю немного подвигаться. Подойдите все ко мне и встаньте в рассыпную.
Физкультурная минутка
Сел на ветку снегирёк – руки к плечам, в стороны, помахать руками.
Брызнул дождик – он промок – присесть и сжаться в комочек.
Ветерок подул слегка – плавно помахать руками над головой
Предлагаю детям подойти к панно. (Нарисованное зимнее дерево)
Согласитесь, что без птиц было бы скучно в лесу.
- Посмотрите, на нашем дереве кого не хватает? (Ответы детей).
Сейчас каждый из вас выберет себе лист и сядет на своё место. Прежде чем вы начнёте рисовать, давайте рассмотрим схему, как рисуются птицы.
Задаю детям вопросы.
- Из каких частей состоит птица? – ответы детей.
- Какой формы туловище?- ответы детей.
Ребята, голова у птицы должна быть меньше туловища.
- На голове есть что?- ответы детей.
- Какой формы крылья? – ответы детей.
- На что похож хвост? – ответы детей.
- Сколько ног у птиц? – ответы детей.
- На что они похожи? - ответы детей.
А сейчас мы поиграем. Возьмите с подноса детали птиц и сложите птицу которая летит, сидит боком “ обращаю внимание детей на то сколько в этих положениях видно у птиц крыльев”. Обведите пальцем каждую деталь. Подумайте, какую птицу вы будете рисовать и приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей.
После завершения работы, дети несут свои рисунки и мы все складываем обратно зимнее дерево.
- Ребята, посмотрите сколько птиц прилетело на наше дерево.
Оценка детских работ.
Несколько детей рассказывают каких птиц они нарисовали. Почему? Предлагаю детям повесить это зимнее дерево в группе.