Авторская программа по работе с детьми дошкольного возраста "Знакомство с окружающим миром" с региональным компонентом в летний период

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Экологическая культура - неотъемлемая часть воспитания современного человека. Взаимоотношения с окружающей средой формируются в раннем детстве под влиянием, как воспитания, так и регионального компонента.

Природа Татарстана многообразна, богата и уникальна по своему составу. Общаясь непосредственно с представителями местной флоры и фауны, знакомясь с государственными охранными мероприятиями, проводимыми в республике, дети приобщаются к основам экологической культуры.

Пояснительная записка

Основная цель комплексной программы по ознакомлению с окружающим миром с использованием регионального компонента в летний период формирование экологического сознания дошкольников.

- бережного отношения к живой и неживой природе.

- воспитание милосердия, доброты, умения отстаивать свою точку зрения.

- воспитывать умение творчески подходить к решению экологических задач.

Программа включает в себя три направления-организационно-педагогическая работа, работа с детьми, сотрудничество с Кичкетанским государственным заказником.

Разработана с учетом национального компонента, национально-культурных особенностей Татарстана.

Особое внимание уделяется формированию бережного отношения к окружающей среде, пониманию того, что человек часть природы и несет за нее свою ответственность.

Летний период-прекрасное время для закрепления знаний, полученных на различных занятиях во время учебного года, в т .ч. и двигательных навыков(лазания, ходьбы, ползания, бега). Дети имеют возможность наблюдать, рассматривать, трогать, ощущать различные запахи, а также собрать природный материал для дальнейшего использования на занятиях.

Занятия организуются по 1 часу 4 раза в неделю. Для этого используются различные формы работы: сюжетные и ролевые игры, наблюдения, зарисовки.

На занятиях по физкультуре, ИЗО, лепке, ручному труду и т.д. дети могут использовать объекты растительного и животного мира, что способствует развитию эмоциональности детей, учит их творчески мыслить.

Занятия программы строятся в тесной взаимосвязи с особенностями регионального компонента , включают татарские национальные праздники, приметы, загадки. Взаимодействие с сотрудниками государственного заказника дает детям понимание значимости охраны окружающей среды, возможность реального участия детей в природоохранных мероприятиях.

Содержание направлений работы

I. Организационно-педагогическая работа (с 01.06 по 31.08)

1) ежедневные занятия на свежем воздухе (по 30-40 мин.)

2) физкультурные занятия – 3 занятия в нед.

3) музыкальные занятия – 3 занятия в нед.

Повышение уровня экологических знаний педагогов в рамках сотрудничества с государственным заказником.

Пропаганда экологического сознания среди родителей. Создание с их помощью экологических уголков на игровой площадке.

Организация экологических экскурсий, мероприятий и праздников.

II. Работа с детьми

Июнь.

  1. Утренник, посвященный “Дню защиты детей”
  2. Татарский национальный праздник “ Сабантуй”
  3. Мероприятие с родителями, посвященный “Дню памяти и скорби”
  4. Экскурсия в Кичкетанский государственный заповедник
  5. Решение экологических задач с использованием элементов ТРИЗ

-“Как найти чистую питьевую воду?”

-“Спасаемся от дождя”

-“Как летает жук?”

-“Ты откуда , молния?”

-“Почему радуга не падает?”

-“Откуда жемчуг на траве?”

-“Почему летом солнце жаркое?”

Июль.

1. Месячник “Быть здоровым здорово!”

  • 1 неделя. Купаемся и загораем.
  • 2 неделя. Сбор целебных трав.
  • 3 неделя. Поход к роднику.
  • 4 неделя. Экскурсия в заказник “Этот пахучий и свежий медок!”

2. День босохождения “Топ, топ босиком!”

3. День недосказанной сказки.

4. Поход в парк

Наблюдение

- “Белочка на дереве”

- “Кто стучит на ветке”

- “Кукушечка, покажись”

- “Где спряталось эхо?”

5. Загадывание загадок про обитателей леса.

Август.

1. Путешествие по экологической тропе.

2. Праздник “Во лесу ли в огороде”.

3. Экскурсия в заказник.

4. Утренник, посвященный “Дню Республики Татарстан”

5. Наблюдения и труд в природе.

-“цветочная поляна”

-“сладкая ягодка”. Сбор ягод.

-“отчего желтеют листья?”

-“собираем шишки и желуди”

-“собираем семена”

-“серебряная водичка”

III. Работа в заказнике

1) ознакомление детей с организацией работы в заказнике.

2)организация наблюдений за редкими птицами и животными.

3) изготовление поделок из природных материалов в подарок сотрудникам заказника.

Приложение.

Использованная литература

  1. Васильева С. Тематический словарь в картинках. Мир растений и грибов. Фрукты. Овощи. - Издательство “Школьная пресса”, 2012.
  2. Владимирская Л.А. От осени до лета. - Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. - И.П. Лакоценина, 2010.
  4. Крылова О.Н. Я узнаю окружающий мир - Экзамен, 2012.
  5. Липская Н.М. Познаю мир: родная страна. Для детей 5-6 лет в 2-х частях. - Эскмо-Пресс.
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду - М: Просвещение, 2006.
  7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М: Мозаика-Синтез, 2010.