Цель урока: Приобретение знаний о конкретных технических устройствах, созданных людьми для удовлетворения своих потребностей на основе открытых законов.
Задачи урока:
- Изучить устройство, назначение водопровода и поршневого жидкостного насоса.
- Закрепить знания на расчет числовых значений физических величин в конкретных ситуациях.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, СД диск “Библиотека наглядных пособий по физике” 7-11 кл. от “1С:Образование 3.0” (Дрофа, Формоза) и презентация (с набором слайдов, подготовленных к уроку).
Демонстрации:
- Презентация.
- Компъютерная анимация “Принцип действия насоса” (СД-диск “Библиотека наглядных пособий по физике” 7-11 кл. от “1С:Образование 3.0”).
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин).
2. Повторение изученного. Фронтальный опрос-беседа (10-15 минут).
Учитель: Отгадайте две загадки (учитель читает загадки, а на экране демонстрируются слайды из презентации):
1 слайд (мужчина на скале)
Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать.
А какие есть приборы,
Чтоб давленье измерять?
(отв. барометр)
смена слайда
2 слайд (изображение барометра)
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
(отв. барометр)
Учитель: Что же такое барометр?
Ученик: Барометр-это прибор для измерения атмосферного давления.
смена слайда
3 слайд (водяной барометр Паскаля)
Учитель: (учитель вызывает ученика к доске)
На рис. изображен водяной барометр Паскаля. Чему равна высота столба воды в этом барометре при нормальном атмосферном давлении?
Ученик: (решает задачу, делая необходимые записи на доске и давая необходимые пояснения)
Дано: =1000 кг/м3 р =101325 Па |
Решение: “Си” Давление столба жидкости определяется формулой: р = g h Теперь найдем высоту столба воды в барометре Паскаля при нормальных условиях: h=р/g. h=101325 Па/ 1000кг/м3 * 10Н/кг = 10,13 м Ответ:10,13м. |
h ? |
Учитель: Сверим решение задачи.(открывает 2 часть слайда кликом мыши). Какие барометры чаще всего применяют на практике и почему?
Ученик: На практике чаще всего используют барометр-анероид (от греческого слова “анерос” - безжидкостный), т.к. такие барометры портативны, надежны и в них отсутствует жидкость.
Учитель: Расскажите внутреннее устройство этого прибора.
смена слайда
4 слайд (внутреннее устройство барометра-анероида)
Ученик: (Показывая на слайде) Главная часть барометра - гофрированная металлическая коробочка, из которой откачен воздух, а чтобы атмосферное давление ее не раздавило, крышку пружиной оттягивают вверх. К пружине с помощью передаточного механизма прикреплена стрелка, которая передвигается вдоль шкалы при изменении давления.
Учитель: Для чего используют манометры и где их применяют?
Ученик: Манометры используют для измерения давлений жидкости или газов. (от греческого слова “манос” - редкий, не плотный). Их применяют в технике, медицине (изм. давл. человеку, давления воздуха в акваланге, определение давления в газовых баллонах и т.п.)
Учитель: Какие разновидности манометров вы знаете?
Ученик: Существуют различные конструкции манометров. Наиболее простые: металлический или трубчатый
смена слайда
5 слайд
Учитель: Расскажите устройство металлического манометра, используя слайд, который перед вами.
смена слайда
6 слайд (устройство металлического / трубчатого манометра
Ученик: (Показывая на слайде) Основной частью трубчатого манометра является согнутая в дугу полая металлическая трубка. Один конец которой запаян и при помощи механических звеньев соединен со стрелкой, а другой с помощью крана соединяется с сосудом, в котором измеряют давление.
Учитель: Какие еще манометры бывают? Расскажите устройство такого манометра.
Ученик: Еще существует жидкостной U-образный манометр
смена слайда
7 слайд (устройство жидкостного U-образного манометра)
Ученик: (Показывая на слайде) Жидкостный U-образный манометр. Его основной частью является двухколенная стеклянная трубка, имеющая форму латинской буквы “U”, в которой налита жидкость (например, вода или спирт). Работа такого манометра основана на сравнении давления в закрытом колене с внешнем давлением в открытом колене. По разности высот жидкости в коленах судят об измеряемом давлении.
Учитель: Какие сосуды называют сообщающимися. Приведите примеры.
Ученик: Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой. Это самовар, чайник, сифон под раковиной, водомерное стекло, водопровод, артезианские колодцы.
Учитель: Сформулируйте закон сообщающихся сосудов
Ученик: В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне
смена слайда
8 слайд (Судно в шлюзе)
Учитель: Внимательно рассмотрите схему шлюза и ответьте на вопрос: “Поднимается или опускается судно в шлюзе и почему?” (запустить анимацию, нажав стрелку —> можно ускорить просмотр)
смена слайда
9 слайд (тема урока)
2. Новый материал ( 20 минут)
Вид доски:
Число Тема: “Водопровод. Поршневой жидкостный насос” | ||
Дано: =1000 кг/м3 р =101325 Па |
Решение: “Си” р = gh h = р/g h = 101325Па/1000(кг/м3) * 10Н/кг=10,13(м) Ответ:10,13м |
Д/З: параграф 44, вопросы к параграфу, задача № 97 |
h? |
Учитель: Запишите с доски в тетрадь тему урока:
“Водопровод. Поршневой жидкостный насос”
Учитель: Развитие жизни неразрывно связано с гидросферой.
10 слайд (ель на берегу горного озера)
Вода явилась той основой, благодаря которой возникла жизнь. Вода – основной элемент нашей пищи. Без воды человек не может жить.
Воду человек использует (учитель демонстрирует слайды и дает к ним пояснения): в орошении
смена слайда
11 слайд (орошение с/х земель)
на транспорте
смена слайда
12 слайд (транспорт)
смена слайда
энергетике
13 слайд (станция)
бытовых целях и приготовлении воды питьевого качества
смена слайда
14 слайд (вода и соленья)
Учитель: Ребята, как вы думаете, а каким же образом, вода из рек, озер, водохранилищ и из-под земли подается нам в квартиры, на заводы, т.е. потребителям?
смена слайда
15 слайд (поселок на берегу реки)
Ученик: Вода, взятая из источника, подается потребителям по водопроводу.
Учитель: Верно.
Первые водопроводные сооружения – колодцы, оросительные каналы и акведуки появились в местах развития древнейших цивилизаций в период их расцвета и явились условием этого расцвета.
Послушаем историческую справку, которою подготовил(а) (учитель называет фамилию, имя ученика).
смена слайда
16 слайд (фото римского акведука, сохранившегося до наших дней)
Ученик: Акведук - сооружение для передачи воды на большие расстояния (от лат.aqua – вода, duco – веду). Это своеобразный водный канал, поднятый над землей и перекрытый сверху для предохранения от испарения и загрязнения воды. В местах понижения земной поверхности акведук поддерживают арки. Вода по нему двигалась самотеком по слегка наклоненному желобу. Акведуки строились уже в Ассирии в начале 7 века до н.э.
Особенно знамениты римские акведуки. Первый из них был построен в 312 году до н.э. и имел длину 16,5 км. Самый длинный акведук 132 км был построен в городе Карфагене императором Адрианом. Почти 100 городов Римской империи снабжались водой с помощью акведуков.
Учитель: Исторически сложилось так, что водопроводом называют не только акведуки или каналы для подачи воды, но и всю систему сооружений, предназначенных для добычи, транспортирования, обработки и распределения воды. Можно сделать вывод:
Водопровод – это система инженерных сооружений, служащих для снабжения водой населения, заводов и фабрик (записать в тетр.)
смена слайда
17 слайд (схема современного водопровода)
Рассмотрим простую схему современного водопровода, которая предполагает наличие водонапорной башни. (объяснение по слайду)
Воду из источника (1) забирают насосами (2), которые приводятся в действие электродвигателями (3). Вода под напором через трубу (4) поступает в большой бак с водой, находящийся в водонапорной башне (5), которая служит для создания напора воды, а также для ее запаса. От этой башни на глубине порядка 2 м проложены трубы, от которых в каждый дом идут ответвления и дальше вода поступает в водопроводную сеть (6). За счет естественного гидравлического давления вода может по трубам подниматься на высоту примерно равную высоте, на которой находиться бак с водой.
Такой водопровод, к примеру, применяют для механизированного водоснабжения фермы. Чтобы напоить животных, приготовить корма, промыть оборудование на фермах, нужно много воды.
В промышленных масштабах используют для забора воды электронасосы.
Мы рассмотрим с вами наиболее простую конструкцию ручного насоса, с помощью которого можно подавать воду.
смена слайда
18 слайд - (поршневой жидкостный насос)
Перед вами поршневой жидкостный насос (учитель объясняет устройство насоса и демонстрирует его элементы)
Насос состоит из цилиндра и плотно прилегающего к стенкам цилиндра поршня, который может ходить вверх вниз.
В самом поршне установлен клапан, открывающийся только вверх. Такой же клапан имеется в нижней части корпуса. Рассмотрим принцип работы насоса.
Учитель запускает анимацию на СД диске “Библиотека наглядных пособий по физике” 7-11 кл. от “1С:Образование 3.0”
После просмотра анимации возвращаемся на 18 слайд и еще раз обсуждаем принцип работы поршневого жидкостного насоса.
При движении поршня вверх вода под действием атмосферного давления входит в цилиндр поднимает нижний клапан и движется за поршнем
При движении поршня вниз вода, находящаяся под поршнем давит на нижний клапан и он закрывается. При этом давление воды в пространстве под поршнем возрастает и открывается верхний клапан и вода переходит в пространство над поршнем.
При следующем движении поршня вверх клапан в поршне закрывается. Вода над поршнем поднимается вместе с ним при этом нижний клапан вновь открывается и вода под действием атмосферного давления заполняет нижнюю часть насоса под поршнем.
Количество воды над поршнем при каждом следующем его опускании увеличивается. При поднятии поршня вода, поднимаясь вместе с ним выливается через сливной патрубок наружу. Такой процесс повторяется циклически.
Посмотрим второй раз. (повторный запуск анимации)
Этот насос используется для откачивания воды из спасательных шлюпок судов, на колонке в деревнях, где воду берут из скважин.
3. Закрепление и повторение (10 -15 минут)
18 слайд (поршневой жидкостный насос)
Учитель: Почему при подъеме поршня открывается нижний клапан, и вода движется за поршнем?
Ученик: Из-за перепада давления. Давление под поршнем меньше атмосферного и вода под действием атмосферного давления входит в цилиндр.
Учитель: Почему нижний клапан закрывается при движении поршня вниз
Ученик: При движении поршня вниз вода, находящаяся под поршнем давит на нижний клапан и он закрывается. При этом давление воды в пространстве под поршнем возрастает и открывается верхний клапан и вода переходит в пространство над поршнем.
Учитель: Переходим к решению задач.
Учитель: (учитель вызывает ученика к доске и зачитывает задание)
Какова высота водонапорной башни (в метрах), если воду в нее приходится поднимать, создавая насосом давление в 500 кПа? Плотность воды 1г/см3. Коэффициент g считать 10 Н/кг.
(ученик решает задачу, делая необходимые записи на доске и давая необходимые пояснения)
Дано: p=500кПа =1г/см3 g=10 Н/кг |
“CИ” 500000Па 1000кг/м? |
Решение: “Си” р = gh h=р/?g h=500000Па/1000кг/м3 * 10Н/кг = 50 м Ответ: 50м |
h-? | м |
учитель проверяет решение задачи и выставляет оценку.
Учитель: (учитель вызывает 2-го ученика к доске и зачитывает условие задачи)
Какое минимальное давление должен развивать насос, подающий воду на высоту 55м? (Ответ запишите в атм.)
Ученик: (решает задачу, делая необходимые записи на доске и давая необходимые пояснения)
Дано: h = 55м =1000кг/м3 g=10 Н/кг |
Решение: “Си” р = gh р= 1000кг/м3 * 10 Н/кг * 55м=550000Па 1атм = 101325Па р = 550000Па : 101325 Па =5,4 атм Ответ: 5,4 атм. |
р-? |
[Если время осталось, то можно решить задачи № 583-585 (493-495) из сборника задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений авторов В.И. Лукашик, Е.В. Иванова]
4. Домашнее задание: параграф 44, вопросы к параграфу; задача № 97
Список литературы.
- Учебник физики С. В. Громов, Н. А. Родина 7 кл. М.: “Просвещение”, 2010г.
- Школьная энциклопедия. Том “История Древнего Мира” М.: “Ольма – Пресс Образование”, 2003г.
- Элементарный учебник физики. Том I под редакцией академика Г. С. Ландсберга, М.: “Наука”, 1985 г. Главная редакция физико-математической литературы.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. М.: “Просвещение”, 2009г.