Цель: Систематизация, повторение, закрепление изученного материала по теме “Наречие”.
Задачи:
1. Повторить изученный материал, закрепить знания, умения, навыки учащихся по теме “Наречие”.
2. Развивать устную и письменную речь, внимание и мышление учащихся.
3. Воспитывать любовь к языку, умение слушать друг друга.
Оборудование: карта государства Наречие; карточки “Светофор”.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, какую часть речи мы изучили?
Сегодня мы повторяем эту часть речи, готовимся к контрольной работе по теме “Наречие”. А поможет нам повторить эту непростую часть речи путешествие в страну Наречие.
В некотором царстве, некотором государстве, городе Чудово, жил-был Коля Незнайкин, ученик седьмого класса. Он ленился учить правила, делать домашнюю работу, не умел себя воспитанно вести. И вот однажды он очутился на необитаемом острове, который находился в центре озера, а озеро в государстве Наречие. И мы сегодня на уроке отправляемся спасать Колю. Нам поможет карта этого государства. (Карта на доске).
II. Основная часть.
И вот мы с вами перед воротами. Путь нам преградил стражник. Пропуском в эту страну является правило.
1. Какую часть речи называют наречием?
Ответ получен. Ворота открыты. Мы с вами пойдём по дороге. Перед нами мост. Чтобы пройти по нему, надо вспомнить смысловые группы наречий.
2. Запишите в тетрадь три словосочетания с наречиями, определите значение наречий. (Заслушать ответ двух учеников).
Дорога привела нас к лесу. Чтобы пройти через него, необходимо вспомнить следующее правило.
3. Как НЕ пишется с наречием? (Использование карточек “Светофор”). (красный цвет – слитное написание НЕ с наречием синий цвет – раздельное написание НЕ с наречием)
Рассказал ничуть не интересно; отвечал не быстро, а медленно: выглядел нелепо; рисовал вовсе не хорошо; посмотрел недоверчиво; было не скучно, а интересно; говорил совсем не громко; взлетел отнюдь не высоко; посмотрел неуверенно; говорил вовсе не весело; выглядел неплохо.
Отправляемся дальше. Тропинка привела нас к болоту. Пройти через него трудно. А камыши что-то нам шепчут:
4. Когда О, Е пишутся в суффиксах после шипящих?
Кто у нас будет разведчиком? Необходимо пойти к доске, вспомнить орфограмму и выполнить задание по карточке.
свеж.., певуч.., ещ.., хорош.., горяч.., убаюкивающ.., волнующ.., развивающ...
А мы устроим привал. Обычно во время отдыха путешественники слушают и рассказывают истории, отвечают на интересные вопросы, разгадывают загадки.
5. Послушайте загадки и дайте ответ наречиями.
а). Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
б). Что было “завтра”, а будет “вчера”? (Сегодня).
в). В каком стихотворении А. С. Пушкина употреблено наречие ОТСЕЛЕ, каким современным наречием можно его заменить?
Проверим работу нашего разведчика у доски. Привал закончен. Отправляемся дальше на поиски Коли Незнайкина. Дорога привела на большую красивую поляну. Здесь опять тропинка пропала. Цветы и трава согласились помочь, но мы должны ответить на вопрос:
6. Когда наречия пишутся через дефис?
Заменить словосочетания одним наречием, которое пишется через дефис. (Работа в тетради).
а) на русском языке (по-русски)
б) в первую очередь (во-первых)
в) двигался с трудом (еле-еле)
г) в неопределённое время (когда-нибудь)
д) новым способом (по-новому)
е) неизвестно куда (куда-нибудь)
ё) совсем немного (мало-мало)
ж) очень давно (давным-давно)
Наконец мы у озера. Видим на острове Колю, который машет нам руками. Но непросто туда добраться. Платой за проезд являются знания. Вы должны ответить на следующий вопрос:
7. Когда на конце наречий пишутся суффиксы А, О? (Цифровой диктант).
1. доверчив..; 2. справ..; 3. издавн..; 4.докрасн..; 5. направ..; 6. слев..; 7.досрочн..; 8. издалек..; 9.засветл..; 10. исправн..; 11. добел..; 12. задумчив..; 13.досрочн..; 14. затемн..; 15.направ...
А 2, 3, 4, 6, 8, 11,
О 1, 5, 7, 9, 10, 12, 13,14,15
Самопроверка: сравнить с записью на доске. (Запись была закрыта). Оценить себя.
На быстром катере мы добрались до острова. Коля нам очень обрадовался. Он боялся остаться на острове всю жизнь, поэтому, находясь здесь, он начал учить правила и уже многое знал о наречии. Он быстро ответил на заданный вопрос. А вы, ребята, помните это правило?
8. Когда на конце наречий после шипящих пишется Ь? (Записать слова в два столбика).
выдать замуж..; упал навзнич..; открыть настеж..; усыпано сплош..; ударить наотмаш..; мчаться вскач..; уйти проч..; невтерпёж.. спрятаться;
Вот и заканчивается наше путешествие. Коля Незнайкин очень изменился. Стал учить правила, делать домашнее задание, научился вежливо и грамотно разговаривать. А мы давайте дадим советы ребятам, которые ленятся на уроках. А лучшие советы нам дают пословицы и поговорки.
9. Аукцион пословиц и поговорок о труде и знаниях. (В этих пословицах и поговорках употребляются наречия).
III. Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте ещё раз вспомним, какие орфограммы написания наречия мы повторили? Кого из учеников можно оценить отличными и хорошими отметками?
IV. Домашнее задание. (Подготовка к контрольному тестированию).
Выполнить тест по теме “Наречие”.
1.Среди данных слов найти наречие.
а. убыстрять;
б. быстро;
в. быстрый;
г. убыстряясь
2. Найти предложение с наречием образа действия.
а. Мы вдалеке увидели бегающих зайцев.
б. Зайцы, бегающие по лесу, надолго привлекли внимание лисы.
в. В лесу бегает много зайцев.
г.Лиса погналась за быстро бегущим зайцем.
3. В каких наречиях пишется одна Н?
а. медле..о;
б.влюблё..о;
в. интерес..о;
г. умышле...о.
4.Какое наречие имеет суффикс А?
а. издавн..;
б. досрочн..;
в. затемн..;
г. направ...
5. Какое наречие пишется через дефис?
а. поднять (по)выше;
б. советовать (по)дружески;
в. напугать (до)смерти; .
г. подойти (в)плотную.
6. В каком наречии приставка пишется слитно?
а. напугать (до)смерти;
б. выполнил (кое)как;
в. держать (в)тайне; .
г. одеться (по)весеннему.
7. В каких наречиях пишется приставка НИ?
а.. н..где встретиться ;
б. н..куда сходить;
в. н..куда не ходил;
г. н..откуда ждать.
8. В суффиксе какого наречия после шипящего пишется Е?
а. свеж..;
б.певуч..;
в. ещ..;
г. хорош..
9. В каком словосочетании НЕ с наречием пишется слитно?
а. говорил вовсе (не)искренне;
б. говорил (не)искренне, а фальшиво;
в. говорил (не)искренне;
г. (не)быстро, а медленно.
10. В каком наречии приставка пишется раздельно?
а. поймать (с)лева.;
б. прыгнуть (с)разбегу;
в. (в)миг выполнить:
г. (во)вторых, подумай.
11. Какое наречие пишется без мягкого знака на конце?
а. выйти замуж..;
б. ударить наотмаш..
в. открыть настеж..
г. мчаться вскач...