Урок по теме "Природные источники углеводородов". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Цель урока: познакомить учащихся с природными источниками углеводородов, их составом и способами переработки; продолжить работу по развитию умений и навыков самостоятельной работы с коллекциями, учебником и дополнительной литературой.

Оборудование: коллекция “Нефть”, коллекция “Каменный уголь”, фильм “Нефтепродукты. Перегонка нефти”, “Энциклопедический словарь”, “Занимательная геохимия”, таблица “Прямая перегонка нефти”, таблица “Каталитический крекинг”, таблица “Коксохимическое производство”.

Мы изучили все гомологические ряды углеводородов. А сегодня познакомимся с основными источниками углеводородов в природе.

В начале урока учащимся предлагается тест по обобщающей таблице “Углеводороды”.

Тест по обобщающей таблице “Углеводороды”

1 вариант

1.Общая формула алканов:

1.Cn H2 n - 6

2.Cn H2n

3.Cn H 2n + 2

4.C n H2n - 2

2.Формула арена, это:

1.С7Н8

2.С5Н4

3.С5Н12

4.С4Н8

3. Тип гибридизации у алкенов:

1.SP

2.SP2

3.SP3

4.Окончание алкинов:

1.ан

2.ен

3.диен

4.ин

5. В какой формуле 3 и 2-связи:

1.СН3 – СН3

2.Н2С = СН2

3.Н – С С – Н

4.СН4

6. В каких углеводородах есть бензольное кольцо:

1.алкины

2.арены

3.циклоалканы

4.алкадиены

7. Для каких углеводородов характерны реакции присоединения:

1.алканы

2.алкины

3.арены

8. Формула алкана, это:

1.С2Н4

2.С6Н6

3.С2Н6

4.С4Н6

9. Не обесцвечивают раствор перманганата калия:

1.алкены

2.алканы

3.алкины

4.алкадиены

10. Не находятся в природе:

1.алканы

2.алкены

3.циклоалканы

4.арены

2 вариант

1 .Общая формула алкенов:

1.Сn H2n + 2

2.Cn H2n – 6

3.Cn H2n

4.Cn H2n – 2

2. Формула алкадиена, это:

1.С6Н6

2.С4Н6

3.С4Н10

4.С3Н6

3. Тип гибридизации у алканов:

1.SP

2.SP2

3.SP3

4.Окончание алкинов:

1.ан

2.ен

3.диен

4.ин

5 .В какой формуле 5 и 1 –связь:

1.СН3 – СН2 – СН3

2.Н2С = СН2 

3.СН3 – ССН

4.С2Н6

6. В каких углеводородах есть тройная связь:

1.алканы

2.алкены

3.алкины

4.арены

7. Для каких углеводородов характерны реакции замещения:

1.алканы

2.алкены

3.арены

4.алкадиены

8. Формула алкена, это:

1.С3Н8

2.С3Н6 

3.С5Н12

4.С5Н6

9. Обесцвечивают раствор перманганата калия:

1.алкины

2.алканы

3.арены

4.циклоалканы

10. Находятся в природе:

1.циклоалканы

2.алкены

3.алкины

3 вариант

1. Общая формула алкинов:

1.Cn H2n – 2

2.Cn H2n – 6

3.Cn H2n

4.Cn H2n + 2

2. Формула алкина, это:

1.С5Н10

2.С5Н12

3.С5Н8 

4.С5Н6

3. Тип гибридизации у аренов:

1.SP

2.SP2

3.SP3

4. Окончание алкенов:

1.ан

2.ин

3.ен

4.диен

5. В какой формуле 4? – связи:

1.СН3 – СН3

2.Н – С С – H

3.СН4

4.С4Н10

6. В каких углеводородах есть одна двойная связь:

1.алканы

2.алкены

3.алкины

4.алкадиены

7. Для каких углеводородов характерны реакции замещения и присоединения:

1.алканы

2.алкены

3.алкадиены

4.циклоалканы

8. Формула алкана, это:

1.С4Н6

2.С4Н10

3.С6Н12

4.С5Н10

9. Для каких углеводородов характерна изомерия положения кратной связи:

1.алкены

2.алканы

3.циклоалканы

4.арены

10. Находятся в природе:

1.арены

2.алкены

3.алкины

4 вариант

1. Общая формула алкадиенов:

1.Cn H2n

2.Cn H2n – 6

3.Cn H2n – 2

4.Cn H2n + 2

2. Формула алкена, это:

1.С8Н10

2.С3Н6

3.С4Н10

4.С5Н8

3. Тип гибридизации у алкинов:

1.SP

2.SP2

3.SP3.

4. Окончание алканов:

1.ен

2.диен

3.ан

4.ин

5. В какой формуле 8? и 1?- связь:

1.Н2 С = СН2 

2.СН4 

3.Н3С – СН = СН2

4.Н – С С – Н

6. В каких углеводородах есть две двойные связи:

1.алкены

2.алкадиены

3.арены

4.алканы

7. Для каких углеводородов характерны реакции замещения:

1.алканы

2.алкены

3.арены

4.алкины

8. Формула алкина, это:

1.С3Н8

2.С3Н6

3.С5Н12

4.С5Н8

9. Находятся в природе:

1.алкены

2.циклоалканы

3.алкины

10. В каких углеводородах все связи одинарные:

1.алканы

2.алкены

3.алкадиены

4.арены

Ответы на тест.

  • 1 вариант: 1 – 3, 2 – 1, 3 – 2, 4 – 4, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 2, 8 – 3, 9 – 2, 10 – 2.
  • 2 вариант: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 3, 4 – 4, 5 – 2, 6 – 3, 7 – 1, 8 - 2, 9 – 1, 10 – 1.
  • 3 вариант: 1 – 1, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 3, 5 – 3, 6 – 2,7 – 4,8 – 2, 9 – 1,10 – 1.
  • 4 вариант: 1 – 3, 2 – 2,3 – 1, 4 – 3, 5 – 3,6 – 2,7 – 1,8-4,9 – 2, 10 – 1.

Учащиеся осуществляют проверку теста и оценивают его:

  • 9 – 10 правильных ответов – 5,
  • 7 – 8 правильных ответов – 4,
  • 6 – 7 правильных ответов – 3.

После тестирования учащиеся приступают к изучению нового материала.

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание, обсуждает его и готовит выступление от своей группы.

1 группа “Нефть”

  1. Что такое нефть?
  2. Почему нефть растекается по поверхности воды?
  3. Почему нефть не имеет определенной температуры кипения?
  4. Почему нефть не имеет определенного цвета?
  5. Что называют фракционной перегонкой нефти?
  6. Каковы основные продукты фракционной перегонки нефти? Каково их применение?

Заполните таблицу.

Название нефтепродукта Состав Применение
     

Литература:

  1. О.С.Габриелян “Химия 10 класс” стр.60 – 62 , до крекинга
  2. Энциклопедия юного химика , стр.577

2 группа “Крекинг нефтепродуктов”

  1. Что такое крекинг?
  2. В чем сходство и различие между процессами фракционной перегонки и крекинга?
  3. Чем отличается состав газов термического и каталитического крекинга?
  4. Почему крекинг иногда осуществляется в “кипящем слое”?
  5. Приведите примеры трех реакций, соответствующих крекингу нефтепродуктов.

Литература:

  1. О.С.Габриелян “Химия 10 класс” стр.63 – 65 , до раздела “Месторождения нефти содержат…”

3 группа “Каменный уголь. Коксование”

  1. Что такое каменный уголь?
  2. Какие основные продукты получают при сухой перегонке каменного угля? Где они применяются?
  3. При каких условиях осуществляется процесс коксования?
  4. Какие научные принципы осуществляются в коксохимическом производстве?
  5. Для получения каких органических веществ может быть использован коксовый газ? Приведите уравнения реакций, характерные для известных вам продуктов коксования угля.

Литература:

  1. О.С.Габриелян “Химия 10 класс” стр.67 – 68
  2. Занимательная геохимия стр.104

4 группа “Газ”

  1. Каков состав природного газа?
  2. Какие преимущества у газа по сравнению с другими видами топлива?
  3. Чем отличается природный газ от попутного по составу?
  4. Где применяется природный и попутный газ?
  5. Какие меры предосторожности надо соблюдать при обращении с газом?

Литература:

  1. О.С. Габриелян “Химия 10 класс” стр.67
  2. После работы в группах учащимся предлагается фильм “Нефтепродукты. Перегонка нефти”.

Вопросы к фильму:

1.Каков химический состав нефти?

2.Какие углеводороды входят в состав нефти?

3.От чего зависят физические свойства нефти?

4.На каких свойствах углеводородов нефти основано ее разделение на фракции?

5.Какие научные принципы лежат в основе прямой перегонки?

6.Каково устройство установки для прямой перегонки нефти?

7.Какие реакции лежат в основе крекинга?

8.Какова роль Шухов в изучении переработки нефти?

9.Какие мероприятия проводятся по охране среды при нефтепереработке.

После просмотра фильма учащимся предлагается тестовое задание по теме “Природные источники углеводородов”.

Природные источники углеводородов.

1. Нефтяным месторождениям сопутствует еще один важный природный источник углеводородов - … В отличие от …, он более богат предельными углеводородами с большей молекулярной массой.

Разделением его на фракции получают…(смесь легколетучих жидких углеводородов (главным образом пентанов и гексанов), …(состоит из углеводородовС3Н8 и С4Н10) и …(смесь метана и этана).

Слова для справок: сухой газ, пропан – бутановая смесь, газовый бензин, природный газ, попутный нефтяной газ. Слова для справок надо вставить в текст по смыслу.

2. Продуктами ректификации нефти являются:

1.керосин

2.мазут

3.бензин

4.лигроин

5.дизельное топливо

Расположите эти продукты в порядке увеличения температур кипения:

1.25143

2.43152

3.13542

4.34152

3. Исключите лишнее понятие:

1.парафин

2.гудрон

3.кокс

4.соляровое масло

4. Содержание углеводородов с большей молекулярной массой выше:

1.в природном газе

2.в попутном нефтяном газе

5.Природный газ используется в качестве:

1.топлива

2.химического сырья

3.топлива и химического сырья

Ответы на задание:

1.попутный нефтяной газ, природный газ, газовый бензин, пропан – бутановая смесь, сухой газ

2.4

3.3

4.2

5.3

В заключениe урока подводятся итоги урока и выставляются оценки.