Цели:
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся посредством элементов игры
- развитие географического мышления, расширение кругозора учащихся
- формирование навыков конкурсных испытаний, умений работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
Организация игры.
Игра заключается в передвижении по станциям. Каждая команда получает маршрутный лист с последовательным списком станций. Все команды выполняют одинаковые задания на каждой станции. Для работы на станциях время регламентируется. Команда состоит из 5-6 человек. По окончании игры подводятся итоги.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КОМАНДЫ_________________________________________ |
||
№ станции |
Название станции |
Количество баллов, подпись члена жюри |
1. |
Непредсказуемые Океаны |
|
2. |
Удивительная Северная Америка |
|
3. |
Величественная Евразия |
|
4. |
Таинственная Южная Америка |
|
5. |
Чудесная Африка |
|
6. |
Загадочная Австралия |
|
7. |
Недоступная Антарктида |
|
УДАЧИ! НИ ПУХА, НИ ПЕРА! |
Ход игры
Станция. «НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ ОКЕАНЫ»
Задание. Ответьте на вопросы.
1. Назовите самый протяженный и самый широкий проливы Земли.
2. Если плыть вдоль этого материка, то можно пересечь три океана. Что это за материк. Назовите дату и имена его первооткрывателей.
3. «Могучая грудь океана словно дышит, поднимаясь и опускаясь примерно через каждые шесть часов. Может стоять полное безветрие, а в положенную пору волны всё равно будут наступать на сушу, затопляя отмели и прибрежные камни, разбиваясь пеной у высоких скал.
Пройдет шесть часов, и океан начнет отступать от берега, оставляя на мраском песке или гальке рачков, мелких рыбок, червей, водоросли», Что это за природное явление?
4. На территории этой страны в 1914 году был открыт канал, который стал одним из Инженерных чудес света. Это был единственный канал, позволяющий проходить судам,
Предназначенным для плавания только в открытом море. Сотни тысяч океанских судов проходят через громаднейшие в мире шлюзы, попадая из одного океана в другой. Назовите страну, владеющую каналом.
5. Это удивительное место на Земле, всему миру известно не современное название островов, а старинное данное в честь гигантских рептилий, чьими размерами были поражены моряки.
Эти острова рай для натуралистов и царство эндемиков, прославившиеся после путешествия на острова Чарльза Дарвина. Назовите эти острова.
6. Интересна история появления островов в океане, по происхождению все острова относят к материковым, вулканическим, коралловым. Распределите эти острова на группы по их происхождению: Мадагаскар, Багамские, Алеутские, Исландия, Тасмания, Фиджи, Курильские, Великобритания, Мальдивские.
7. Почему порты Санкт-Петербург и Магадан, расположенные на 600 с.ш. замерзают, а порт Мурманск, расположенный на 690 с.ш. – нет?
8. Какие широты моряки называют «ревущими», «высокими», «конскими».
9. Самолет, летевший из Бразилии в Канаду, потерпел крушение и упал в море на 300 с.ш. 750 з.д. Определите, в каком море произошла трагедия.
10. «Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь откроют на восток, и наша достягнет в Америку держава» М.В.Ломоносов. О плаваниях, в каком океане идет речь.
Станция. «УДИВИТЕЛЬНАЯ СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА»
Задание 1.
1. Самая высокая точка Северной Америки ______________________________________
2. Самая низкая точка Северной Америки _______________________________________
3. Самый первый национальный парк в мире основанный в1872 г._________________
4. Высшая точка гор Аппалачи _________________________________________________
5. Птица – символ США _______________________________________________________
6. Ураганы Северной Америки (водяные смерчи)_________________________________
Задание 2. Заполните таблицу.
Ученые, исследователи, путешественники |
Вклад в географическую науку |
Кортес |
|
|
Открыл остров Ньюфаундленд, полуостров Лабрадор |
Р. Амундсен |
|
|
Прошли вдоль Алеутских о-вов, подошли к берегам Аляски. |
Задание 3. Вычеркните внутренние воды Северной Америки
м |
а |
с |
т |
у |
ф |
х |
м |
и |
ч |
и |
г |
а |
н |
д |
и |
н |
и |
о |
к |
о |
л |
о |
р |
а |
д |
о |
т |
и |
г |
у |
р |
о |
н |
с |
л |
щ |
п |
е |
т |
р |
м |
п |
к |
р |
о |
с |
м |
т |
ч |
п |
с |
р |
г |
е |
с |
к |
й |
и |
т |
к |
о |
л |
у |
м |
б |
и |
я |
и |
п |
л |
м |
н |
о |
п |
с |
р |
ф |
а |
р |
и |
з |
м |
п |
н |
с |
м |
э |
р |
и |
т |
к |
с |
т |
л |
ч |
н |
о |
т |
р |
к |
у |
и |
н |
л |
м |
о |
т |
р |
у |
к |
м |
а |
к |
к |
е |
н |
з |
и |
п |
о |
ю |
к |
о |
н |
л |
р |
п |
н |
о |
л |
с |
п |
е |
с |
я |
и |
п |
ж |
р |
н |
а |
у |
и |
р |
т |
в |
е |
р |
х |
н |
е |
е |
Станция. «ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ ЕВРАЗИЯ»
Задание 1.
Перечислить 10 стран и столиц государств Евразии, названия которых начинаются с буквы «Б».
Задание 2.
Каким странам Евразии соответствуют следующие характеристики:
- Страна болот, озер и лесов.
- Береговая линия изрезана фьордами.
- Страна мушкетеров и сыров, вин и парфюмерии.
- Столица страны – один из красивейших городов мира, известный своими мостами над Влтавой.
- Страна огня, льда и гейзеров.
- Островное государство с частыми туманами и дождями.
- Страна высоких гор, красивых озер и точных часов.
- Страна расположена на полуострове и считается «Главным садом Европы»
- Главная река страны – Висла
- Самый большой город страны лежит в двух частях света.
Станция. «ТАИНСТВЕННАЯ ЮЖНАЯ АМЕРИКА»
Задание 1. Определите, кто или что изображен(о) на рисунках.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Задание 2. Объясните значение слов:
- Фроуэрд
- Титикака
- Аконкагуа
- Лима
- Сельва
- Патагония
Задание 3. Задание в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет».
- Южная Америка – четвертый по величине материк Земли.
- На севере и востоке Южная Америка омывается водами Атлантического океана.
- Широкий Магелланов пролив отделяет Южную Америку от Антарктиды.
- Самая северная точка материка – мыс Париньяс.
- Особой известностью пользуется водопад Игуасу, расположенный на одном из притоков Ориноко.
- К югу от саванн раскинулись субтропические степи, которые в Южной Америке называют пампой.
- Укаяли – приток Амазонки
Станция. «ЧУДЕСНАЯ АФРИКА»
Задание 1. Объясните значение слов:
- Ливингстон
- Туарег
- Оазис
- Вельвичия
- Марабу
- Крюгер
- Килиманджаро
- Асуан
- Ахаггар
- Рас-Хафун
Задание 2. Ответьте на вопросы.
1. Русский путешественник, исследователь, занимавшийся изучением центральной Африки, а также изучением водораздела между бассейнами рек Нила и Конго в Восточном Судане и издавший труд в трех томах «Путешествие по Африке»?
2. Этот русский академик занимался изучением почв и техники земледелия в Африке. Собрал около 6000 образцов культурных растений?
3. Английский путешественник, проживший половину своей жизни на материке, предпринявший путешествие по реке Замбези и открывший водопад Виктория?
4. Этот русский исследователь, горный инженер, писатель был приглашен правителем Египта для геологических исследований месторождений золота. Он нанес на карту Африки русские географические названия рек: Невка, Безымянная, Георгиевская?
5. В тропических странах неизменная деталь пейзажа – пирамидальные или куполообразные сооружения в несколько метров высотой. Обитатели этих сооружений доставляют человеку много неприятностей. Недаром их называют “всепортящие”.
6. Изображение этого зверя можно увидеть на многих королевских знаках отличия и гербах, он олицетворяет величие и власть; его грозный рев вызывает трепет и страх у всех, кто его слышит.
7. Это животное изумляет необычной окраской, которой его одарила природа, как ни странно, это прекрасная маскировка: когда животное движется, в потоках исходящего от земли горячего воздуха, оно становится невидимым.
8. Эта птица очень проворна при ловле рыбы, а свой улов хранит в мешочке в подклювье.
9. Из бивней этого гигантского животного в древности делали украшения, орудия и инструменты. Впервые это животное в сражении против А.Македонского использовал персидский царь Дарий. Кроме того, это животное превосходный труженик.
10. Вес этого животного до 3-х тонн. Оно очень дикое и раздражительное, к тому же близорукое и поэтому нападает даже на деревья, но убедившись, что нет опасности, проходит мимо. Обитает в саванне.
Станция. «ЗАГАДОЧНАЯ АВСТРАЛИЯ»
Задание 1.
Отважные мореплаватели совершили кругосветное плавание. При подготовке отчета об открытиях, выяснилось, что во время шторма записи, содержащие объяснения непонятных слов, собранные на разных материках, оказались испорченными.
Помогите составить толковый словарь. Для этого из предложенного списка слов выберите слова, относящиеся к Австралии, и дайте пояснение, что они обозначают.
Например: баобаб – дерево
Масаи – народ
Скунс – животное
Слова для отбора:
Гавиал, вигвам, тутси, крик, секвойя, гвереца, пигмеи, кэлпи, колибри, туарег, сельва, вомбат, Парана, коста, бумеранг, каньон, Эри, муравьед, скрэб, опоссум, казуарины, ехидна, Виннипег, козелла, Серенгети, бролга, кондор, кечуа, тилацин, поморник.
Задание 2.
Найдите ошибки в тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны. Запишите эти предложения без ошибок.
- Австралия самый маленький материк на Земле.
- Австралия полностью расположена в южном полушарии.
- С севера, запада и востока Австралия омывается Индийским океаном, а с юга – Тихим.
- Очертания материка просты, берега слабо изрезаны.
- На юге расположен залив Карпентария.
- Самый большой остров – Кейп-Йорк, полуостров – Тасмания.
- Значительные трудности для судоходства создают гряды коралловых островов, которые у западных берегов материка образуют Большой Барьерный риф.
- В 1770 г. знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук открыл восточное побережье Австралии.
- В 70-х годах ХХ в. в Австралии жил и работал выдающийся русский путешественник и этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай.
- Австралия самый засушливый материк Земли, три четверти её поверхности имеет недостаточное увлажнение.
Станция. «НЕДОСТУПНАЯ АНТАРКТИДА»
Задание. Вставьте пропущенные слова в тексте.
Антарктида — материк, почти полностью расположенный внутри ……………….. полярного круга. Его площадь около …… млн. км2, что примерно в два раза больше площади …………………….. . Открытие Антарктиды произошло в …. году русскими мореплавателями ………………….. и ........................... , шлюпы, на которых они плыли, назывались ……………………. и ………………… . В ………………… года норвежская экспедиция …………………., а вслед за ней английская …………………. достигли Южного полюса. В точке Южного полюса, вместо символического обелиска, установлен скромный деревянный шест с флажком, который время от времени приходится возвращать на место из-за постоянного ………………………………. . В покорении южного полюса вместе с норвежцами мог участвовать и уроженец Архангельской губернии – ……………………………….. .
Ближе всего к Антарктиде расположен материк ………………………………. . Самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от этого материка – пролив ………..…… Береговая линия изрезана слабо. В сторону Южной Америки выдвинут узкий ………………………….. полуостров, выступающий на несколько градусов к северу от Южного полярного круга.
Антарктика – южная полярная область Земли, внутри Южного полярного круга. В состав Антарктики входит материк ………………………, южная окраина …………….., ………………………… и …………………………. океанов и острова, лежащие в пределах 50-60° южной широты. По определению ученых у берегов Антарктиды одновременно плавает более 100 тысяч ……………………. разного размера.
Антарктида образовалась из древнего материка ……………….. . В основании Антарктиды лежит ……………………………………………………… . Средняя высота материка – …….. метров. Высота самого высокого горного массива – ……….. м, самая глубокая впадина – ………….. . Вулканическая деятельность не прекратилась до сих пор, подтверждением этого является ………………………….
Льда здесь много – 24 млн. км3. Это более ……. % всех запасов пресной воды на Земле, которые хранятся здесь в замороженном состоянии. Ледник ……………… – самый большой и самый длинный шельфовый ледник нашей планеты. В 2012 году русские ученые на станции ……………… достигли вод подземного озера закрытого от внешнего мира почти 4 км слоем льда.
Антарктида – самый ……………………… из всех материков Земли. Большая часть лежит в ………………………. климатическом поясе. Самая низкая температура на Земле, которая была зафиксирована на станции ………………. – ……..0. В Антарктиде не бывает дождей: осадки здесь выпадают в виде ………… .
Материк получает очень большое количество …………………. тепла, но поверхность материка не прогревается даже во время полярного дня, длящегося в районе полюса около полугода. Потому, что лед Антарктиды ………………….. до …… % солнечной радиации, и материк не нагревается. А за полярную ночь он очень выхолаживается. Оказывается, южно-полярным летом нельзя выйти из помещения без солнечных очков; кожа быстро загорает.
Большая часть Антарктиды — ледяная …………………….. , лишь у берегов теплится жизнь. Беден органический мир Антарктиды, лишь редкие растения: ………… , ………………….. и …………………………… населяют ее. Главное украшение континента – …………………….. . Самым распространенным является – …………… , а самым крупным – ……………………………. . В водах морей живут ................. и ……………… .
Антарктида не принадлежит никакому государству, там никто не живет постоянно. Тем не менее, 16 стран основали здесь свои ……………………………, где ведутся различные исследования природы этого материка. Работников полярных станций называют …………….. . Антарктида – континент мира и сотрудничества. В ее пределах запрещены любые военные приготовления. Ни одна из стран не может объявить ее своей землей. Юридически это закреплено международным договором, который был подписан 1 декабря ……….. года.
Подведение итогов, награждение участников.
На каждой станции игры задания оцениваются членами жюри по 20 баллов. Победителем игры становится команда, набравшая максимальное количество баллов.