Общешкольное мероприятие "Неделя математики"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

  • Повысить интерес учащихся к математике.
  • Развивать логическое мышление, учить проявлять смекалку, выдумку, находчивость.
  • Содействовать воспитанию чувства коллективизма.

Вариант 1. Математическая декада.

Эпиграф:

Числа целые и дробные изучает математика.
Потруднее биологии, но полегче, чем грамматика.
И хитрить нам с ней бессмысленно, и ругать её беспочвенно,
Королева-математика помогает в жизни очень нам.

  1. “Математический ринг” для 5-6 классов.
    Конкурсы: 1. Стихотворение о математике (домашнее задание). 2. Разгадать анаграммы. 3. Что? Где? Когда? 3. Четвёртый лишний. 5. Найди пропущенное число. 6. Весёлый счёт.
  2. “Рассказы о математиках” (Карл Гаусс, Нильс Абель, Эварист Галуа, Пифагор, Евклид, Лобачевский, Ковалевская). ( учащиеся 11 класса готовят доклады и выступают перед аудиторией 9 – 11 классов).
  3. “Попробуем сдать ЕГЭ” (После уроков учащиеся 11 класса в течение 2 часов “сдают” ЕГЭ, затем определяется пятёрка сильнейших).
  4. “Сказочная арифметика”. Девиз: “Все мы родом из детства”. (Каждый класс с 5 по 11 делегирует на это мероприятие по 2 ученика-математика. Им предлагается решить 14 задач сказочного содержания, за каждую задачу начисляются баллы – сколько действий, столько баллов. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее число баллов). (Приложение 1)
  5. “Геометрический турнир” для 8 – 9 классов.
  6. “Математическое ассорти” для 9 – 11 классов.
    Конкурсы: 1. Вычисляй-ка! 2. Разминка. 3. 10 вопросов. 4. Тёмная лошадка. 5. Зелёная арифметика. 7. Гонка за лидером. 8. Старинные задачи.
  7. КВН “В царстве смекалки” для 7 – 8 классов. (Задачи, ребусы, поговорки и пословицы с числительными, логогрифы, анаграммы, шарады, метаграммы, песни с числительными).
  8. Кроссворд в задачах и загадках “Наука о числах” для 5 – 6 классов.
  9. “Разгадай математические софизмы”. (Для 8 – 11 классов)

Вариант 2. Неделя математики.

День 1.

1. Математические фокусы.

2. Домашнее задание (в течение недели учащиеся решают задачи, которые размещаются на стенде в коридоре, в конце недели сдают решения учителю, победители награждаются).

День 2.

1. Галерея замечательных чисел (математическая экскурсия).

2. КВН “Зимние математические игры”.

День 3.

1. Весёлые конкурсы.

2. Лента Мёбиуса и её тайны (математическая мастерская).

День 4.

1. Математическая рыбалка.

2. Математическая викторина.

День 5.

1. Сказка “В царстве математики” (инсценировка).

2. Объявление и награждение победителей.

Вариант 3. Путешествие в историю математики.

Эпиграф: “Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт”. Г. В. Лейбниц.

План исторических экскурсов и практикумов

(Экскурсы проводят учащиеся в начале каждого урока в течение 8 – 10 минут, практикумы – после уроков)

  1. Происхождение десятичных дробей.
    Практикум “Вычислите устно”.
  2. Как люди учились считать.
    Практикум “Реши задачу” (метод подбора).
  3. Летопись открытий в мире чисел и фигур.
    Практикум “Расширяем кругозор”.
  4. Происхождение геометрических терминов.
    Практикум “Разгадай шарады”.
  5. Решето Эратосфена.
    Практикум “Разложи на множители”.
  6. Счётные приборы, счётные машины.
    Практикум “Выбери выгодный вариант”.
  7. Математический привал.
    Практикум “Отдыхаем с математикой”.

Вариант 4. Неделя геометрии.

Эпиграф: “Пусть сюда не входит тот, кто не знает геометрии”. Платон.

Каждый день в начале каждого урока в каждом классе в течение 10 минут проходят индивидуальные испытания. После уроков проводится мероприятие.

День Индивидуальные испытания Мероприятие, форма проведения
Понедельник Диктант

“Геометрические термины”.

“Учёные – геометры”.

Игра “Поле чудес” для 7 – 8 кл

Вторник Марафон

“Геометрические формулы”

(кто больше)

КВН “Геометрический турнир” для сборных команд 7, 8, 9, 10, 11 кл

(Приложение 2)

Среда Анаграммы “Фамилии учёных – математиков”.

Геометрические шарады.

“Знаешь ли ты геометрию”. Игра “Слабое звено” для 7 – 11 кл
Четверг Геометрические загадки. Инсценировка

“Геометрический съезд” 7 – 11 кл

Пятница Устный счёт

“Геометрические фигуры”.

Путешествие по станциям “Вперёд за знаниями!” 5 – 11 кл

В конце недели награждаются победители всех мероприятий. По итогам индивидуальных испытаний в каждом классе определяется тройка сильнейших и выявляется класс-победитель.


Приложение 1

Сказочная арифметика

1. Богатырь Микула поклялся ежегодно совершать 29 подвигов. Сколько подвигов он совершил за 30 лет, если 27 лет он не нарушал клятву, а затем три года подряд ему удавалось перевыполнять свой план в 2 раза?

2. Царь хранил своё богатство в 38 кованых сундуках, в каждом из которых было 12 кг золота, 25 кг серебра, и 16 кг драгоценных камней. Сколько всего тонн, центнеров, и килограммов драгоценностей было у царя?

3. Красная Шапочка несла бабушке 10 порожков с капустой, 14 – с грибами, 16 – с мясом. Половину пирожков её пришлось отдать Серому Волку, чтобы он не беспокоил бабушку, а ? от оставшихся пирожков она, проголодавшись, съела сама. Сколько вкусных пирожков всё же достанется бабушке?

4. Шестиголовый дракон прожил на свете 600 лет. Сколько лет прожила каждая голова дракона?

5. Иван-царевич скакал на Сером волке 5 часов со скоростью 15 км/ч, а потом ещё 3 ч со скоростью 10 км/ч. Какое расстояние он преодолел за это время?

6. Снежной королеве должны были доставить 60 коробок мороженого по 70 штук в каждой. Но по дороге снежные люди, тоже очень любившие мороженое, украли три коробки. Сколько порций мороженого получила разгневанная Снежная королева?

7. Елена Премудрая и Василиса прекрасная отгадывали загадки. Всего было отгадано 75 загадок, причём 1/3 из них отгадала Василиса. Сколько загадок удалось разгадать Елене?

8. Из 20 кг ядовитых кореньев получается, если не забыть прочесть все заклинания, 20 г волшебного порошка. Сколько г такого порошка получится из 100 кг кореньев?

9. В международном авиаперелёте участвовало 140 двухместных ступ. До финиша не долетели 74 аппарата. Сколько ведьм-спортсменок прибыли к финишу?

10. Во время строительства очередного дворца Алладина ковёр-самолёт перевёз 21 478 тонн груза, из которых 11 546 тонн составляли строительные материалы, 673 тонны – драгоценности для отделки, а остальное – животные для дворцового зоопарка.Сколько тонн живности перевёз ковёр-самолёт?

11. Радиус горлышка кувшина, в который заточен злобный джинн, равен 50 мм. Сможет ли джинн, диаметр головы которого 7 см, через сотни лет выбраться на свободу?

12. Дуремар ловил пиявок в пруду прямоугольной формы, длина которого 23 м, а ширина 14 м. Сколько пиявок может поймать Дуремар, если известно, что на каждом квадратном метре пруда обитает 546 пиявок?

13. На дороге длиной 6 км стоит камень. На нём написано, что скорость движения по этой дороге не должна превышать 12 км/ч. Гонец в сапогах-скороходах пробежал эту дорогу за 10 мин. Соблюдены ли правила движения?

14. Три гнома должны были переплести за неделю по 36 волшебных книг каждый. Первый сделал половину положенной работы, второй 1/3, а третий же и вовсе 1/6 часть, за что все трое были превращены разгневанными волшебницами в лягушек. Сколько книг осталось переплести чародеям, которые решили сами взяться за работу?

Приложение 2

Геометрический турнир

Участники: сборные команды из 5 человек по одному из 7 – 11 классов.

1 ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий. Начинаем наш турнир! Не спортивный и не рыцарский, а геометрический!

1. Две команды ребята создали, просим их занять своё место в этом зале!

(капитаны заводят свои команды в зал под аплодисменты зрителей)

2. Без кого невозможно ни одно состязание?

1. Нужны нам судьи, чтоб ставить оценки за знания.

2. Представляем вам строгое, но справедливое жюри.

(представление жюри)

1.У жюри должны присутствовать: чувство юмора – раз, лёгкость характера – два, доброта души – три!

2. А участники-то как волнуются, посмотри!

1. Капитаны, представьте свои команды.

(Капитаны представляют свои команды: название, девиз, приветствие соперникам, приветствие жюри - это было домашнее задание)

2. Геометрия нужна, но трудна наука. Теорему доказать – это просто мука.

1. Полюбить геометрию надо суметь. Гимн геометрии просим вас спеть.

(Команды исполняют гимны геометрии на мотивы известных песен – это было домашнее задание)

(Жюри подводит итоги)

2. Главное всё-таки, это знания. Начинаем состязание.

Конкурсы для команд:

За 30 сек написать как можно больше геометрических терминов.

Найдите лишнее слово.

За 1 мин составить интересный рассказ о треугольниках (сколько использовано свойств – столько и баллов).

Перечислить “имена” отрезков (например, высота, радиус и т. д.).

За 30 сек написать названия углов.

Составить квадрат (квадрат разрезан на фигуры).

Домашнее задание друг другу (вопросы или задача).

Моделирование (кто быстрее склеит многогранник по данной развёртке).

1. Пока команды делом занимаются, задания для болельщиков начинаются. Заработанные вами баллы на счёт команды отправляются.

2. Итак, конкурсы для болельщиков:

Задача художественная. 2 человека выходят к доске. Нарисовать на доске картину из геометрических фигур.

Объявляется аукцион “Четырёхугольники”

Задача прикольная. Господин Ватрушкин поехал на поезде. Но его не оказалось ни в одном вагоне. Где же едет господин Ватрушкин? (Господин Ватрушкин едет в локомотиве)

(Жюри подводит итоги)

1.Все мы родом из детства. Любим сказки почитать? Мы предлагаем вам сказки. Немного подумайте и можно отвечать.

2. Задача сказочная №1. Вспомним сказку “Огниво”. Солдат просит показать путь к кладу. На что ведьма отвечает: “Хорошо! Иди прямо на север по этой дороге. Дойдёшь до башни и свернёшь налево, пройдёшь столько же через дремучий лес. Затем свернёшь на юг и по топкому болоту иди вдвое меньше, чем всего прошёл. Выйдешь на тропинку, она проходит под прямым углом к пути по болоту. Иди по тропинке налево, на этот раз втрое меньше, чем всего прошёл. В конце пути – клад”. Немного подумал солдат и ответил... Что он ответил? (Никуда идти не надо, ведь в конце концов я окажусь на этом же месте: ведьма-то подсказала путь по сторонам квадрата).

1. Задача сказочная №2. Царь объявил, что выдаст дочку-принцессу за того, кто решит задачу: “Яблонь семь в моём саду. Посажу по три в ряду. Кто из вас, друзья, готов размесить их в шесть рядов?”

(Жюри подводит итоги)

2. Индивидуальная борьба начинается. Посмотрим, как одноклассники сражаются.

Учитель задаёт по 3 вопроса парам одноклассников из разных команд. Если участник не знает ответа на вопрос, то отвечает соперник. Сколько ответов – столько баллов. Приведу примерные вопросы.

7 класс.

  1. Основные геометрические фигуры.
  2. Утверждение, которое доказывается.
  3. Две стороны и вершина. О какой фигуре идёт речь?
  4. Что такое геометрия?
  5. Какие прямые называются параллельными?
  6. 1/3 развёрнутого угла.

8 класс.

  1. Как называются стороны четырёхугольника, исходящие из одной вершины?
  2. Два в квадрате четыре, три в квадрате девять, чему равен угол в квадрате?
  3. Объём куба со стороной 2.
  4. Как называются биссектрисы углов квадрата?
  5. Только две стороны параллельны. О какой фигуре идёт речь?
  6. Периметр прямоугольника со сторонами 2 и 3.

9 класс.

  1. Как называется прямая, имеющая с окружностью одну общую точку.
  2. Закончи предложение” “Крылья бабочки симметричны относительно ...”.
  3. Все стороны равны. О каком четырёхугольнике идёт речь?
  4. Как называется треугольник со сторонами 3, 4, 5?
  5. Угол с вершиной в центре окружности.
  6. Отрезок, соединяющий две точки окружности.

10 класс.

  1. Названия теорем, которые используют для решения треугольников.
  2. Как называются отрезки ломаной?
  3. Фигуры в пространстве изучает...
  4. Раздел геометрии, который занимается решением треугольников.
  5. Угол в правильном шестиугольнике.
  6. Формула площади круга.

11 класс.

  1. Прямые, которые не пересекаются и не параллельны.
  2. Перечисли перпендикуляры из теоремы о трёх перпендикулярах.
  3. Сколько граней у октаэдра?
  4. Основные геометрические фигуры в пространстве.
  5. Как называется расстояние от точки до плоскости?
  6. Сколько рёбер у треугольной призмы?

(Жюри подводит итоги)

1. Подходят к завершению состязания. И вот вам последнее задание.

2. Смешной случай с урока геометрии проинсценировать. А зрители вам будут дружно аплодировать.

Команды показывают сценки. Жюри подводит окончательные итоги.

1. Турнир получился весёлый у нас. Не хотелось бы нам расставаться.

2. Но, друзья, до свидания, в добрый час! Ведь со временем надо считаться.