Cпецификация контрольной работы по русскому языку за курс начальной школы
1. Цели контрольной работы:
1. определение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений к концу обучения в начальной школе;
2. сформированность способов учебной деятельности:
а. воспринимать учебную задачу;
б. контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания;
в. использовать свои знания в новой нестандартной ситуации.
2. Содержание работы соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4-го класса четырёхлетней начальной школы.
Содержание работы определено на основе следующих документов:
- Обязательный минимум содержания начального общего образования и требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу // Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. – М.: Дрофа, 2001.
- Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу // Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. – М.: Дрофа, 2001.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4 кл.) в двух частях. – М.: Просвещение, 2001.
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть 1. Начальная школа. Основная школа. – М.: Министерство Образования Российской Федерации, 2003.
3. Отбор и распределение заданий.
Задания контрольной работы составлены на материале следующих блоков содержания: фонетика, состав слова, орфография, синтаксис, грамматика, лексика, пунктуация.
Блоки содержания | Число заданий в тесте (%) |
1. Фонетика | 2 13 % |
2. Словообразование | 2 13 % |
3. Орфография | 6 41 % |
4. Морфология | 2 13 % |
5. Пунктуация | 1 7 % |
6. Речевая деятельность | 2 13 % |
4. Структура тестовой работы.
Проверочная работа содержит 15 заданий, различающихся по содержанию, сложности и типу.
По своей сложности задания работы могут быть разделены на три группы.
Первая группа – базовые задания, которые составляют 73 % от всех заданий работы (11 заданий). Они проверяют, как усвоены учащимися требования программы. С помощью этих заданий проверяется умение учащихся применять знания в знакомых ситуациях. Такие задания отрабатываются на уроках русского языка, а соответствующие знания и умения должны быть хорошо усвоены большинством учащихся.
Вторая группа - задания повышенной сложности. Они составляют 13 % от всех заданий (2 задания). . Эти задания не превышают требований программы, но имеют большую сложность по сравнению с базовыми, например, они даются в непривычной для четвероклассника формулировке, или их выполнение требует последовательного поэтапного самоконтроля ученика. Сложность заданий связана с тем, что наряду с усвоением знаний проверяется также сформированность общеучебных умений и познавательной деятельности учащихся.
Третья группа – задания высокого уровня сложности. Они составляют 13 % от всех заданий (2 задания). Сложность этого задания связана с тем, что их выполнение требует владения умениями выделять существенные признаки и обобщать, умением найти несколько оснований для классификации, составлять содержательное и стилистически точное продолжение к тексту.
В проверочной работе используются три типа заданий:
- задания с выбором ответа (10 заданий из 15), к каждому из которых предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный;
- задания с развернутым ответом (5 заданий из 15).
Номер задания | Блок содержания | Объект контроля | Уровень сложности | Тип задания |
№1 | 3 | Умение различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные | Б | Выбор ответа |
№2 | 3 | Умение производить проверку безударной гласной в корне слова | Б | Выбор ответа |
№3 | 2 | Понимание морфемного состава слова | Б | Выбор ответа |
№4 | 1 | Умение производить звуковой анализ слова | Б | Выбор ответа |
№5 | 3 | Умение определять и записывать безударные падежные окончания имен существительных | Б | Выбор ответа |
№6 | 3 | Умение определять и записывать безударные падежные окончания имен прилагательных | Б | Выбор ответа |
№7 | 3 | Умение писать слова с непроизносимыми согласными | Б | Выбор ответа |
№8 | 1 | Умение делить слова на слоги, определять ударный слог | Б | Выбор ответа |
№9 | 4 | Умение вычленять в предложении основу, определять типы склонения имен существительных. | Б | Выбор ответа |
№10 | 2 | Умение определять место орфограммы | П | Выбор ответа |
№11 | 4 | Умение определять падеж, различение имен прилагательных и существительных. | Б | Развернутый ответ |
№12 | 5 | Умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Б | Развернутый ответ |
№ 13 | 3, 4 | Осуществление классификации слов по существенным признакам | В | Развернутый ответ |
№ 14 | 6 | Умение восстанавливать деформированный текст. | П | Развернутый ответ |
№15 | 6 | Умение составлять содержательное и стилистически точное продолжение к тексту. | В | Развернутый ответ |
5. Время выполнения работы – 45 минут (без учета времени на объяснение)
6. Оценка выполнения заданий.
За задание выставляется 0 баллов, если ученик не приступил к его выполнению.
Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа ( задания № 1 - 10) то выставляется: 0 или 1 балл.
- 1 балл ставится, если выбран правильный ответ.
- 0 баллов ставится, если выбран неправильный ответ.
За правильное выполнение 11 задания выставляется 2 балла
(по одному баллу за каждое прилагательное)
За правильное выполнение 12 задания выставляется от 0 до 2 баллов (за неправильно поставленную запятую балл снимается)
- 2 балла (правильно поставлены две запятых);
- 1 балл (правильно поставлена одна запятая);
- 0 баллов (запятые не поставлены или поставлены неправильно)
За выполнение 13 задания выставляется от 0 до 2 баллов:
- 0 баллов, если все задание выполнено неверно;
- 1 балл, если слова распределены по группам правильно, но неверное объяснение;
- 2 балла, если классификация выполнена верно (определен существенный признак).
Дополнительное задание не оценивается, а рассматривается как умение видеть учениками разные категории классификации.
За выполнение 14 задания выставляется от 0 до 1 балла
- 0 баллов, если все задание выполнено неверно;
- 1 балл, если порядок предложений правильный.
За выполнение 15 задания выставляется от 0 до 2 баллов:
- 0 баллов, если все задание не выполнено;
- 1 балл, если составлено 1 — 2 предложения, или предложения не соответствуют началу текста;
- 2 балла, если всё задание выполнено верно (составлено содержательное и стилистически точное продолжение к тексту.
Максимальное количество баллов – 19
17 – 19 баллов – высокий уровень ( “5”)
13– 16 баллов – уровень выше среднего (“4”)
10 – 12 баллов – средний уровень (“3”)
9 баллов и менее – низкий уровень (“2”)
Анализ контрольной работы по русскому языку для учащихся 4-х к апрель 2008 г.)й работы по русскому языку для учащихся 4-х класов лассов
Школа _________________________________________________
Учитель ________________________________________________
Класс ________________
УМК ___________________________________________________
Количество учащихся по списку________
Выполняло работу________ чел. _______%
№ заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Количество человек, выполнивших верно | а) | б) | ||||||||||||||
% | ||||||||||||||||
Не приступили к выполнению задания | ||||||||||||||||
% |
Уровни выполнения | Количество баллов | Количество обучающихся | % от числа выполнявших работу |
Высокий “5” | 19 баллов | ||
17-18 баллов | |||
Выше среднего “4” | 13 – 16 баллов | ||
Средний “3” | 10 – 12 баллов | ||
Низкий “2” | 9 и менее баллов |
Выполнение работы по уровням сложности. | Количество обучающихся | % от числа выполнявших работу |
Выполнили задания базового уровня. | ||
Выполнили задания повышенного уровня. | ||
Выполнили задания высокого уровня. |
Приложение "Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс начальной школы"