Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов.
Необходимо прийти к тому, что к природе и обществу применим единый системный подход, выражающий внутреннее единство мира. На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.
Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личностных, регулятивных и познавательных УУД.
Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний. Является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.
Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система обучения включает в себя элементы различных элементов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.
Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:
- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
- способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
- способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
- способствуют развитию языковых, лингвистических и др. умений и навыков;
- позволяют систематизировать знания;
- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
- обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
- формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда;
- способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, тат как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Тема урока “Австралия”
Тип урока: урок-игра “Рыбалка”, обобщающий.
Цели урока. Показать интеграцию ресурсов географии и математики в решении географических и математических задач.
Образовательные:
- обобщение знаний учащихся по темам “Формулы сокращенного умножения” и Австралия.
Развивающие:
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие интерактивных умений и навыков.
Воспитательные:
- развитие познавательного интереса у учащихся к математике и географии;
- формирование единой картины мира.
Формирование УУД: Познавательные и коммуникативные.
Программно-дидактическое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- мултимедийные пособия по географии для 7 класса;
- атласы и к/к для 7 класса;
- Магнитные рыбки;
- удочки.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Обьяснение условий игры.
3. Актуализация знаний (математик, географ):
- Решение примеров по теме формулы сокращенного умножения.
- Составление рассказа об Австралии.
4. Рефлексия (географ, математик).
5. Домашнее задание.
Оборудование
- Учебник географии И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А.Щенев, География, материки, океаны, народы и страны. Наш дом - Земля, 7класс, Москва “Дрофа”, 2010 г.
- Учебник алгебры под редакцией С.А. Теляковского, учебник для 7 класса. М.: Просвещение, 2009 г.
- Атлас “АСТ-ПРЕСС ШКОЛА”. 2011. ЗАО “Компания “АСТ-ПРЕСС”. Авторы И.В. Душина, А.А.Летягин.
- Интерактивная доска PANASONIC.
- Проектор.
- Линейки, карандаши.
- Игровой материал - рыбки, удочки.
Интегрированный урок по географии и математике в 7 классе по теме
Ход урока
1. Организационный момент.
Класс разбивается на четыре группы по названиям формул сокращенного умножения.
1. Разность квадратов двух выражений.
2. Квадрат разности двух выражений.
3. Квадрат суммы двух выражений.
4. Сумма и разность кубов.
2. Обьяснение условий игры.
Каждой группе выдается удочка, на одинаковом расстоянии стоят аквариумы с рыбками, на которых написаны примеры по теме “Формулы сокращенного умножения”. Каждый участник команды подходит к аквариуму, вылавливает одну рыбку, решает пример. В случае правильного решения команда получает ключевое слово из темы Австралия. Если участник не справляется с заданием на помощь приходит один представитель команды. В течении 7 минут каждой команде представляется возможность выловить как можно больше рыбок.
3. Актуализация знаний (математик, географ).
Примеры | Ответы | Ключевые слова | |||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | ||
(2а + в)2 | 4a2+4ab+b2 | Арафурское | Карпентария | Кейп-Йорк | Бассов |
(3с-k)2 | 9c2-6ck+k2 | Колония Великобритании | Абель Тасман | Джордж Кук | Ссылка преступников |
(n-2m)2 | n2-4m n+4m2 | Расположена вне зоны границ литосферных плит | Древняя Австралийская платформа | Большой Водораздельный хребет | Отсутствие вулканической деятельности |
16c 2-25a2 | (4c-5a)(4c+5a) | Нефть и природный газ | Вольфрамовые руды | Железные руды | Оловянные руды |
81n2-9k2 | (9n-3k)(9n+3K) | Господствующие воздушные массы | Количество атмосферных осадков и их среднегодовая сумма | Причина увлажнение восточных
склонов Большого Водораз- дельного хребта |
Причина пустынного климата |
(-3a-2b) 2 | 9a2+12ab+4b2 | Озера засолены | К бассейну какого океана относятся крупнейшие реки материка. | Крики | В какой части материка протекают короткие полноводные реки |
(4c-2)(4c+2) | 16c2-4 | Скрэб | Казаурины | Эвкалипты | Бутылочное дерево |
(3m-3n)(3m+3n) | 9m2-9n2 | Коала | Кенгуру | Ехидна | Утконос |
9-4c2 | (3-2c2)(3+2c2) | Лирохвост | Эму | Попугаи | Райские птицы |
25a2-49b2 | (5a-7b)(5a+7b) | Австралоидная раса | Резервации | Канберра | Аборигены |
a2+12a+36 | (a+6) 2 | мыс Йорк | мыс Юго-Восточный | мыс Стип-Пойнт | Мыс Байрон |
64+16b+b2 | (8+b) 2 | Новая Гвинея, | Тасмания | Новая Зеландия | Большой Барьерный риф |
4x2-20x+25 | (2x-5) 2 | Овцеводство | Пшеница | масло, сыр, консервы | Моллюсков-жемчужниц, съедобных устриц |
(4a-1) 2 | 16a2-8a+1 | Муррей | Эйр | Дарлинг | Большая пустыня Виктория |
(3a+7) 2 | 9a2+42a+49 | Перт | Сидней | Мельбурн | Аделаида |
(-6m-n) 2 | 36m2+12mn+n2 | эндемики | Английская королева | Улуру | Бумеранг |
Затем каждая команда, используя ключевые слова карту атласа, составляет рассказ по теме Австралия. (5 минут).
План
- Береговая линия.
- История открытия, изучения и освоения материка.
- Рельеф.
- Полезные ископаемые.
- Климат.
- Воды.
- Растения.
- Животные.
- Птицы.
- Население.
- Хозяйство.
Рефлексия
“Для меня сегодняшний урок…”
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Фамилия … Имя … класс 7…
Урок | Я на уроке | Итог | Оцени себя и товарищей Обведи кружком() |
1. Интересно | 1. Работал | 1. Понял материал | „Я“ 0________10 |
2. Скучно | 2. Отдыхал | 2. Узнал больше, чем знал | „Мы“ 0________10 |
3. Безразлично | 3. Помогал другим | 3. Не понял | „Дело“ 0________10 |
Домашнее задание.
По теме “Формулы сокращенного умножения” или Австралия придумать кроссворд.
Справочный материал для учителя
Номенклатура “Австралии”
Береговая линия
- Залив, воды которого омывают северные берега Австралии (Карпентария).
- Море, воды которого омывают северные берега Австралии (Арафурское).
- Море, отделяющее острова Новой Зеландии от берегов Австралии (Тасманово).
- *Полуостров на севере Австралии (Арнемленд).
- Полуостров на северо-востоке Австралии (Кейп-Йорк).
- Пролив, отделяющий остров Новая Гвинея от берегов Австралии (Торресов).
- Пролив, отделяющий остров Тасмания от берегов Австралии (Бассов)
История открытия, изучения и освоения материка
- В связи с чем в середине XIX века в Австралию устремилось много "искателей счастья"? (В связи с открытием месторождений золота).
- Для каких целей по началу использовало материк английское правительство? (Ссылка преступников).
- Какой город юго-востока Австралии возник как колония каторжников? (Сидней).
- Колонией какого государства был материк с конца XVIII века? (Великобритании).
- Назовите имя голландского мореплавателя, исследовавшего северные и северо-западные берега материка и открывшего остров, названный впоследствии его именем (Абель Тасман).
- По результатам открытий какого английского мореплавателя было доказано, что Австралия является самостоятельным материком? (Джордж Кук).
- *Что в природе Австралии привлекло европейцев и способствовало изучению её внутренних районов с целью поиска этих объектов? (Хорошие пастбища для скота).
Рельеф
- В какой части материка находится, как называется и какую высоту имеет высочайшая вершина материка? (На юго-востоке материка расположена гора Косцюшко высотой 2228 м).
- В основании какой части материка лежит древняя Австралийская платформа? (Восточной и центральной частей).
- К чему приурочено наибольшее понижение в рельефе материка? (К котловине озера Эйр).
- Как называются сильно разрушенные невысокие горы восточной части материка? (Большой Водораздельный хребет).
- *Перечислите названия одиноких вершин восточной и центральной частей материка. (Брус, Либиг, Ольга,Айерс-Рок).
- Почему в Австралии нет действующих вулканов? (Расположена вне зоны границ литосферных плит).
- Почему в Австралии нет современного горного оледенения? (Небольшая высота гор).
Полезные ископаемые
- *Вы знаете, что вольфрам используется в производстве нитей электроламп. Где в Австралии добывают вольфрамовые руды? (На о.Кинг в Бассовом проливе).
- Где в Австралии добывают уголь? (В горах Большого Водораздельного хребта).
- Какие районы Австралии богаты железными рудами? (Северо-запад).
- Какое ценное углеводородное сырье добывают на Центральной низменности и на шельфе у берегов Австралии? (Нефть и природный газ).
- На какой форме рельефа в какой части материка встречаются месторождения золота? (Возвышенности западной части материка).
- Олово не окисляется, что вызвало его применение в консервной промышленности. Где в Австралии добываются оловянные руды? (На о.Тасмания).
- Перечислите горючие полезные ископаемые Австралии. (Нефть, природные газ, каменный и бурый уголь).
Климат
- В какой части материка выпадает наименьшее количество атмосферных осадков и какова их среднегодовая сумма? (В центральной части материка выпадает 150-200 мм осадков в год).
- В какой части материка наблюдаются самые высокие средние температуры воздуха в январе и какова их величина? (В северо-западной части, +32oС).
- Какая часть материка лежит в зоне летних дождей? (Северная).
- С приходом каких воздушных масс связаны зимние дожди в южной части материка? (Морских умеренных).
- *С чем связано обильное в течение всего года увлажнение восточных склонов Большого Водораздельного хребта? (С прохождением вдоль восточных берегов тёплого течения).
- С чем связаны наименьшие показатели средних температур воздуха в юго-восточной части материка? (С более возвышенным рельефом района).
Воды
- В какой части материка протекают короткие полноводные реки с живописными водопадами? С чем связанных эти их особенности? (Эти реки стекают с более крутых восточных склонов Большого Водораздельного хребта).
- К бассейну какого океана относятся крупнейшие реки материка? (Индийского).
- Как в Австралии называются временные пересыхающие реки? (Крики).
- *Как называются содержащие много солей большие запасы подземных вод Австралии, частично возмещающие недостаток поверхностных вод на материке? (Артезианские бассейны).
- Назовите крупнейшую пересыхающую реку Австралии. (Купер-крик)
- Назовите крупнейшую речную систему и самое крупное озеро Австралии. (Муррей - Дарлинг, Эйр).
- Перечислите особенности озёр Австралии. (Озёр много, не имеют стока, засолены, наполняются водой лишь во влажный период, в остальное время покрыты коркой соли).
Растения
- Древесина эвкалиптов бывает разного цвета, она твёрдая, устойчива против гниения. Какое применение она находит в хозяйстве? (В качестве хорошего строительного материала).
- Из-за разрастания какого завезённого растения оказались непригодными многие гектары плодородных земель? Почти полностью истребить помогла выпущенная бабочка, которой в благодарность был поставлен памятник. (Кактус опунция).
- Как называется своеобразное австралийское дерево с толстым у основания стволом, резко суживающимся кверху, в тканях которого накапливается вода? (Бутылочное).
- Как называются заросли из колючих, густо переплетающихся, иногда совершенно непроходимых вечнозелёных кустарников пустынных частей материка? (Скрэб).
- Какие деревья Австралии выполняют роль естественных насосов, способствуя осушению почвы? (Эвкалипты).
- *Назовите встречающиеся только в Австралии деревья с безлистными нитевидными ветвями. (Казаурины).
- Почему кроны эвкалиптов не затеняют почву? (Их листья расположены ребром к солнечному свету).
Животные
- В листьях эвкалипта достаточно влаги, чтобы это животное могло обходиться без воды. Его название, взятое из языка одного австралийского племени, означает "не пить". (Коала).
- Ежегодно этого животного самка откладывает одно яйцо, но не высиживает его, а вынашивает в особой сумке на животе. Вылупившись из яйца, детёныш живёт в сумке и питается молоком, выделяющимся в сумку. Размерами и игольчатым покровом это животное напоминает ежа. (Ехидна).
- Между пальцами лап этого животного имеются перепонки, на голове - утиный клюв, хвост как у бобра. У самца на задних лапах петушиные шпоры, выделяющие яд. Оно откладывает яйца и вылупившихся детёнышей кормит молоком. О ком речь? (Утконос).
- *Шиповые наросты на теле этого животного служат для поглощения влаги из воздуха. Эти пресмыкающиеся обитают только в Австралии. (Ящерица-молох).
- Это крупное животное рождает детёныша ростом с грецкий орех. Подросшие детёныши ещё долго пользуются маминой сумкой при длинных переходах или в случае опасности. (Кенгуру).
- Это очень хитрое, очень осторожное хищное животное. Оно причиняет большой вред сельскому хозяйству, уничтожая овец и телят. Это животное - одичавший потомок собаки. (Дикая собака динго).
- Это сумчатое животное - свирепый хищник. Оно приносит неоценимую пользу сельскому хозяйству, истребляя кроликов, поэтому охота на него запрещена. (Сумчатая куница).
Птицы
- Австралия - родина этих маленьких птичек с ярким зелёным оперением, живущих огромными стаями. Назовите их. (Попугаи).
- В крупных водоёмах обитают эти благородные птицы, образующие пару на всю жизнь. В Австралии они имеют чёрный окрас перьев. (Чёрные лебеди).
- Вся прелесть этой птицы заключается в её хвосте, состоящем из двух длинных, изящно изогнутых перьев, очертаниями напоминающих красивый музыкальный инструмент. Пространство между этими перьями заполнено тончайшими белыми пёрышками, похожими на струны. (Лирохвост).
- *Как называются австралийские птицы, имеющие очень яркую окраску? В их названии отражается место, куда хотят попасть все люди. (Райские птицы).
- Эти птицы не высиживают яйца, а сооружают для них "инкубатор". На протяжении всего времени инкубации самец ежедневно погружает клюв в песок над гнездом и в зависимости от колебаний температуры либо снимает часть покрова, либо наращивает его. Он следит за тем, чтобы яйца не остыли или не испеклись. (Сорная курица).
- Это крупная бегающая птица, массой до 50 кг. Распространена в сухих степях Австралии и на о.Тасмания. Кормится растительной пищей и мелкими животными. (Эму).
- Это самый крупный попугай с пёстрым оперением и с большим хохолком на голове (Какаду).
Население
- В какой части материка предпочли жить бывшие европейцы и почему? (Восток, юго-запад, где лучшие условия увлажнения).
- *К какой расе относят коренное население Австралии? (Австралоидной).
- Как называют коренных жителей Австралии? (Аборигены).
- Как называют территории, отведённые в пустынных районах для насильственного поселения коренных жителей? (Резервации).
- Какова современная численность населения материка? (17 млн.человек).
- Какой образ жизни вели коренные жители материка до прихода европейцев, как добывали пищу? (Вели бродячий образ жизни, занимались охотой, собирательством).
- Назовите столицу Австралии. (Канберра).
Хозяйство
- Какая зерновая культура занимает ведущее место в земледелии? (Пшеница).
- Какая отрасль животноводства занимает ведущее место в сельском хозяйстве Австралии? (Овцеводство).
- Какая отрасль промышленности Австралии сформировалась наоснова богатства и разнообразия полезных ископаемых? (Горнодобывающая).
- Какие молочные продукты производит пищевая промышленность Австралии? (масло, сыр, консервы).
- Каких животных разводят и добывают в прибрежных морях Австралии? (моллюсков-жемчужниц, съедобных устриц).
- Кто помогает фермерам пасти овец? (Специально выведенная собака породы кэлпи).
- Перечислите крупнейшие порты Австралии. (Сидней, Мельбурн, Перт).
На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.
Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личностных, регулятивных и познавательных УУД.
Литература
- Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 608 с., ил.
- География материков и океанов. 7 кл: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв. - М.: Дрофа, 2000-2003. - 320 с.: ил., карт.
- Душина И.В., Притула Т.Ю., Смоктунович Т.Л. Земля - планета людей. Учебник по географии, 7-й класс. - М.: "Баласс", 2002. - 288 с., илл.
- Крылова О.В. Материки и океаны: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / О.В. Крылова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 303 с.: ил., карт.
- Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и странам (Африка, Австралия и Океания, Антарктида): Кн. для чтения по географии материков / Сост. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова. - М.: Просвещение, 1981. - 207 с., ил., 8 л. ил.
- Финаров Д.П. География: Материки, океаны и страны: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Д.П. Финаров, С.В. Васильев, Е.Я. Чернихова. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ"; СПб.: СпецЛит, 2001. - 296 с.: ил.