Тема: «Растения водоёмов»
Цели:
- создать условия для расширения представлений о растениях водоёма
- способствовать обогащению пассивного и активного словаря
- воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: иллюстрации с изображениями луга, поля, водоёма; иллюстрации с изображениями растений поля, луга; поделки и иллюстрации с изображениями кубышки, кувшинки.
1. Организационный момент
2. Сообщение темы
– Посмотрите на картины
(На доске три картины с изображениями луга, поля, водоёма)
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
– Какие растительные сообщества вам знакомы?
– А какие не изучали?
– Вспомните и назовите растения водоёмов.
– Сегодня мы подробнее познакомимся с растениями водоёмов.
– Для чего растения нужны в жизни?
– Для чего растения водоёмов нужны?
3. Повторение
а) – Повторим изученный материал, для этого проведем игру, у вас на партах иллюстрации с изображением растений. Вам надо каждое растение поместить в своё растительное сообщество.
(у всех на партах иллюстрации растений поля, луга. На доске слова «Растения поля», «Растения луга» и иллюстрации с изображением поля, луга).
б) – Как растения луга используются человеком?
– А для чего выращивают растения поля?
– Растения луга и поля играют важную роль для человека, объясните своё отношение к этим растениям. Что нужно делать каждому из нас?
в) – Проведем игру «Замени два слова на одно»
(на доске слова: «Мука из пшеницы», «Хлеб из ржи», «Каша из овса», «Хлопья из кукурузы»)
4. Новая тема
– Какие водоёмы вы знаете?
– Как вы понимаете, что такое водоём?
– Водоём – это место, где живут самые разнообразные существа.
– Давайте представим, что вы находитесь на берегу водоёма. На что вы сразу обратите внимание?
(на доске иллюстрация с изображением водоёма)
– На поверхности водоёма на огромных зеленых листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.
(на доске иллюстрации с изображением кубышки <Рисунок 4>, кувшинки <Рисунок 5>; на партах поделки: кубышка, кувшинка)
Рисунок 4
Рисунок 5
– Почему они называются водными?
– Кувшинку в народе называют водяной белой лилией, а кубышка – родственница кувшинки.
– Давайте поговорим об этих растениях
|
кувшинка |
кубышка |
1. Где растет? 2. Условия роста 3. Листья 4. Цветы 5. Корень 6. Время цветения 7. Роль цветов |
1. В воде 2. Вода, солнце 3. Широкие заостренные плавают на поверхности воды 4. Белые крупные, на ночь закрываются и уходят под воду 5. На дне водоёма 6. Май, июнь, июль, август 7. Выделяют кислород, являются пищей и домом для животных |
1. В воде 2. Вода, солнце и тень 3. Широкие круглые плавают на поверхности воды 4. Жёлтые мелкие, на ночь закрываются, но не погружаются в воду 5. На дне водоёма 6. Июнь, июль 7. Выделяют кислород, являются пищей и домом для животных |
5. Закрепление
– Кто расскажет об этих прекрасных цветах?
(1 ученик – про кувшинку)
(2 ученик – про кубышку)
– Красивые цветы многие стремятся сорвать. Но делать этого не следует: растения могут погибнуть, так как они очень чувствительны. Их остаётся всё меньше. Они нуждаются в охране. Эти растения занесены в Красную книгу.
– Давайте, составим предложения об этих прекрасных цветах.
6. Итог
– Сегодня говорили о таких прекрасных цветах.
– Чем понравилась кувшинка, кубышка?
– Чему удивились?
– Что нового узнали?
7. Домашнее задание
– Нарисовать;
– Рассказать дома родителям;
– Подарить поделки.
Литература
- О.В. Казакова, Н.А. Сбоева, Н.И. Гаврилкина «Поурочные разработки по курсу окружающий мир», Москва «Вако» 2010 г.
- И.В. Романов, Р.А. Петросова «Природоведение» 5 класс, Москва «Дрофа» 2011 г.
- О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов «Природоведение» 5 класс, Москва «Владос» 2004 г.