Урок по теме "Мир растений. Растения водоемов". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Тема: «Растения водоёмов»

Цели:

  • создать условия для расширения представлений о растениях водоёма
  • способствовать обогащению пассивного и активного словаря
  • воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: иллюстрации с изображениями луга, поля, водоёма; иллюстрации с изображениями растений поля, луга; поделки и иллюстрации с изображениями кубышки, кувшинки.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы

– Посмотрите на картины

(На доске три картины с изображениями луга, поля, водоёма)

рис.1

Рисунок 1

рис.2

Рисунок 2

рис.3

Рисунок 3

– Какие растительные сообщества вам знакомы?

– А какие не изучали?

– Вспомните и назовите растения водоёмов.

– Сегодня мы подробнее познакомимся с растениями водоёмов.

– Для чего растения нужны в жизни?

– Для чего растения водоёмов нужны?

3. Повторение

а) – Повторим изученный материал, для этого проведем игру, у вас на партах иллюстрации с изображением растений. Вам надо каждое растение поместить в своё растительное сообщество.

(у всех на партах иллюстрации растений поля, луга. На доске слова «Растения поля», «Растения луга» и иллюстрации с изображением поля, луга).

б) – Как растения луга используются человеком?

– А для чего выращивают растения поля?

– Растения луга и поля играют важную роль для человека, объясните своё отношение к этим растениям. Что нужно делать каждому из нас?

в) – Проведем игру «Замени два слова на одно»

(на доске слова: «Мука из пшеницы», «Хлеб из ржи», «Каша из овса», «Хлопья из кукурузы»)

4. Новая тема

– Какие водоёмы вы знаете?

– Как вы понимаете, что такое водоём?

– Водоём – это место, где живут самые разнообразные существа.

– Давайте представим, что вы находитесь на берегу водоёма. На что вы сразу обратите внимание?

(на доске иллюстрация с изображением водоёма)

– На поверхности водоёма на огромных зеленых листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.

(на доске иллюстрации с изображением кубышки <Рисунок 4>, кувшинки <Рисунок 5>; на партах поделки: кубышка, кувшинка)

рис.4

Рисунок 4

рис.5

Рисунок 5

– Почему они называются водными?

– Кувшинку в народе называют водяной белой лилией, а кубышка – родственница кувшинки.

– Давайте поговорим об этих растениях

 

кувшинка

кубышка

1. Где растет?

2. Условия роста

3. Листья

4. Цветы

5. Корень

6. Время цветения

7. Роль цветов

1. В воде

2. Вода, солнце

3. Широкие заостренные плавают на поверхности воды

4. Белые крупные, на ночь закрываются и уходят под воду

5. На дне водоёма

6. Май, июнь, июль, август

7. Выделяют кислород, являются пищей и домом для животных

1. В воде

2. Вода, солнце и тень

3. Широкие круглые плавают на поверхности воды

4. Жёлтые мелкие, на ночь закрываются, но не погружаются в воду

5. На дне водоёма

6. Июнь, июль

7. Выделяют кислород, являются пищей и домом для животных

5. Закрепление

– Кто расскажет об этих прекрасных цветах?

(1 ученик – про кувшинку)

(2 ученик – про кубышку)

– Красивые цветы многие стремятся сорвать. Но делать этого не следует: растения могут погибнуть, так как они очень чувствительны. Их остаётся всё меньше. Они нуждаются в охране. Эти растения занесены в Красную книгу.

– Давайте, составим предложения об этих прекрасных цветах.

6. Итог

– Сегодня говорили о таких прекрасных цветах.

– Чем понравилась кувшинка, кубышка?

– Чему удивились?

– Что нового узнали?

7. Домашнее задание

– Нарисовать;

– Рассказать дома родителям;

– Подарить поделки.

Литература

  1.  О.В. Казакова, Н.А. Сбоева,  Н.И. Гаврилкина  «Поурочные разработки по курсу окружающий мир», Москва «Вако» 2010 г.
  2.  И.В. Романов, Р.А. Петросова  «Природоведение» 5 класс, Москва «Дрофа» 2011 г.
  3.  О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов  «Природоведение» 5 класс, Москва «Владос» 2004 г.