Логопедическое занятие по теме "Звук [у] и буква У"

Разделы: Логопедия


Цели занятия.

Образовательная: уточнить и закрепить знания о звуке /у/, умение соотносить с буквой.

Коррекционная: формировать и развивать процессы фонематического слуха: фонематическое восприятие, фонематический анализ. Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Уточнить и расширить словарь по лексической теме “Одежда”.

Развивать грамматический строй речи: понимать смысловое значение предлогов (на, в, возле, под) и правильно употреблять их в самостоятельных высказываниях.

Воспитательная: воспитывать умение слушать других, умение работать в группе.

Оборудование:

  • плоскостная фигурка – кукла Уля;
  • плоскостные фигурки – шуба, шапка, рукавицы, унты;
  • предметные картинки – шуба, шапка, рукавицы, унты;
  • настоящие унты;
  • индивидуальные зеркала;
  • фишки для обозначения звуков;
  • вырезанные печатные буквы У А У У О У И У Ы У; М Х;
  • плакат с изображением письменных букв “У”;
  • элементы буквы “У”;
  • 2 листа чистого картона, 1 лист картона с наклеенной буквой “У”.

Ход занятия

I. Организационный момент и введение в тему занятия.

- К нам на занятие пришла наша знакомая бумажная кукла.

- Вспомните, как ее зовут…

- Правильно, Уля…

- Назовите первый звук в имени Уля...

- Молодцы – первый звук в имени – звук /у/.

- Сегодня мы будем вспоминать все, что знаем об этом звуке, какой буквой он обозначается.

- Какую разминку мы всегда делаем, чтобы хорошо работать и правильно выполнять все задания?...

- Да, гимнастику для щек, для губ, для языка…

- Делаем вместе с Улей…

II. Артикуляторная гимнастика.

* Надуваем шар. (Надуть щеки)

* Пришел цыпленок. (Втянуть щеки)

* Губы – трубочка, заборчик, (Поцелуйчик)

* Уля кашляет, когда болеет. (Покашлять)

* “Вкусное варенье”. - Лечим Улю сладким сиропом. (Облизать намазанные сиропом губы языком). - Запьем чаем…

* Чай горячий. Остудим чай. (Подуть на ладошки в форме чашки)

* “Лошадка” Уля любит кататься на лошадке…

* “Фырканье” Лошадка остановилась и фыркает “Фр-р-р”…

III. Основная часть.

1. Работа на уровне звука.

- Уля спрашивает”: “О каком звуке сегодня будем вспоминать?” О звуке /у/

- Произнесите “У-у-у”, посмотрите в зеркало…

Артикуляция:

- В каком положении губы? Вытягиваются трубочкой.

- Где находится язык? Лежит внизу.

- Произносится голосом.

- Какой воздух? Холодный.

Характеристика:

- Звук гласный. Почему? Ответы детей. Воздух выходит свободно, звук можно долго тянуть. Паровозик мимо проезжает и гудит то тихо, то громко – далеко (тихо): “У-у-у…”, близко (громко): “У-у-у…”.

Схема:

- Выберите фишку, которая обозначает гласный звук /у/ (Дети выбирают самостоятельно, я прикрепляю на доску фишку красного цвета).

Уля предлагает нам поиграть в игру…

* Игра “Поймай звук”

А У Ы У У Э И У О А У О Ы А У У

Называю звуки четко, услышав звук /у/ дети делают один хлопок в ладоши.

2. Работа на уровне буквы.

Игра “Найди букву”

На доске: ряд печатных букв (припоминание зрительного образа буквы “У” на прошлом занятии)

- Поможем Уле найти букву “У” среди других букв.

- Подойди к доске, возьми одну букву “У”…

- Сколько у тебя букв? А у тебя? Дайте мне буквы. Садитесь за парты.

Игра “Составь букву”

Составление буквы из элементов.

- У нашей Ули тоже есть буква, но она сломалась. Поможем составить букву “У”. Я покажу, как это сделать. Показ с комментарием.

- Сколько частей? Две части. Одна палочка с хвостиком длинная, а другая? Короткая. Теперь вы на парте составьте букву из двух частей самостоятельно.

Дифференцированная работа: Влад – Положи каждый элемент на образец;

Света, Юля – самостоятельно на лист картона. Контроль выполнения.

- Что получилось? Буква “У” печатная.

- В какую сторону смотрит буква “У”? В левую сторону.

Дифференциация печатных и письменных букв.

Показ письменных букв. Рассматривание, обведение пальцами.

- Покажите, где печатная буква “У”… Где письменные буквы?

- Где в жизни мы встречаем печатные буквы? В книжках, в учебниках, на вывесках магазинов, на ценниках и т.п. А письменные буквы где можем увидеть? В тетрадях – мы их пишем.

3. Физическая разминка.

-Устали? Предлагаю отдохнуть и научить Улю делать нашу любимую зарядку:

Наши пальчики проснулись! С добрым утром, потянулись!

Стали дружно умываться, полотенцем вытираться.

Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.

Дружно делаем зарядку… Пришли в школу и уселись за тетрадку!

Выполнение движений в соответствии с проговариваемыми словами.

4. Работа на уровне слога.

Составление слогов самостоятельно.

- У всех букв есть друзья – другие буквы. Назовите. “М”, “Х”. - Положите справа от буквы “У”. Чтение слогов “УМ”, “УХ”. Анализ.

5. Работа на уровне слова и словосочетания.

- Уля собралась на прогулку. Поможем ей одеться. Для этого нам нужно отгадать загадки и найти одежду и обувь… Какое время года сейчас? Зима. В какую одежду оденем Улю, если на улице зима? В зимнюю одежду.

Я предлагаю отгадывать загадки, сидя на ковре. Проходим и садимся удобно.

Отгадывание загадок о головных уборах и предметах одежды, обуви:

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Вечером – домой. (Валенки)

Показ картинки – “валенки”.

- Валенки – это зимняя, тёплая обувь. А есть обувь ещё теплее, чем валенки.

Знакомство с новым словом “унты”. Демонстрация настоящих унтов, уточнение семантики слова, развитие тактильных ощущений.

- Сделаны из оленьей шерсти, очень тёплые, их носят в сильные морозы и т.п.

- Потрогайте, какие унты на ощупь?... Как называются?... Унты…

И в мороз, и в холода
Она спасет тебя всегда.
Чтоб не было здоровье шатким,
Надень на голову ты... (Шапку)

Показ картинки – “шапка”.

От холода и снега
Согреет, где б ты ни был!
Пусть в ней похож ты на мишутку,
Зимой наденешь что ты? (Шубку)

Показ картинки – “шуба”.

Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Рукавицы)

Показ картинки – “рукавицы”.

- Молодцы! Загадки отгадали. Теперь найдём Улины вещи: шубу, шапку, рукавицы и унты.

Вырезанные фигурки – предметы одежды и обуви заранее спрятаны в разных местах классной комнаты.

- На кубике что-то лежит. Идем искать. Что это? Шуба. Где нашли? На кубике…

- В мешке что-то лежит. Что это? Шапка. Где нашли? В мешке.

- Возле елки что лежит? Рукавицы. Где лежат? Возле елки…

- Как эти предметы назвать одним словом? Одежда, головной убор.

- Под кубиком что-то лежит. Это унты. На что их надевают? На ноги – значит, это обувь. Как называются? Унты. Где нашли? Под кубиком.

- Пойдемте оденем Улю. (плоскостная фигурка - девочка и плоскостные фигурки - предметы одежды).

6. Работа на уровне предложения.

Совместные действия с проговариванием:

- Оденем Улю в шубу.

- Оденем Улю в шапку.

- Оденем Улю в рукавицы.

- Обуем Улю в унты. Тепло будет Уле на улице?... Почему?...

- Что у Ули на голове?... на руках?...на туловище?...на ногах?... (Развёрнутые, полные ответы детей). Провожаем Улю гулять на улицу.

IV. Итог.

- Назовите звук, с которым мы сегодня работали. Звук /у/.

- Назовите предметы одежды и обуви, в названии которых есть звук /у/. Демонстрирую предметные картинки (шуба, шапка, унты, рукавицы)…

- В названии какого предмета нет звука /у/? Шапка.

- Уля ушла, а вам оставила подарки. Найдите их под елкой.