Цели занятия.
Образовательная: уточнить и закрепить знания о звуке /у/, умение соотносить с буквой.
Коррекционная: формировать и развивать процессы фонематического слуха: фонематическое восприятие, фонематический анализ. Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
Уточнить и расширить словарь по лексической теме “Одежда”.
Развивать грамматический строй речи: понимать смысловое значение предлогов (на, в, возле, под) и правильно употреблять их в самостоятельных высказываниях.
Воспитательная: воспитывать умение слушать других, умение работать в группе.
Оборудование:
- плоскостная фигурка – кукла Уля;
- плоскостные фигурки – шуба, шапка, рукавицы, унты;
- предметные картинки – шуба, шапка, рукавицы, унты;
- настоящие унты;
- индивидуальные зеркала;
- фишки для обозначения звуков;
- вырезанные печатные буквы У А У У О У И У Ы У; М Х;
- плакат с изображением письменных букв “У”;
- элементы буквы “У”;
- 2 листа чистого картона, 1 лист картона с наклеенной буквой “У”.
Ход занятия
I. Организационный момент и введение в тему занятия.
- К нам на занятие пришла наша знакомая бумажная кукла.
- Вспомните, как ее зовут…
- Правильно, Уля…
- Назовите первый звук в имени Уля...
- Молодцы – первый звук в имени – звук /у/.
- Сегодня мы будем вспоминать все, что знаем об этом звуке, какой буквой он обозначается.
- Какую разминку мы всегда делаем, чтобы хорошо работать и правильно выполнять все задания?...
- Да, гимнастику для щек, для губ, для языка…
- Делаем вместе с Улей…
II. Артикуляторная гимнастика.
* Надуваем шар. (Надуть щеки)
* Пришел цыпленок. (Втянуть щеки)
* Губы – трубочка, заборчик, (Поцелуйчик)
* Уля кашляет, когда болеет. (Покашлять)
* “Вкусное варенье”. - Лечим Улю сладким сиропом. (Облизать намазанные сиропом губы языком). - Запьем чаем…
* Чай горячий. Остудим чай. (Подуть на ладошки в форме чашки)
* “Лошадка” Уля любит кататься на лошадке…
* “Фырканье” Лошадка остановилась и фыркает “Фр-р-р”…
III. Основная часть.
1. Работа на уровне звука.
- Уля спрашивает”: “О каком звуке сегодня будем вспоминать?” О звуке /у/
- Произнесите “У-у-у”, посмотрите в зеркало…
Артикуляция:
- В каком положении губы? Вытягиваются трубочкой.
- Где находится язык? Лежит внизу.
- Произносится голосом.
- Какой воздух? Холодный.
Характеристика:
- Звук гласный. Почему? Ответы детей. Воздух выходит свободно, звук можно долго тянуть. Паровозик мимо проезжает и гудит то тихо, то громко – далеко (тихо): “У-у-у…”, близко (громко): “У-у-у…”.
Схема:
- Выберите фишку, которая обозначает гласный звук /у/ (Дети выбирают самостоятельно, я прикрепляю на доску фишку красного цвета).
Уля предлагает нам поиграть в игру…
* Игра “Поймай звук”
А У Ы У У Э И У О А У О Ы А У У
Называю звуки четко, услышав звук /у/ дети делают один хлопок в ладоши.
2. Работа на уровне буквы.
Игра “Найди букву”
На доске: ряд печатных букв (припоминание зрительного образа буквы “У” на прошлом занятии)
- Поможем Уле найти букву “У” среди других букв.
- Подойди к доске, возьми одну букву “У”…
- Сколько у тебя букв? А у тебя? Дайте мне буквы. Садитесь за парты.
Игра “Составь букву”
Составление буквы из элементов.
- У нашей Ули тоже есть буква, но она сломалась. Поможем составить букву “У”. Я покажу, как это сделать. Показ с комментарием.
- Сколько частей? Две части. Одна палочка с хвостиком длинная, а другая? Короткая. Теперь вы на парте составьте букву из двух частей самостоятельно.
Дифференцированная работа: Влад – Положи каждый элемент на образец;
Света, Юля – самостоятельно на лист картона. Контроль выполнения.
- Что получилось? Буква “У” печатная.
- В какую сторону смотрит буква “У”? В левую сторону.
Дифференциация печатных и письменных букв.
Показ письменных букв. Рассматривание, обведение пальцами.
- Покажите, где печатная буква “У”… Где письменные буквы?
- Где в жизни мы встречаем печатные буквы? В книжках, в учебниках, на вывесках магазинов, на ценниках и т.п. А письменные буквы где можем увидеть? В тетрадях – мы их пишем.
3. Физическая разминка.
-Устали? Предлагаю отдохнуть и научить Улю делать нашу любимую зарядку:
Наши пальчики проснулись! С добрым утром, потянулись!
Стали дружно умываться, полотенцем вытираться.
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.
Дружно делаем зарядку… Пришли в школу и уселись за тетрадку!
Выполнение движений в соответствии с проговариваемыми словами.
4. Работа на уровне слога.
Составление слогов самостоятельно.
- У всех букв есть друзья – другие буквы. Назовите. “М”, “Х”. - Положите справа от буквы “У”. Чтение слогов “УМ”, “УХ”. Анализ.
5. Работа на уровне слова и словосочетания.
- Уля собралась на прогулку. Поможем ей одеться. Для этого нам нужно отгадать загадки и найти одежду и обувь… Какое время года сейчас? Зима. В какую одежду оденем Улю, если на улице зима? В зимнюю одежду.
Я предлагаю отгадывать загадки, сидя на ковре. Проходим и садимся удобно.
Отгадывание загадок о головных уборах и предметах одежды, обуви:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Вечером – домой. (Валенки)
Показ картинки – “валенки”.
- Валенки – это зимняя, тёплая обувь. А есть обувь ещё теплее, чем валенки.
Знакомство с новым словом “унты”. Демонстрация настоящих унтов, уточнение семантики слова, развитие тактильных ощущений.
- Сделаны из оленьей шерсти, очень тёплые, их носят в сильные морозы и т.п.
- Потрогайте, какие унты на ощупь?... Как называются?... Унты…
И в мороз, и в холода
Она спасет тебя всегда.
Чтоб не было здоровье шатким,
Надень на голову ты... (Шапку)
Показ картинки – “шапка”.
От холода и снега
Согреет, где б ты ни был!
Пусть в ней похож ты на мишутку,
Зимой наденешь что ты? (Шубку)
Показ картинки – “шуба”.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Рукавицы)
Показ картинки – “рукавицы”.
- Молодцы! Загадки отгадали. Теперь найдём Улины вещи: шубу, шапку, рукавицы и унты.
Вырезанные фигурки – предметы одежды и обуви заранее спрятаны в разных местах классной комнаты.
- На кубике что-то лежит. Идем искать. Что это? Шуба. Где нашли? На кубике…
- В мешке что-то лежит. Что это? Шапка. Где нашли? В мешке.
- Возле елки что лежит? Рукавицы. Где лежат? Возле елки…
- Как эти предметы назвать одним словом? Одежда, головной убор.
- Под кубиком что-то лежит. Это унты. На что их надевают? На ноги – значит, это обувь. Как называются? Унты. Где нашли? Под кубиком.
- Пойдемте оденем Улю. (плоскостная фигурка - девочка и плоскостные фигурки - предметы одежды).
6. Работа на уровне предложения.
Совместные действия с проговариванием:
- Оденем Улю в шубу.
- Оденем Улю в шапку.
- Оденем Улю в рукавицы.
- Обуем Улю в унты. Тепло будет Уле на улице?... Почему?...
- Что у Ули на голове?... на руках?...на туловище?...на ногах?... (Развёрнутые, полные ответы детей). Провожаем Улю гулять на улицу.
IV. Итог.
- Назовите звук, с которым мы сегодня работали. Звук /у/.
- Назовите предметы одежды и обуви, в названии которых есть звук /у/. Демонстрирую предметные картинки (шуба, шапка, унты, рукавицы)…
- В названии какого предмета нет звука /у/? Шапка.
- Уля ушла, а вам оставила подарки. Найдите их под елкой.