Входят дети под музыку песни “Азбука”. (слайд 1) Приложение1
Уч-к.
- Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко ... В чем секрет?
Уч-к.
Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.
Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?
Уч-к.
Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
В честь славянских “аз” и “буки”
Назван Азбукой Букварь. (слайд 2)
Уч-к. Пусть зовут нас “семилетки”!
Уч-к.Пусть не ставят нам отметки!
Уч-к.Все же мы...
Все (хором): Ученики!
Уч-к. Любим чистый светлый класс!
Все (хором): Это раз!
Уч-к.: Там читаем мы слова!
Все (хором): Это два.
Уч-к.
Ну, а в-третьих,
Василиске
Сам уже пишу записки!
И бабуля говорит:
“Мой внучонок –
Вундеркинд!”
Дети поют частушки. (слайд 3)
Ученик 1.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Ученик 2.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Ученик 3.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик 4.
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ученик 5.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
Ученик 6.
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Учитель. Первая учебная книга “Азбука” – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя - Азбуки- нет. Давайте, ребята, позовем её.
Все.
Азбука! Азбука! Мы ждем тебя!
Входит Азбука. (слайд 4)
Азбука.
Я – “Азбука”, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А вы знаете, сколько мне лет?
Почти 400
Учились все по мне всегда,
Я – книга школьная – Азбука:
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Азбука. - А где же мои помощники-буквы?
Учитель.
Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные слова — весь алфавит появится перед тобой.
Шарма, фарма, туквы, муквы,
Дети, превращайтесь в буквы.
Вбегает Буква "Я".
Учитель. Буква "Я", а ты здесь как очутилась? Ведь ты в алфавите последняя!
“Всем известно буква "Я"
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?”
Дети. Неизвестно!
Учитель. Интересно?
Дети. Интересно!
Учитель. Ну, так слушайте рассказ!...
Инсценировка стихотворения “Буква “Я”” (слайд 5)
Учитель.
Шарма, фарма, туквы, муквы,
Дети, превращайтесь в буквы.
Дети надевают на головы шапочки с изображением букв алфавита.
Учитель.
Уважаемая Азбука! Принимай парад букв!
Азбука.
Есть принимать парад! Команда славная моя, стройся, в ряд от А до Я! Алфавит, равняйся, смирно! Доложить о готовности к параду! (слайд 6)
Песня “Алфавит”(поют все) Приложение 2
Азбука.
Молодцы!Сколько же в русском языке букв? (33)
- Буквы мы пишем, а звуки? (слышим)
- Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие?
- А что вы про них знаете?
Ученик.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет-
Звук получается гласный.
Незнайка. Ой, а что у вас здесь происходит? Народу полным-полно и Азбука здесь. Здравствуйте вам! (Спрашивает у Азбуки, показывая на буквы.) А это кто?
Азбука. А это мои помощники — буквы.
Незнайка. Зачем тебе так много букв? И почему одни красные, а другие — синие?
Азбука. Это буквы гласные и согласные.
Незнайка. Ну, их очень много. Сколько их всего?
Дети. 33.
Незнайка. Ого! Бедные детки! Как можно все их выучить! 33 это ж больше, чем пальцев на руках. Нет, если бы я работал Азбукой, я бы оставил букв поменьше, чтоб ребятам было полегче! Например, одни гласные или одни согласные.
Учитель. Эх, Незнайка! Нельзя говорить о том, чего не знаешь. Только один раз гласные и согласные буквы поссорились. А что из этого получилось? Посмотри!
Буквы делятся на две группы: гласные и согласные, становятся по разные стороны от учителя.
Инсценируется сказка “Всегда вместе” А.А. Шибаева. (слайд 7)
И с тех пор никогда больше не разлучались.
Незнайка после инсценировки становится возле учителя.
Азбука: - Ребята, а ведь вы научились не только читать, но и писать. А как называлась тетрадь, в которой вы учились писать письменные буквы?
Дети: - Пропись!
Входит пропись и плачет.
Азбука: - Милая пропись, что с тобой случилось?
Пропись (всхлипывая):
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась -
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
- Злая колдунья - ошибка в некоторых словах перепутала буквы, чтобы ребята писали с ошибками и получали плохие оценки, а я хочу, чтобы они писали грамотно и хорошо учились. Вот поэтому я плачу.
Азбука: - Дорогая пропись, не плачь! Ребята сейчас все-все ошибки исправят. Правда, ребята?
Дети: - Да!
Азбука: - Сейчас Пропись прочитает нам предложения. Вы их внимательно послушаете и скажете, где злая колдунья Ошибка напутала.
Испытание 1. “Буква заблудилась” (слайд 7-13) Приложение 4
Пропись(радостно): - Спасибо вам, ребята! Все ошибки исправили! Молодцы! А теперь давайте вспомним некоторые правила, с которыми вы познакомились на уроках письма.
Незнайка. Вот это да! Никогда бы не подумал, что каждая буква так важна!
Азбука. Надо тебе, Незнайка, серьезно заняться своим обучением.
Ученик.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ученик.
Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят.
Ученик.
Буквы- значки, как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё- алфавит!
Учитель. А коль сегодня у нас праздник, все вместе мы будем играть, веселиться, участвовать в конкурсах.
Испытание 2. Ребусы (слайд 14) Приложение 5.
Физминутка под стихотворение А.Л. Барто “Звериная зарядка” Приложение 6
Азбука.
Только в школу вы пришли —
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
(Обращается к учителю.)
Учитель. - Молодцы! А какие многозначные слова помните вы? (Дети называют)
- А теперь посмотрите сценку и подумайте: почему мальчики не поняли друг друга?
Инсценировка. Сладков “Овсянка” (слайд 15) Приложение 7.
Учитель: - Почему мальчики не поняли друг друга?А какие вы ещё знаете слова, которые имеют несколько значений?(Ответы детей).
Испытание 3. Отгадай название сказки (слайд 16-26)
Сказочные герои читают перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.
1.Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
11. Луковый мальчик. (Чипполино.)
12. Свеколка. (Репка.) (Инсценировка сказки)
Испытание 4.
Отгадайте, от какого героя нам пришли телеграммы (слайд 28-34) Приложение 8
Азбука. - Молодцы, ребята! Со всеми испытаниями справились.
Песня “До свидания, АЗБУКА” слова З.Петровой, муз. А.Островского (слайд 36)Как хорошо уметь читать! (слайд 35)
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, почитай еще страницу!”
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы : “До свиданья!”,
И до новых встреч, друзья!До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придет!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают
У-ДО-СТО-ВЕ-РЕ-НИ-Я!В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Вы прочтёте любые книжки.
Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые родители! Вот и подошёл к концу наш сегодняшний праздник, посвященный прощанию с “Азбукой”. Недавно вас посвящали в ученики, вы получали первые учебники. Но вот пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. За это время вы стали чуточку взрослее, умнее, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Поздравляю вас с первой серьезной победой!
Вручение удостоверений и подарков.