Цель: учить ребёнка правильно произносить звук “Р” с использованием механической помощи.
Задачи.
Образовательные:
- формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука “Р”;
- формировать зрительный, слуховой, кинестетический образ звука.
Коррекционные:
- развивать умение контролировать силу и выразительность голоса;
- тренировать артикуляционный аппарат ребенка в переключаемости с одного вида движений на другие;
- учить выделять звук “Р” среди других звуков.
- формировать сильную, длительную воздушную струю;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- упражнять ребёнка в ориентировке в пространстве.
Воспитательные:
- вызвать у детей интерес к своей речи и желание заниматься с логопедом;
- повышать самооценку ребенка.
Оборудование: зеркало, зонд, осенние листья, муляжи грибов, предметные картинки с изображением животных и их детёнышей, игрушки: дятел, ёжик.
Организация ребёнка на образовательную деятельность
Артикуляционная гимнастика
Язычок смотрит, какая на улице погода
- Приоткрыть рот, положить передний края языка на верхнюю губу, удерживать его в таком положении под счёт от 1-10.
- Приоткрыть рот, положить широкий передний края языка на нижнюю губу, удерживать его в таком положении под счёт от 1-10.
- Приоткрыть рот, поднять язык вверх к носу, удерживать его в таком положении под счёт от 1-10.
- Приоткрыть рот, опустить язык вниз к подбородку, удерживать его в таком положении под счёт от 1-10.
Испортилась погода, подул сильный ветер
- Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднят кверху и упирается в бугорки за верхними зубами, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам и сильно подуть на язык, чтобы он задрожал.
Попросить ребёнка подуть “ветром” так, чтобы язычок почувствовал, затрепетал и завибрировал на ветру. Оторвать кончик языка от бугорков за верхними зубами, подставить ко рту ладонь, почувствовать, как “дрожит” язычок от порывов ветра.
А потом еще и дождь пошел
Капельки дождя стучат по крыше:
- слегка приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижние зубы, прикусить язык зубами и произнести: та-та-та-та-та.
Спрятался язычок в своем домике от дождя и ветра
- производить попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами, то перемещенного в зубной полости 4-6 раз.
Прошел дождь, выглянуло солнышко.
Поехали в лес за грибами на лошадке.
Лошадка цокает копытами вот так:
- Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть, чтобы ребёнок щелкал языком, а не чмокал.
Приехали в лес, язычок сказал лошадке: “ТПРУ” и остановил её
- Набрать в легкие как можно больше воздуха и выдувать воздух, заставляя сильно вибрировать губы.
А лошадка не слушается, да еще язык показывает
- Открыть рот, высунуть язык до предела, на секунду задержать его в этом положении, затем резко втянуть вглубь рта, и снова повторить последовательность этих движений 3 раза.
Много в лесу грибов растёт
А грибы в лесу непростые, а волшебные! Они умеют разговаривать.
Послушай и повтори
“Я - поганка бледная, ядовитая и вредная!” (низким, грозным голосом), “Я - Лисичка, рыжая сестричка!” (высоким, ласковым голосом), “Мы - опята, дружные ребята”, (громко, весело) “Я - боровик, ешьте меня смело!” “Я-подосиновик красивый!”. (Громко с гордостью)
Какое сейчас время года? (Осень)
Осенью животные делают запасы на зиму, и ёжик просит помочь собрать для него грибы.
Пластический этюд
Наклониться, срезать гриб, удивиться величине гриба, показать, какой он большой, обрадоваться, встать, положить гриб в корзину.
“Грибок”
- Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку) Следить, чтобы губы были в положении улыбки, боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Согласование числительных с существительными
Много собрали грибов, давай их посчитаем: одна лисичка две лисички, три лисички, четыре, пять…., один боровик…. один подосиновик…. (ребёнок считает муляжи грибов).
Теперь положим грибы в лукошко
- Улыбнуться, показать зубы, широкий расслабленный язык поставить за верхние зубы, прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
(Повторить упражнение 4-6 раз)
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
Ёжик благодарит и прощается с нами:
Пта-пто, пты-пту, бда-бды, бду-бдо.
“До свидания, ёжик!”
Пты-пту-пто, пты-пту-пто-пта, бда-бдо-бду-бды.
Создание слухового образа звука
Посмотри, кто гуляет на лесной поляне? Дикие животные и их детёныши.
Давай послушаем, как мамы-звери учат детёнышей рычать:
Медведица медвежонка: РРРРРР
Волчица волчонка: РРРРРР
Лиса лисёнка: РРРРРР
(Выкладываются картинки с изображением животных и их детёнышей)
Формирование кинестетического образа звука. (Ощущение положения органов артикуляции)
Я слышу, как дятел стучит по дереву. А ты знаешь, почему он стучит? Дятел - санитар леса, он спасает деревья от жучков, червячков и других различных насекомых. Я буду показывать, как стучит дятел по дереву, а ты повторяй за мной:
- Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Постучать кончиком языка.
Дятел приготовил для тебя загадку
Его весной и летом
Мы видим одетым,
А осенью с бедняжки,
Сорвали все рубашки. (Дерево)
- Ты догадался про какие “рубашки” говорится в загадке? (Это листья)
Давай соберем букет маме из осенних листьев:
Пространственная ориентировка
Раскладываются листья деревьев в разные части кабинета. Куда пойдешь, что найдешь? Прямо пойдешь - березовый лист найдешь, налево пойдешь - осиновый лист найдешь, направо пойдешь - дубовый лист найдешь, а теперь раз, два, три – назад посмотри (рябиновый лист).
Развитие мелкой моторики рук
Раз, два, три, четыре, пять
(загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем
(загибать пальчики, начиная с большого)
Маме красивый букет отнесём!
(разогнуть все пальчики)
Формирование зрительного образа звука
Показ артикуляционного профиля.
Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Постучать пальчиками правой руки, сложенных в форме “чашечки”, по бугоркам левой ладони (как дятел стучит по дереву).
Развитие фонематического восприятия
“Хлопни в ладоши, когда услышишь звук “Р”
М, Н, П, Б, Р,К, В, ВЬ, Р, Д, Р, ДЬ, Т, ТЬ, Р, Г, ГЬ, Ж, Л, ЛЬ, Р
РА-ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР.
Волк, рыба, крокодил, медведь, зебра, забор, лиса, жираф, тигр, заяц, рысь.
Вызывание звукаДавай попрощаемся с дятлом:
Дын-дын, дын-дын-дын, дын-дын-дын.
Ребёнок длительно произносит фрикативный звук “Р”, а логопед подкладывает зонд с шариком на конце под язык. Шарик соприкасается с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами.
Итог.
Вот и закончилось наше путешествие в лесу. Молодец, ты сегодня был внимательным, у тебя хорошо получались все упражнения. Повторяй гимнастику для язычка дома перед зеркалом и у тебя обязательно получиться правильно и красиво говорить.
Литература
1. Пожиленко Е.А. “Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л” (КАРО Санкт-Петербург. 2006)
2. Богомолова А.И. “Логопедическое пособие для занятий с детьми” Библиополис Санкт-Петербург. 1994)
3. Ткаченко Т.А. “Логопедическая энциклопедия” (“Издательство Мир книги”. 2008)