В тетради “Помощник по русскому языку” “Листы взаимоконтроля” наклеиваются на правую страницу тетрадного разворота, а “Ответы” - на следующий тетрадный разворот. Это сделано с целью развития у обучающихся умения оценивать свои знания (рефлексия), а так же как помощь при выполнении домашних заданий (не могу выполнить – почему? – посмотрю в тетради-помощнике). Отдельно хочу сказать, что ответы на “Листы взаимоконтроля” не надо заставлять детей заучивать наизусть как правила, они рассматриваются нами только как справочные материалы. Далее я предлагаю составленные мной для 3 класса “Листы взаимоконтроля” и ответы к ним. На некоторые вопросы нет напечатанных ответов или ответы неполные, так как дети составляли на уроке алгоритмы или модели.
Начинаются наши тетради с листов “Основные понятия” и “Типы орфограмм”. Приложение 1.
1 лист взаимоконтроля
1. Что такое корень?
2. Что такое окончание?
3. Для чего служат окончания в предложении?
4. Что такое приставка?
5. Что такое суффикс?
6. Что такое предлог?
7. Как пишутся предлоги с другими словами?
8. Как определить: предлог это или приставка?
9. Какие ты знаешь предлоги?
10. Какие приставки пишутся с буквой о? Докажи свой ответ. Приведи примеры.
11. Какие приставки пишутся с буквой а? Докажи свой ответ. Приведи примеры.
12. Какая приставка существует: в или ф? Докажи свой ответ.
13. Какую букву написать в словах дал, дание, доровье. Обоснуй свой ответ.
14. Когда приставки без-, воз-(вз-), из-, низ-, раз-(роз-), чрез-(черес-) пишутся с буквой з, а когда с буквой с?
15. Когда в приставках раз-(рас-) - роз-(рос-) пишется о, а когда а?
Ответы на 1 лист взаимоконтроля. Приложение 2.
2 лист взаимоконтроля
1. Назови значимые части слова.
2. Назови слова-подсказки для приставок.
3. Назови слова-подсказки для суффиксов.
4. Расскажи, в каких суффиксах под ударением после шипящих пишется ё.
5. Расскажи, в каких суффиксах под ударением после шипящих пишется о.
6. Что такое имя существительное?
7. Что такое падеж слова?
8. Назовите 6 падежей, падежные слова и падежные вопросы.
9. Как определить род имён существительных?
10. Что такое лексическое значение слова?
11. Какой частью слова выражается его лексическое значение?
12. Какие ты знаешь грамматические значения слов?
13. Какой частью слова выражается его грамматическое значение?
14. Назови отличительное свойство лексического и грамматического значений.
Ответы на 2 лист взаимоконтроля. Приложение 3.
3 лист взаимоконтроля
1. Что такое начальная форма (для имён существительных)?
2. Как определить род имён существительных?
3. Что обозначает на схеме линия с крючочком?
4. Что такое имя прилагательное?
5. Что обозначает данная схема?
6. Что обозначает данная модель?
7. Что нужно помнить, чтобы определить число, падеж и род у имени прилагательного?
8. Почему в модели имени существительного род взят в кружочек?
Ответы на 3 лист взаимоконтроля. Приложение 4.
4 лист взаимоконтроля
1. Что такое склонение имени существительного?
2. Как определить тип склонения имён существительных?
3. Как определить, какое окончание надо писать у существительных в единственном числе?
4. Как определить, какое окончание надо писать у существительных во множественном числе?
5. Когда писать Ь на конце имён существительных после шипящих?
6. Какую букву написать в окончании существительного после шипящего О или Е? Как узнать?
7. Орфограмма ЦИ – ЦЫ. Какую букву писать после Ц? (И?Ы?Е?)
5 лист взаимоконтроля
1. Что такое глагол? 2. Как определить вид глагола? 3. Как определить время, лицо, род глагола?
4. Алгоритм определения окончания глагола. 5. Назови глаголы-исключения.
Ответы на 4 и 5 лист взаимоконтроля. Приложение 5.
6 лист взаимоконтроля
1. Что такое синтаксис?
2. Какие разделы синтаксиса изучаются в школе?
3. Что такое предложение? Назови виды предложений по цели высказывания. Назови виды предложений по эмоциональной окраске.
4. Что называют грамматическим значением предложения?
5. Что такое грамматические формы предложения?
6. Какое слово в предложении “отвечает” за его грамматическое значение? Почему?
7. Какие слова в предложении главные? Что такое грамматическая основа предложения?
8. Как связаны подлежащее и сказуемое?
9. Какие работы выполняет сказуемое?
10. Какие работы выполняет подлежащее?
11. Как надо действовать, чтобы найти в предложении грамматическую основу (сказуемое и подлежащее)?
12. Сказуемое может быть простым и составным. Что такое простое сказуемое?
13. Что такое составное сказуемое?
14. Какое слово называется связкой? Приведи пример предложения с нулевой связкой.
15. Когда ставится тире в предложении?
16. Что такое второстепенные члены предложения?
17. Назови виды предложений по наличию второстепенных членов.
18. Какие три вида связей слов в предложении ты знаешь?
19. Какие члены предложения называются однородными? Знаки препинания при однородных членах предложения.
20. Какое предложение называется сложным?
21. Что такое словосочетание?
22. Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетаниях?
23. С помощью чего выражается грамматическая связь слов в словосочетаниях?
24. Одинаковы ли словосочетания читать книгу и читать неделю? От чего зависит их значение?
25. Какие ты знаешь виды словосочетаний?
26. Можно ли считать грамматическую основу предложения словосочетанием?
Ответы на 6 лист взаимоконтроля. Приложение 6.
Список литературы
1. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. 3 класс: Пособие для учителя (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) – М.: Вита-Пресс.
2. С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Вита-Пресс.