Урок технологии "Душа ль моя, Масленица!". 5-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (628 кБ)


Цели:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с обрядовыми праздниками;
  • знакомство учащихся со способами приготовления традиционных русских блинов;
  • создание условий для расширения и углубления знаний учащихся о русской истории и культуре.

Развивающие:

  • развитие и коррекция речи учащихся путем расширения их словарного запаса с использованием мультимедийных средств;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • развитие и коррекция навыков работы в коллективе.

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности, гостеприимства;
  • воспитание уважения к обычаям предков ;
  • совершенствование культуры труда.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: посуда, миксер, сковородки, приспособления для сервировки стола, продукты, мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа: оформить выставку предметов русского народного быта, ознакомить учащихся с инструкционной картой во выпечке блинов (постановка опары), повторение правил техники безопасности.

Ход урока

I. Организационный момент.

На экране слайд №1 презентации.

Выходят 3 ученицы в русских народных костюмах.

“Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!

Слайд №2 презентации

Приезжай к нам на конях вороных, Да на саночках скорых расписных. Чтобы слуги в санках были молодые, Нам подарочки везли бы дорогие: И блины, и оладьи, и калачи, К нам в печку да в окошко их мечи!

II. Беседа.

- Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Называется этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длится он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величают широкой Масленицей.

Продолжают ученицы..

- Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... Понедельник.. Наступает"Встреча".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

"Заигрыш" беспечный - вторника отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут среда подходит - "Лакомкой"зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в четверг – раздольный "Разгуляй" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

Пятница настала - "Вечера у тещи"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится суббота - "Золовки угощенье".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Воскресение светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "Прощеный день”.
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

- А что является главным угощением на Масленицу? (Блины.) Правильно. Масленица с ее блинами- это встреча солнца и весны, прощание с зимой. Блины на Масленицу пекут каждый день.

Слайд №3 презентации.

Истинно русское угощение- сытные и сладкие блины с морсом, квасом, чаем. Русские блины отличаются особой консистенцией: должны быть рыхлые, ноздреватые, легкие, мягкие, с четким рисунком . Они как губка впитывают в себя растопленное масло, отчего становятся сочными и просто необыкновенно вкусные. Для их выпечки нужны сноровка и умение.

- Как вы думаете, из какого вида теста можно приготовить блины?

Слайд №4 презентации.

(дрожжевое)

Слайд №5 презентации.

- Я предлагаю сейчас вспомнить схему приготовления дрожжевого теста.

Слайд №6 презентации.

1. При замесе теста муку обязательно просеивают. При этом она обогащается кислородом. Соль и сахар растворяют , дрожжи размешивают в теплой воде. Все компаненты соединяют и оставляют для брожения.

2. При брожении теста дрожжи сбраживают вещества, называемыми сахаридами с образованием спирта и углекислого газа. Спирт улетучивается при выпечке, а углекислый газ создает пористую структуру

3. Когда подойдет опара, добавляется остальная мука, соль, сахар, масло. А затем подмешиваются взбитые яичные белки, после чего тесто должно подойти еще один раз. Избыток сахара, жира и яиц задерживает развитие дрожжей. К моменту выпечки тесто должно напоминать густую сметану.

4. Когда тесто расстоится и поднимется в последний раз, его не надо мешать, чтобы оно не опало, а сразу осторожно брать разливной ложкой и лить на раскаленную сковороду.

5. Перед выпечкой каждого блина лучше всего смазывать сковородку маслом. Когда сковородка предварительно разогрета, правильно смазана и на нее налито правильное количество теста, то блин печется недолго. Готовые блины складывать стопкой и смазывать маслом.

Слайд №7.

Прежде, чем приступить к практической работе, повторим правила техники безопасности.

Перед началом работы.

1. Надеть фартук ,волосы заправить под косынку.

2. Приступая к работе на кухне, вымыть руки с мылом.

3. Перед включением электроплиты проверить исправность шнура питания. Не допускать выключения вилки дерганием за шнур.

Во время работы.

1. Сковороду ставить и снимать сковородником с деревянной ручкой.

По окончании работ.

1. Выключить электроплиту.

2. Привести в порядок рабочее место.

3. Привести себя и спецодежду в порядок.

4. Проветрить помещение.

III. Изучение нового материала.

А сейчас мы переходим непосредственно к приготовлению самых настоящих русских блинов – главного масленичного угощения. Для этого нам потребуются следующие продукты:

Слайд №8 презентации.

По инструкционной карте (слайд №9 презентации) сначала готовим опару. Мы приготовили ее заранее вместе с нашими русскими красавицами перед уроком. Сейчас они расскажут и покажут, как они это делали. Посмотрите, как опара подходит. Остаются считанные минуты до ее готовности. В это время вам предстоит выполнить практическую работу, которая поможет нам выбирать самые свежие продукты для готовки.

IV. Проверка умений и навыков.

Слайд №10, 11 и №12 презентации.

Собрать письменные отчеты. Проверка правильности выполнения задания.

Слайды 13, 14, 15 презентации.

V. Изучение нового материала.

- Посмотрите, как хорошо подошла наша опара. Настало время продолжить работу по инструкционной карте.

Слайд №16 презентации.

- Пока подходит тесто, мы прокалим сковородки и подготовим все необходимое для выпечки блинов. Перед выпечкой лучше всего смазывать сковородку растительным маслом. Лучше это делать половинкой сырой картофелины, разрезанной поперек и наколотой на вилку.

VI. Проверка домашнего задания.

- К сегодняшнему дню я просила вас подобрать загадки и стихи по теме этого урока. Пришло время их услышать.

- А кто таков – Иван Громоков? Сел на конь и поехал в огонь?

(Блин на сковородке)

Блинчики

Пять яиц, стакан муки
Масло, чашка, две руки.
Сода, соль и молоко –
Миксер крутится легко.
Он крутился и крутился –
Блинчик тонким получился.
С пылу, с жару, да с медком –
Жду вас в гости вечерком.
Приходите, приходите,
Радость в дом мой приносите.
Где нет чая и гостей –
Нету радости, вестей.
(И. Финк)

***

По плешивому хлопну,
На плешивого капну,
Плешь обдеру,
Да опять наведу. Что я делаю?
(Пеку блины)

Я ем блины.

Я ем блины, блины еще быть может
В кастрюле той остыли не совсем,
Но пусть Вас это больше не тревожит,
Я и без вас их с аппетитом съем.

Я ем блины так искренно и нежно,
Я был так долго голодом томим.
Я съем блины безмолвно, безнадежно.
Я лучше подавлюсь, но не отдам другим.

***

С Масленицей

С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!

***

Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают? (Блин)

- Прекрасные стихи и загадки! И они напомнили нам о нашем главном деле – выпечке блинов.

Слайд17 презентации.

Тесто отлично подошло. Взбиваем миксером белки, добавляем их в тесто и сразу начинаем печь.

- А теперь, когда блины на столе, пригласим гостей нашего урока, наших мальчиков попробовать вместе с нами , хороши ли блины получились. Милости просим к столу.

VII. Праздничное чаепитие и игры.

Звучит веселая музыка.

- Понравились Вам блины? Масленица- озорница уже приглашает Вас поиграть.

(выходят девочки в русских народных костюмах)

- Мы избу беленую чисто подметем, 
Ой тоску зеленую мы не пустим в дом!
Холод да метелицу прочь прогоним мы,
Встретим мы с весельицем проводы зимы!
Собрались подруженьки лета да весны,
Заварили чаю, напекли блины,
Будем зиму лютую песней провожать,
А весну горячую звать да закликать.
Будем лето красное следом поджидать!
Масленица-озорница зовет Вас поиграть.

Слйд№18 презентации.

Игра “Бубенцы”

Это старая русская игра, она отлично подойдет для праздника Масленицы. Игpающие встают в кpуг. Hа сеpедину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому завязывают глаза.

Все остальные поют:
“Тpынцы-бpынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!”

После этих слов “жмуpка” должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится “жмуркой”, а предыдущий “жмурка” превращается в обычного игрока

“Ручеек”

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к “истоку” ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало “ручейка”. И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так “ручеек” движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры.

VIII. Итог урока. Выставление отметок.

Слайд №19 презентации.

Литература.

  1. Технология. Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/ Сост.Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова,-М.: 5 за знания,2005.
  2. Уроки по курсу “Технология” 5-9 класс девочки/ Е.Н. Перова,- М.: 5 за знания,2007.
  3. Тесты по технологии “Обслуживающий труд” 5-7 классы/ С.Э. Маркуцкая,-М:Издательство “Экзамен”, 2006.
  4. Технология в схемах, таблицах, рисунках. “Обслуживающий труд” 5-9 классы/ Маркуцкая, М: Издательство “Экзамен”, 2009
  5. Развитие коммуникативной культуры на уроке и во внеклассной работе/ Дереклеева Н.И., М.: 5 за знания, 2007.
  6. Масленица. Серия домашний пир. Сборник рецептов./ Урал ЛТД, 2009.
  7. Широкая масленица. Традиции. Обычаи.Рецепты./ Сибирское университетское издательство, 2011.
  8. Широкая масленица. Обычаи. Православные традиции. Кулинария../Левкина Т.В., М.: Издательство Даръ, 2012.
  9. Технология 5-9 класс (девочки) уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия/ Сост.Л.В.Боброва, Волгоград: Учитель, 2009.