Цели:
- дать детям знания о птице галке, познакомить с явлением, описанным в рассказе Л.Н.Толстого, учить детей последовательно излагать содержание текста, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи, продолжать работу над предложением;
- развивать навыки грамотного письма, внимание, мышление, речь;
- воспитывать в детях любовь и уважение ко всему живому, любознательность, экологическое мировоззрение.
Оборудование:
- презентация к уроку, карточки с текстами для учащихся.
Средства обучения:
- компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Слайд 1.
Слайд 2. |
Орг. момент. Приветствие учителем детей, приветствие гостей. Сегодняшний урок мы начнём с просмотра фотографий птиц и послушаем, как они разговаривают. - Кто знает, как называется эта птица? - Это галка. |
Слайд 3.
Слайд 4. |
Галка – широко распространённая птица
отряда воронов. Длина 34-39 см, масса тела 175-280 г.
Оперение от чёрного до серебристо-серого цвета
(голова и грудь). Радужная оболочка глаза почти
белая. Обитает в лесах и парках, в поселениях
человека. Галки могут нападать на огороды и сады, весной уничтожая всходы бобов и гороха, а летом – плоды вишни и сливы. Галка уничтожает вредных насекомых, улиток и грызунов. Однажды случилась такая история. |
Слайд 5. | Знакомство с текстом. - Давайте прочитаем текст.
|
Кликнуть на слайде, появится название. |
Беседа по содержанию. - Какие качества галки вам понравились? - Догадливость, находчивость. - А можно ли сказать, что эта галка умная? - Да, можно. - Попробуйте озаглавить этот текст. - Умная галка. - Этот рассказ написал Лев Николаевич Толстой. |
Слайд 6. |
- Сегодня мы будем излагать этот текст
своими словами. Как называется этот вид работы? - Изложение. - Зачем мы с вами учимся писать своими словами? (Ответы детей.) |
Слайд 7.
Демонстрация словаря. |
Языковой анализ текста. - Чтобы хорошо написать изложение, нам нужно определить тему текста и главную мысль. Нам помогут следующие вопросы. - Что захотела сделать галка? - Галка захотела попить воды. - Почему она не могла сразу попить воды из кувшина? - Воды было мало. Она не смогла её достать. - Какой выход нашла галка? - Она стала кидать камешки в кувшин. - Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово КИДАТЬ? (Ответы детей.) Есть такая замечательная книга, которая называется толковый словарь русского языка. Составили его Сергей Иванович Ожегов и Наталия Юльевна Шведова. В словаре даётся объяснение всех слов. Вот послушайте, как можно объяснить слово “кидать”. То же, что и бросать. (Кидать мяч. Кидать взгляды на кого-нибудь. Кидать друзей.) Если вы не знаете, как объяснить значение слова, то всегда сможете найти ответ в словаре. - Значение каких слов вам ещё не понятно? |
|
Словарно-орфографическая
подготовка. - Сейчас мы будем объяснять, какие орфограммы нужно запомнить в словах. - Берите карточки, ручки и будем работать со словами. Захотела, она, водой, столе, могла, кидать, поднялась, заметила, напиться. Слова распределяются в 3 столбика:
|
Разбираются все орфограммы, пишутся проверочные слова, объясняются “опасные места”. Обратить внимание, что трудные слова нужно внимательно писать в своей работе. | |
Слайд 8. | Физминутка. - Ой, дети, посмотрите, галчонок летит! Покажите, как он летит. - Прилетели тучки (кулачки сжаты на расстоянии вытянутых рук, сближаются и ударяют друг о дружку), разозлились на галчонка, что он громко кричит, и полил дождь проливной. (Дети показывают пальцами дождик.) Галчонок залетел в гнёздышко и спрятался в нём. (Садятся на корточки и обхватывают колени руками.) А солнышко выглянуло, просушило пёрышки галчонку (поглаживают себя по предплечьям и рукам), он вылетел снова из гнезда, да кричать не стал, а полетел искать себе еду. А мы тихонечко сядем и продолжим работу. |
Слайд 9. | Составление устного текста по
вопросам. (Слабоуспевающим ученикам карточка с опорными словами.) - Посмотрите внимательно: здесь есть для вас подсказка. Кто догадался какая? - Начинать отвечать на вопрос нужно с выделенного слова. |
У каждого ученика на парте листы с текстом. | - Скажите, сколько частей в тексте? - Две. - Помогите сгруппировать вопросы по частям текста. Какие вопросы относятся к 1 части? - С 1 по 5. - Какие вопросы относятся ко 2 части? - 6 и 7. - Какое предложение нужно написать последним? - Вот так галка! |
Запись текста учащимися. - Открыли тетради, записали: Число. Изложение. Умная галка. - Посмотрите, какие подсказки у вас есть? - Вопросы, с подчёркнутых слов нужно начинать писать предложения, трудные слова написаны на доске. - Закройте глазки, проговорите текст про себя и начинайте работать. - Я желаю вам удачи. Итог урока. - Что мы писали на уроке? - Кто хочет прочитать свой текст? - Что нового вы узнали о жизни галок? |