Метод проектов в обучении информатики

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Модернизация в сфере образования ставит во главу угла принципы личностно ориентированного, индивидуального подхода.

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и т.д.

Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков, поэтому очень часто на уроках я использую метод создания творческих проектов.

Цели педагогического процесса

Использование метода проектов при изучение информатики и информационных технологий на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • систематизация знаний в области информатики и информационных технологий, полученных в школе;
  • развитие основных навыков работы с информацией, умение самостоятельно применять эти навыки сообразно учебным и производственным целям; знакомство с минимальным набором профессиональных инструментов и компьютерных моделей при решении учебных задач, а также практических задач;
  • приобретение опыта выполнения коллективных проектов с применением информационных и коммуникационных технологий;
  • ознакомление с информационными методами познания природы и общества: использование информационных и коммуникационных технологий в наблюдении, регистрации, моделировании и анализе явлений, представления результатов в виде информационных объектов,
  • освоение системы знаний получения представлений об общих понятиях информатики: информационный объект, информационный процесс, информационная модель, информационная система, управление, алгоритм и др.; о формальных моделях информационных объектов и процессов; об ориентации в информационном мире;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности в профильных областях;
  • воспитание необходимых норм поведения и деятельности в соответствии с требованиями глобального информационного общества, знакомство со специфическими проблемами информационного общества.

Классификация проектов

Существуют различные классификации проектов:

По доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект;
  • информационный проект;
  • творческий проект.

По продолжительности:

  • мини-проекты;
  • краткосрочные проекты;
  • годичные проекты.

Формы продуктов проектной деятельности также могут быть разнообразны. Это и видеофильм, серия иллюстраций, учебное пособие и т.д.

Учеников привлекает новизна проведения таких мероприятий, интерес к работе с компьютером. Повышается самооценка учащихся, знающих, что их труд не пойдет в корзину, а будет широко использоваться. Мной проводится работа по созданию проектов к урокам по всему курсу информатики.

Принципы педагогической деятельности.

Проект – практическая работа большого объёма, которая предназначена для закрепления, углубления, совершенствования и реализации базовых знаний учащихся, по определённой теме или разделу.

Создание проекта относится к активным методам обучения, а точнее к исследовательским методам и использует в своей основе СТРАТЕГИЮ ПОГРУЖЕНИЯ в учебный предмет или объект изучения реального мира. Метод проектов очень эффективен, но проблематичен в использовании на традиционном уроке, учитывая современную образовательную базу. Тем не менее, необходимо отметить, что данный метод реализует следующие дидактические принципы:

Принцип сознательности и активности. Подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания.

Принцип связи теории с практикой. Практика критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.

Осуществление межпредметных связей для наиболее полной информационной картины мира. Этот реализуется за счёт подбора проектов разной тематики и взаимодействия с другими учителями предметниками.

Также проектный метод обучения тесно связывается с принципами прочности усвоения новых знаний и принципом научности. Полученные в ходе работы над проектом знания более прочные и глубокие, чем те которые получены на обычных уроках.

Сущность метода проектов с использованием компьютерных технологий.

Учащимся перед выбором участвовать в проекте или нет предлагается ознакомиться с этапами работы над проектом:

1. Выбор темы проекта и формулировка проблемы.

Предлагается подумать, в какой области знаний хотел бы учащийся реализовать свой проект (гуманитарной, лингвистической, естественно-научной). На этом этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации будущих занятий: намечается разделение задач внутри группы, предварительное закрепление за каждым из них той или иной роли и амплуа, составление схемы их взаимодействия, планирование порядка работ.

2. Исследование проблемы.

Следующий шаг – найти как можно больше информации по проблеме, которую выбрал учащийся, ее анализ.

Необходимо сходить в библиотеку. Просмотреть журналы и газеты. Посетить различные информационные сайты в Internet. (Учащийся должен владеть компьютером и информационными технологиями.) Фиксировать все интересные идеи, которые приходят в голову. Нужно оценить свои возможности, достаточно ли у учащегося знаний и умений для реализации его идеи. Реально оценить время для решения проблемы проекта. Подумать о внешнем виде проекта.

3. Генерирование идей.

На этом этапе школьники используют различные методы поиска идей решения проблемы. Руководитель проекта обязательно проконсультирует и поддержит учащегося в ходе поиска. Любая проблема может иметь много различных вариантов решения. (web – страница, мульти - медиа презентация и т.д.) нужно выбрать оптимальный вариант.

4. Отбор идей.

На этом этапе надо выбрать идею, позволяющую наиболее успешно решить проблему.

5. Разработка технического решения.

6. Планирование

На этом этапе намечается последовательность и сроки реализации проекта. Обязательно показать макет проекта руководителю, который внесет коррективы. Спланировав свою деятельность, учащийся можешь приступать к воплощению проекта.

7. Реализация проекта.

В ходе реализации проекта учащийся должен обговаривать содержание с консультантами и руководителем проекта.

8. Предзащита.

Хорошо, чтобы это событие было записано на пленку с помощью видеокамеры. Так учитель и учащиеся получат возможность проанализировать свои выступления. Увидеть себя со стороны и учесть свои все недостатки.

9. Первичное подведение результатов, доработка проекта.

10. Защита проекта.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, поэтому:

1. Учитель вместе с учащимися формирует проблему, ставит задачу. Конкретная тема может выбираться как самим учащимся, так и с помощью учителя предметника. Частичному разрешению проблемы посвящается значительный отрезок учебного времени на первом этапе проекта и консультативные беседы на протяжении всей работы до этапа защиты проекта.

2. Знания учащимся либо не сообщаются, либо сообщаются только базовые знания. Учащиеся самостоятельно добывают знания, решают задачи об их применении на практике.

3. Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач.

4. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

5. Учебный процесс предусматривает творческое усвоение знаний.

Методы и приемы педагогической деятельности.

Можно выделить два уровня или вида проектного метода обучения: первый - применяется на уроках со слабыми учащимися, второй - с сильными учащимися. Первый уровень можно назвать ФРОНТАЛЬНЫЙ проектный метод, второй - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ проектный метод.

Контроль и оценивание проекта

Важным аспектом является разработка критериев оценки проекта. Критерии должны быть выбраны исходя из принципа оптимальности и доступности для учащихся каждого возраста. Критерии должны оценивать качество проекта в целом и должны быть известны всем исполнителям проектов задолго до защиты.

Критерии оценок на защите проектных работ учащихся:

  • важность темы проекта;
  • глубина исследования проекта;
  • качество выполнения продукта;
  • самостоятельность работы над проектом;
  • убедительность презентации.

Наша задача – воспитать такую личность, которая бы смогла реализовать себя в современном информационном обществе.