Методическая разработка коррекционно-развивающего интегрированного урока развития речи и психологии

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


Уровень образования школьников: 3 класс по программе специального (коррекционного) образования VII вида

УМК: “Школа России”

Тип урока: урок применения знаний и умений

Форма проведения: интегрированный урок (развитие речи и психология)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядные, практические, словесные, проблемный метод, дидактическая игра.

Педагогические технологии:

- здоровьесберегающая;

- игровая;

- личностно-ориентированного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

- информационно-коммуникационная технология.

Ожидаемые результаты:

- знание написания новых словарных слов (ягода, земляника, муравей, человек)

- умение подробно передавать смысл прочитанного текста;

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- повышение мотивации обучения;

- развитие творческих способностей, орфографической зоркости у учащихся.

Цели:

  • Коррекционно-образовательная: формировать коммуникативно-речевые умения (слушание, говорение и создание текста); отрабатывать способы проверки орфограмм; учить понимать авторское отношение.
  • Коррекционно-развивающая: развивать познавательные процессы: восприятие, мышление, оперативную и долговременную память, внимание путём подбора образных смысловых и фонетических ассоциаций, через сменяющиеся виды деятельности, наглядный материал; развивать умения выражать своё отношение к поступку героя; активизировать словарный запас учащихся.
  • Коррекционно-воспитательная: воспитывать личностные качества ребёнка: целеустремлённость - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их; чувства собственного достоинства, доброжелательность, сочувствие - через формирование адекватной самооценки у учащихся; способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, любви к природе.

Оборудование:  персональный компьютер, электронная презентация (18 слайдов), проектор, экран, набор перфокарт (слова с непроверяемой безударной гласной в корне), муравей-игрушка, картонная цветная ягода (по количеству учащихся), ягода-подушка, костюмы: усики для муравья, кепка для человека, “ягода успеха”-раскраска для самооценки, плакат “Виды текста”, сюжетные картинки: 4 рисунка к тексту, карточки с текстом, портрет автора, зеркала индивидуальные, словарики, рабочие тетради, цветные карандаши, цветные ручки, эфирное масло “Сосна обыкновенная”, магнитная доска, магниты.

Ход урока

Этап-I. Ритуал “входа” в урок. Психологический настрой. Слайд-1.

Звучит “Подари улыбку миру” в исполнении шоу-группы “Улыбка”

- Здравствуйте, ребята! Давайте возьмёмся за руки, посмотрим друг другу в глаза и подарим улыбку. Ведь именно с улыбки, с хорошего настроения начинается приятное общение. Вы готовы общаться? Тогда занимайте свои места за партами.

Этап-II. Организационный момент. Сообщение темы, целей.

Вновь заливистый звонок
Всех позвал нас на урок.
Станет пользой он для нас.
За работу, в добрый час!
Будем речь мы развивать
И поступки обсуждать.

- Итак, вы все, конечно же, догадались, что сейчас урок ... (“Развитие речи”), тема которого звучит так: “Изложение по миниатюре А.И.Приставкина”.

Этап-III. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

Но вначале проверим, как вы справились с домашней работой. (Заранее, до урока тетради проверяются учителем)

- На предыдущем уроке каждый из вас получил своё индивидуальное задание:

1 уровень сложности: закончить предложения так, чтобы каждое соответствовало трём видам текста.

1. Текст-описание

Ослик был очень симпатичный: ...

2. Текст-рассуждение.

Я люблю своего ослика, потому что ...

3. Текст-повествование.

Я давно мечтал о заводной игрушке. И вот на день рождения ...

Справочное бюро: с ним весело  играть; серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками и смешным хвостом; мама подарила мне ослика.

2 уровень: распределить готовые мини-тексты по трём видам и записать их.

1. Вчера в цирке я видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2. Вчера в цирке я видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие.

3. Вчера в цирке я видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них?

3 уровень: составить и записать мини-текст одного из видов на тему “Рысь”.

(Примерная работа ученика: Текст-описание.

Рысь.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой, с пятнами.)

- Сделаем вывод по выполнению домашнего задания. Слайд-2.

Ой, посмотрите, снежинки влетели:
“Что, интересно, от нас вы хотели?”

- Снежинки хотят поиграть в игру: “Не зевай – отвечай”. Давайте правильно и быстро ответим на вопросы снежинок, чтобы они не успели растаять.

1. Какие виды текстов вам известны? (В русском языке три вида текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение).

2. Что общего во всех этих текстах? (Все состоят из предложений, связанных между собой по смыслу. Их можно озаглавить).

3. А чем же отличаются? Что такое текст-повествование? (Это текст, в котором рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно задать вопросы: что случилось?, когда?, где?, с кем?)

Что такое текст-описание? (Это текст, который раскрывает признаки предмета, лица, явления. К таким текстам можем поставить вопросы какой? какая? какое? какие?)

Что такое текст-рассуждение? (Это текст, который объясняет явления, события, раскрывает его причины. Можно поставить вопросы почему?, зачем?)

- Мы повторили все виды текста (Приложение-1) для того, чтобы вам, ребята, легко было определить, к какому же из них относится текст изложения, с которым будем работать.

Этап-IV. Подготовка к восприятию текста-изложения. Релаксация.

- Попрощаемся с зимними снежинками и на некоторое время перенесёмся в тёплый майский денёк. Слайд-3.

Приглашаю вас, ребята, в добрый лес.

Он, конечно, полон сказок и чудес.

- Устраивайтесь поудобнее. Ваши руки превращаются в мягкую подушечку. Положите голову на подушку и закройте глаза.

Звучит музыка “Звуки Вриндавана”.

- Представьте себе, как в тёплый майский денёк вы совершаете прогулку по лесу. Среди деревьев много залитых солнцем полянок, покрытых густой травой. Вы вдыхаете аромат хвои и цветов. (Ароматерапия: учитель открывает флакон эфирного масла с ароматом сосны обыкновенной). Радует глаз пара бабочек, порхающих в воздухе. Вы слышите пение птиц, полёт шмеля, шелест крыльев стрекозы, шуршание маленького пушистого зверька, гудение пчёл над цветами. Они готовят сладкий, душистый мёд. По земле ползают муравьи. Каждый из них занят своим делом. Тысячи жучков рыхлят землю, паучок плетёт паутину. Давайте приглядимся повнимательнее к этой удивительной жизни трудолюбивых насекомых. Они часть нашего мира.

- Весь класс медленно пробуждается ото сна.

- Ребята, а какие “лесные картинки” представили вы себе? (ответы детей)

Этап-V. Лексическая работа.

- Ребята, после лесной прогулки к нам в класс забрался гость. Он очень скромный, стеснительный. Кто же это такой? Давайте его отыщем. Он находится в правом нижнем углу. (Муравей).

- Сегодня мы подготовимся к написанию подробного изложения, которое так и называется “Муравей”. А напишем его завтра, в первой половине урока русского языка.

- Написание какой буквы в названии может вызвать у вас трудность, сомнение? (Второй безударной гласной: А или О).

- Откройте словарики и запишите в левой графе слово мур_вей с окошком на опасном месте и ударением.

- Почему его так назвали? (Муравьи очень часто копошатся в травушке-муравушке). В левой графе запишем слова-помощники в запоминании: травушка-муравушка. Поставим ударение. В сильной, ударной позиции оказалась буква А. Вставим эту букву в окошко слова муравей. (слуховая (фонетическая) ассоциация).

- А посмотрите в дневники: чем вас одарил гостеприимный лес? (Дети достают ягоду)

- Ягода! Определите “опасное место” в этом слове? (Безударная гласная О или А).

- Выберите способ запоминания. (Внешний вид ягодки напоминает букву О). (графическая ассоциация).

- Запишем в словарики слово с безударной гласной и подчеркнём орфограмму: ягОда – делаем зарисовку ягоды в левой графе, ставим =О.

- А как называется эта ягода? (земляника). Где в этом слове опасные места? Какие буквы можем написать? (з . мл . ника: первая гласная – Е или И, вторая – И, Е или Я). Какие же буквы вставим и как запомним. Что делаю я с земляникой? (ем я). Запишем в словарик и подчеркнём слова-подсказки: зЕмлЯника. (слуховая (фонетическая) ассоциация) Слайд-4.

- Перед вами на экране ягода и насекомое. Что между этими предметами общего? Подсказка: за помощью обратимся к уроку природоведения. (Оба предмета - часть живой природы).

А в чём различие? (Ягода относится к растительному миру, а насекомое - к животному). Итак, перед вами животное и растение, а кто еще относится к живой природе? (Человек).

- Разберем написание слова человек. Назовите орфограммы. (е, о).

- Какие можно подобрать способы запоминания этого слова? (Лицо напоминает букву О).

- Слово человек связывают со словами чел и век.

- Чел – член семьи, век – здоровье, сила. Значит, получается сильный мужчина. (графическая и смысловая ассоциации).

- Запишем в словарик: ч_л_век с окошками, напишем в правой графе слова-помощники: член семьи, подчеркнём букву Е и вставим в слово человек. Нарисуем лицо человека =О, вставим букву О в окошко.

- На эти слова мы обратили внимание не случайно. Герои нашей истории – муравей и человек, а действия будут развиваться вокруг предмета - ягоды. Мы должны будем выразить своё отношение к поступку одного из героев.

- А какие ещё проблемы мы ставили в начале урока? (Подготовить подробный пересказ и определить к какому виду текста относится рассказ).

Этап-VI. Физминутка-массаж. Слайд-5.

(Дети встают друг за другом по кругу, кладут ладони на спину впереди стоящего)

Включается минусовка “Два весёлых гуся”.

Встанем все по кругу,

Смотрим в спину другу.

За природой наблюдали
Мы, когда гуляли. (идут по кругу, руки – на плечах у соседа)
Глазки вверх мы поднимали,
Вниз их опускали. (в проигрыш постукивают рёбрами ладоней)
Хлопаем ладошкой, (похлопывают ладонями по спине)
Кулачком немножко. (поколачивают кулачками)
Делаем массаж с любовью,
Было чтоб здоровье.

Этап-VII. Работа с текстом изложения. Анализ.

1) Чтение учителем.

- Сядьте поудобнее и послушайте историю, попытайтесь её представить. Слайд-6.

А.И.Приставкин (Родился 17 октября 1931 г., 81 год)

Муравей. Слайд-7.

Муравей тащил ягоду. Тяжёлую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и только на закате солнца оказался на тропинке. А за ней уже видна острая крыша муравейника.

По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: “Гляди-ка, ягода”. Потом он увидал муравья и щелчком сбил его на землю. “Поди прочь, привык на готовенькое!”. И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (жалость к муравью, презрение, ненависть к человеку).

- Почему? (муравей слабый, маленький, беззащитный, весь день мучился, обрадовался, что скоро будет дома, а человек помешал ему, хотя никакой пользы от одной ягоды не получил).

2) Театрализация, рассматривание сюжетных картинок.

- А теперь обыграем историю, чтобы ярче представить себе героев. (Роли исполняют сами дети в костюмах).

Муравей: Ой, какая тяжёлая, огромная, красная ягода! Как же трудно её всё-таки тащить. А какой аппетитный сладкий сок из неё капает! От него у меня щиплет глаза. Фух, весь день я тащу эту ягоду. Вот уже и солнышко садится. Ой, да я же оказался на тропинке! А за ней видна острая крыша моего муравейника. (Слышатся шаги человека).

Человек: Гляди-ка, ягода! А это кто? Муравей... Вот тебе щелчок. Поди прочь, привык на готовенькое (чавкает). Какая сочная сладкая ягода! (слышатся шаги человека).

3) Анализ произведения. Слайд-8.

- Что вы можете сказать о каждом из героев? Опишите муравья. (Измученный, бедненький, трудолюбивый).

- Почему вы его показываете согнутым и измученным? (Долго тащил, устал, тяжёлая ноша).

- Для кого он мог нести эту ягоду? (Для семьи, для детей).

- Как вы думаете, что ощутил муравей, когда увидел крышу своего муравейника? (Радость, облегчение).

- Расскажите, каким вы увидели человека? (Злым, жестоким, бездушным).

- Почему он кажется вам таким вальяжным, распущенным и даже нагловатым? (Чувствует себя сильнее, важнее всех, хозяином).

- Что почувствовал муравей, когда человек сбил его на землю? (Обиду, разочарование).

- Как иначе мог бы поступить человек в этой ситуации? (Посочувствовать, поднести к муравейнику).

4) Деление на части и озаглавливание их (составление плана). Работа в парах.

Речевая разминка “Разомнем язычок”

- Нам понадобятся зеркала, приготовили.

1. Голодные дети.

Максимально широко откроем рот, язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы и произнесём слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.

2. Ждём землянику.

Сделаем из языка “чашечку” и удерживаем ее мысленно под счет до “шести”.

3. Очень вкусная ягода!

Присасываем “широкий” язык к нёбу, затем произносим звук а.

- Перед вами тексты. Разделите их на две части.

- Прочитайте первую часть. Как мы её озаглавим?

- Прочитайте вторую часть. Как озаглавим её?

- Открыли все тетради, записали число, тему урока, план. Слайд-9.

ПЛАН:

1. Трудный день.

2. Встреча.

3. Моё отношение к поступку человека.

В третьей части вы выразите своё отношение к герою.

Этап-VIII. Разбор языковых особенностей рассказа. Слайд-10.

- Приступим к разбору языковых особенностей рассказа. Какая была ягода? (Тяжёлая, красная, сочная, из неё капал сок).

- Докажите, что муравью тяжело. (Тащил, тяжёлая, щипало, весь день, и только на закате).

- Почему автор выбрал именно эти слова? Что произойдёт, если мы заменим их другими словами – нёс, большую, вечером, увидел. (Не так ярко будет показана трудность муравья).

- Какие слова помогли нам оценить характер и поведение человека? (Гляди-ка, ягода, поди прочь, привык на готовенькое, щелчком сбил, засунул, пошагал).

- Что хотел показать автор, выбирая именно эти слова? (Какой человек невоспитанный, грубый).

- Что произойдёт, если мы их заменим: щелчком сбил – убрал, засунул – положил, пошагал – пошёл. (Человека увидим немного добрее).

- Кто в этом рассказе на самом деле “привык на готовенькое”?

Этап-IX. Пересказ текста по плану с опорой на сюжетные картинки. Слайд-11.

- Перескажите текст, используя слова автора, которые точно изображают героев, показывают отношение автора к каждому герою.

- А что вы напишите в третьей части? Как поступил человек? (Плохо, неправильно, подло). Почему? (Он обидел маленького, беззащитного, трудолюбивого муравьишку). Каким нужно быть человеком в данной ситуации? (Надо быть добрым, заботливым, бережно относиться ко всему живому).

Этап-X. Орфографическая подготовка. Слайд-12.

- Проведём игру “Редактор”. Перед вами карточки с рассказом “Муравей”. Кто быстрее и больше выделит в нём орфограмм.

Самопроверка. - Посмотрите на экран и проверьте, все ли орфограммы вы заметили.

Этап-XI. Домашнее задание. Слайд-13.

- Дома вы должны будете объяснить написание найденных в тексте известных орфограмм, т.е. подготовиться к грамотному письму изложения на следующем уроке.

Этап-XII. Итог урока. Слайд-14.

- К какому же виду текста относится рассказ “Муравей”? (Текст-повествование). А ваше продолжение, третья часть? (Текст-рассуждение).

- Чему научил вас этот рассказ? (Быть добрыми, бережно относиться ко всему живому, заботиться о слабых).

- Все ваши выводы очень ценны. Жестокость в малом порождает жестокость в большом. От вас зависит состояние природы на земле. Мы сами (и взрослые, и дети) должны охранять природу – наше богатство.

- Таким образом, мы можем сформулировать заповеди нашего сегодняшнего урока.

Заповеди:

1. Не навреди братьям своим меньшим.

2. Бережно относись ко всему живому.

3. Будь добрым, заботливым.

4. Охраняй природу - своё богатство.

Этап-XIII. Рефлексия  урока. Слайд-15.

Высказывания учеников о проделанной работе. Работа в парах по алгоритму.

- Ребята, проанализируйте своё участие в уроке и выскажитесь друг другу о проделанной работе по алгоритму на экране:

- Я сегодня узнал(а) ...

- Мне больше всего понравилось...

- Я затруднялся(лась)...

- Меня особенно удивило ...

- Урок заставил меня задуматься...

Этап-XIV. Выставление оценок. Слайд-16.

– А теперь мне хочется, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Раскрасьте соответствующим цветом “ягоду успеха”. (Приложение-2)

  • Красная ягода (поспевшая) - Работой своей доволен. Всё получилось.
  • Оранжевая ягода (немного недоспевшая) – Работал хорошо. Были небольшие затруднения.
  • Жёлтая ягода (только начавшая спеть) – Был пассивен. Было очень трудно.
  • Зелёная ягода (спрятавшаяся под листья куста) – Работой своей недоволен. Осталось много вопросов.

Звучит “Дорога добра”. Авторы: Энтин Ю. (слова), Минков М. (музыка). Дети раскрашивают.

Этап-ХV. Ритуал выхода из урока. Слайд-17.

- Наш урок подошёл к концу. Станем лицом в круг, лёгким пожатием рук поделимся друг с другом энергией, которой вы зарядились на уроке. Протянем руки вперёд и возьмём с собой из урока всё важное, что было сегодня с нами. (Ребята прикладывают руки к груди).

- Урок окончен. Спасибо за прекрасную работу!

Приложения.

Литература.

  1. Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” №4, 2004 год
  2. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки. Издательство: "Учитель", 2006 год
  3. М.А.Поваляева. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006 год