Цель: формирование умения определять тему текста, составлять предложения, устанавливать связь слов в предложении, предложений в тексте, вырабатывать навыки грамотного письма.
Задачи: развивать письменную связную речь, развитие эстетического вкуса, наблюдательности.
Ход урока
Минутка чистописания.
-ая, -ый, -ой, -ое рыжая длинный остренькое
Задайте вопрос к словам (Какая? и т.д.)
Что обозначают слова, которые отвечаю на эти вопросы? Ответ: признаки предмета.
- Сегодня на уроке мы будем писать текст, в котором такие слова будем употреблять.
Загадка.
За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло и пропало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Рекомендуется использовать изображение лисы.
- По каким признакам догадались, что это лиса (пламя)? О чем идет речь? На что указывает слово “пламя” (на окраску)?
- Вспомните, лиса является героем многих сказок, где она выполняет не очень благовидную роль – ворует кур, хитрит, охотиться на птиц и т.д. и т.п. Однако, вспомните, как часто ее называют? (Кумушка, Патрикеевна, плутовка, проказница и другие.) В общем, слова ласковые и, можно сказать, говорятся с долей восхищения. За что же многие авторы её так любят, и так называют? (За красоту.)
- Вот как описывает лису один из авторов. Читаем текст.
“У кумушки-лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте.
Шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая. На груди жилет, а на шее белый галстучек.”
- Какой вопрос можно задать к тексту? (Какая?)
- Как называется такой текст? (Описание.)
2. Текст на доске. Работа с текстом.
– Сегодня вы будете писать текст-описание.
Лиса – красивое животное. Тело её покрыто густой рыжей шерстью. (Хвост). У нее короткие ноги и острая хитрая мордочка. (Глаза). Лиса любит мышей.
- Озаглавьте текст. (Лиса.)
- Какой вопрос можно задать к тексту? (Какая?)
- Чем этот текст отличается от повествовательного текста? (Что случилось, что произошло?)
- Какое предложение в этом тексте лишнее? (Лиса любит мышей.)
- Почему? (Последнее предложение убрать.)
3. Использовать изображение лисы.
Какая очень важная деталь упущена из описания? (Хвост.) Составьте предложение о хвосте лисы-проказницы. (У плутовки роскошный рыжий хвост.) и другие.
После какого предложения мы его введем в текст? (После второго.)
Что еще мы не взяли для описания? (Глаза.) Составление предложений. (Глазки у лисы бусинкам, светятся хитрым огнем.) и другие.
Куда вставим это предложение? (после четвертого.)
4. – Давайте выскажем свое отношение к лисе.
“Хорошая лесная красавица!”
“Я люблю рыжую плутовку!” и другие.
- Этим предложение вы и закончите свой текст .
Вопросы к тексту.
- Какое животное лиса?
- Чем покрыто тело лисы?
- Какой у лисы хвост?
- Какие у нее ноги и мордочка?
- Какие глаза у лисы?
- Моё отношение к лисе.
Слова для справки.
Роскошный, Патрикеевна, плутовка, рыжая хищница, хитрым огнём.
Лиса.
Лиса – красивое животное. Тело её покрыто густой рыжей шерстью. У лисы роскошный пушистый хвост. У неё короткие ноги и острая мордочка. Глазки у лисы бусинками, светятся хитрым огнём.
Я люблю лесную красавицу!