Обучающее изложение "Лиса"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (287 кБ)


Цель: формирование умения определять тему текста, составлять предложения, устанавливать связь слов в предложении, предложений в тексте, вырабатывать навыки грамотного письма.

Задачи: развивать письменную связную речь, развитие эстетического вкуса, наблюдательности.

Ход урока

Минутка чистописания.

-ая, -ый, -ой, -ое рыжая длинный остренькое

Задайте вопрос к словам (Какая? и т.д.)

Что обозначают слова, которые отвечаю на эти вопросы? Ответ: признаки предмета.

- Сегодня на уроке мы будем писать текст, в котором такие слова будем употреблять.

Загадка.

За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло и пропало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Рекомендуется использовать изображение лисы.

- По каким признакам догадались, что это лиса (пламя)? О чем идет речь? На что указывает слово “пламя” (на окраску)?

- Вспомните, лиса является героем многих сказок, где она выполняет не очень благовидную роль – ворует кур, хитрит, охотиться на птиц и т.д. и т.п. Однако, вспомните, как часто ее называют? (Кумушка, Патрикеевна, плутовка, проказница и другие.) В общем, слова ласковые и, можно сказать, говорятся с долей восхищения. За что же многие авторы её так любят, и так называют? (За красоту.)

- Вот как описывает лису один из авторов. Читаем текст.

“У кумушки-лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте.

Шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая. На груди жилет, а на шее белый галстучек.”

- Какой вопрос можно задать к тексту? (Какая?)

- Как называется такой текст? (Описание.)

2. Текст на доске. Работа с текстом.

– Сегодня вы будете писать текст-описание.

Лиса – красивое животное. Тело её покрыто густой рыжей шерстью. (Хвост). У нее короткие ноги и острая хитрая мордочка.  (Глаза). Лиса любит мышей.

- Озаглавьте текст. (Лиса.)

- Какой вопрос можно задать к тексту? (Какая?)

- Чем этот текст отличается от повествовательного текста? (Что случилось, что произошло?)

- Какое предложение в этом тексте лишнее? (Лиса любит мышей.)

- Почему? (Последнее предложение убрать.)

3. Использовать изображение лисы.

Какая очень важная деталь упущена из описания? (Хвост.) Составьте предложение о хвосте лисы-проказницы. (У плутовки роскошный рыжий хвост.) и другие.

После какого предложения мы его введем в текст? (После второго.)

Что еще мы не взяли для описания? (Глаза.) Составление предложений. (Глазки у лисы бусинкам, светятся хитрым огнем.) и другие.

Куда вставим это предложение? (после четвертого.)

4. – Давайте выскажем свое отношение к лисе.

“Хорошая лесная красавица!”

“Я люблю рыжую плутовку!” и другие.

- Этим предложение вы и закончите свой текст .

Вопросы к тексту.

  1. Какое животное лиса?
  2. Чем покрыто тело лисы?
  3. Какой у лисы хвост?
  4. Какие у нее ноги и мордочка?
  5. Какие глаза у лисы?
  6. Моё отношение к лисе.

Слова для справки.

Роскошный, Патрикеевна, плутовка, рыжая хищница, хитрым огнём.

Лиса.

Лиса – красивое животное. Тело её покрыто густой рыжей шерстью. У лисы роскошный пушистый хвост. У неё короткие ноги и острая мордочка. Глазки у лисы бусинками, светятся хитрым огнём.

Я люблю лесную красавицу!