Типы развития насекомых. 7-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: выяснить особенности размножения и развития насекомых

Оборудование: медиапроектор, компьютер, мультимедийные учебные пособия:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006; 1С:Школа.Биология. Животные. 7 класс. ЗАО “1С”, Электронный атлас для школьника. Зоология 7 – 8 классы.

Ход урока

На протяжении двух уроков мы изучаем последний из классов типа Членистоногие – Класс Насекомые. Изучили особенности внешнего и внутреннего строения насекомых. Давайте вспомним некоторые моменты из изученного материала.

Слайд 2 – Определите насекомых - выберите из предложенных изображений беспозвоночных животных насекомых.

Слайд 3 – Какие части насекомого изображены?

Как и все живые организмы, насекомые способны давать потомство, проявляя тем самым один из признаков живого – размножение. Большинство насекомых – раздельнополые организмы.

Слайд 4 – Вопросы:

1) Как называется способ размножения, в котором принимают участие две особи противоположного пола?

2) При половом размножении женская половая клетка сливается с мужской. Как называется этот процесс?

3) Что образуется в результате оплодотворения?

Зигота дробится, образуется зародыш, который в последствии станет взрослым организмом.

Слайд 5 - Как происходит развитие насекомого из яйца во взрослую особь? Какие типы развития можно встретить в мире насекомых? Какой тип развития более прогрессивен? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы на уроке.

Слайд 6 - Учащиеся записывают в тетради число, тему урока.

Слайд 7 - После оплодотворения насекомые откладывают яйца. Они могут быть одиночными, а могут образовывать группы. По форме яиц и их расположению ученые способны определить вид насекомого, отложившего яйца.

Слайд 8 - Через несколько дней из яиц появляются личинки. Одни из них очень похожи на своих родителей, другие не очень.

Как вы думаете, кому из этих личинок легче превратиться во взрослое насекомое? (Ответ: тому, кто больше похож на взрослое насекомое). А тем, кто не похож на “маму” придется потрудиться. Превращение из личинки во взрослое насекомое будет длиннее.

Слайд 9 - На основании этого всех насекомых можно разделить на две группы: 1 группа – насекомые с неполным превращением, 2 группа – насекомые с полным превращением. (учащиеся записывают в тетрадь верхнюю часть схемы

Какие же стадии проходят в своем развитии насекомые, относящиеся к 1-ой группе? (учащиеся работают с учебником, заполняя левую часть схемы)

Слайд 10 – Проверка записи схемы.

Слайд 11 - Давайте посмотрим цикл развития всем нам знакомого кузнечика.

Сравните его личинку со взрослым насекомым.

- В чем сходство? (среда обитания, образ жизни, внешнее строение)

- В чем различие? (размеры, недоразвитость крыльев, недоразвита половая система)

- На рисунке мы видим разные стадии личинок, но можно отметить, что размеры личинок разные. Почему? (рост)

Мы с вами знаем, что внешние покровы насекомых, как впрочем, и всех представителей типа Членистоногие, содержат малорастяжимое вещество – хитин.

- Как же происходит рост личинки? (линька).

- Почему на личиночной стадии насекомые многократно линяют, а во взрослом состоянии нет? (на личиночной стадии покровы мягкие и хорошо растяжимы, а во взрослом состоянии покровы содержат большое количество хитина, который малорастяжим)

В зависимости от вида, личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем – 5-6 раз.

Когда мы сравнивали взрослое насекомое и личинку кузнечика, мы говорили о сходстве в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая.

- Как вы думаете – как скажется такое сходство на их взаимоотношениях? (может возникнуть конкуренция).

Конкуренция это плохо. А можно ли ее избежать? (да)

- А каким образом насекомые в своем развитии могут избежать конкуренции? (должна быть личинка, которая бы питалась другой пищей и вела другой образ жизни)

- Как это скажется на внешнем и внутреннем строении личинки? (она не будет похожа на взрослое насекомое).

- Как же такая личинка сможет превратиться во взрослую особь? (должна быть переходная стадия).

Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых.

Слайд 12 – Развитие насекомых, когда появляется переходная стадия, называется развитием с полным превращением, или развитие с метаморфозом.

Метаморфоз – превращение, переход к чему-либо, перемена состояния.

Слайд 13 - Какие же стадии развития проходят насекомые в своем развитии с полным превращением? (учащиеся работают с учебником, заполняя правую часть схемы)

Слайд 14 – Проверка заполнения схемы.

Слайд 15 - Сравните гусеницу и бабочку. Перечертите в тетрадь таблицу и заполните её.

Слайд 16 – Проверка заполнения таблицы.

Слайд 17 – Какой же вывод можно сделать на основании сравнения гусеницы (личиночной стадии) и бабочки (взрослое насекомое)?

Вывод: гусеница и бабочка имеют разный тип ротового аппарата и, следовательно, питаются разной пищей. Значит, отсутствует конкуренция между личиночной стадией развития и имаго за пищу.

Слайд 18 – Давайте еще раз внимательно рассмотрим стадии развития насекомого с полным превращением. Когда же происходит процесс трансформации – превращение гусеницы в прекрасную бабочку? (на стадии куколки)

Слайд 19 - Разнообразие куколок разных насекомых.

Слайд 20 – Таким образом, куколка – стадия, на которой:

  • Насекомое не двигается;
  • Насекомое не питается;
  • Происходит превращение личиночных органов в органы взрослого насекомого

Слайд 21, 22 – Мы изучили типы развития насекомых. Давайте вернемся к вопросам, которые мы поставили перед собой в начале урока и ответим на них.

Слайд 23 – Перечертите в тетрадь таблицу и заполните её с помощью параграфа 27 учебника.

Слайд 24 – Проверка заполнения таблицы.

Слайд 25 – Применение знаний на практике. Запишите схемы развития бабочки и клопа.

Слайд 26 – Проверка заполнения схем.

Слайд 27 – Выполните письменно тест. Выпишите номера правильных суждений.

Слайд 28 – Проверка ответов – 1,2,3,7.

Слайд 29 – Домашнее задание - § 27. Нарисуйте зоошутку – необычное насекомое, части тела которого возьмите у разных представителей Типа Членистоногие

Слайд 30 – Литературные источники